Адам Смит.
Об Адаме Смите уже упоминалось на лекциях и не раз еще будет упомянуто. Следует здесь только отметить, что задача, которую поставил перед собой Смит, была непроста. Ему предстояло отстаивать принцип естественной свободы (естественного, природного порядка вещей – недаром слово ПРИРОДА вошло в название его великой книги) против меркантилизма и вместе с физиократами, но при этом отстаивать принцип производительности промышленного и торгового капитала против физиократов и вместе с меркантилистами. Это называется садиться меж двух стульев. При этом часто садящийся оказывается на земле, сопровождаемый насмешками с двух сторон. У А. Смита все вышло наоборот: он утвердился на своей позиции, тогда как справа и слева от него все посыпалось. Прежде чем перейти к полемике на два фронта, Смит сооружает себе прочный теоретический фундамент. Из пяти книг «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 –семь лет работал над этим трудом) две первые отведены основам теоретической системы Адама Смита, в третьей и четвертой полемически рассматривается история развития хозяйства различных народов и история развития систем политической экономии (главным образом – меркантилизма и физиократов). В пятой (самой большой книге) излагаются положения о «доходах государя или государства», т.е. о финансах государства, налогах и государственных сборах (Смит первым ввел в предмет политической экономии финансовые проблемы), – как меры во исполнение трех обязанностей (защита общества от насилия со стороны других обществ, защита каждого члена общества от несправедливостей со стороны других членов общества, приведение в исполнение и поддержание предприятий и учреждений, которые не могут быть исполнены и содержимы за счет одного или нескольких людей – понятие «ночного сторожа»), остающихся государю при режиме естественной свободы. «Богатство народов»с начала до конца проникнуто мыслью, что лучшее и даже единственное средство обеспечить общее благополучие заключается в предоставлении каждому свободы заботиться о своих интересах.
Адам Смит постепенно, но неуклонно выстраивает единое здание экономической науки, которая (как теперь становится ясным) прежде существовала в виде разрозненных деталей.. Экономическая теория как наука дает системную трактовку фактов экономики. Именно такую системность обеспечил экономике А.Смит. «Исследование о природе и причинах богатства народов» – это первый в экономической науке полноценный труд.
В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в качестве предмета изучения политической экономии А.Смит назвал проблему экономического развития общества и повышения его благосостояния.
Отмечу еще один момент. Смит сумел угадать ту плодотворнейшую мысль, что при определенных общественных условиях, которые мы в наши дни описываем термином «работающая конкуренция», частные интересы действительно могут гармонично сочетаться с интересами общества. И обратим внимание на то, как часто он обращается к особенностям социальных условий, которыми определяются и направляются материальные интересы. Таким образом, Смит был, можно сказать, первым институционалистом в экономической науке (об институционалистах – ниже). Смит подчеркивает, что мощная побудительная сила личного интереса действует в согласии с интересами общества только в совершенно определенных институциональных условиях. Смит понимает, что личные интересы могут в равной мере и препятствовать и способствовать росту благосостояния общества; рыночный механизм установит гармонию только тогда, когда он включен в соответствующие правовые и институциональные рамки. «Богатство народов» напоминает нам, что преимущества конкуренции не проявляются при полном невмешательстве государства. И не напрасно Смит говорил о политической экономии.
Воздавая должное Адаму Смиту, следует сказать, что по экономической мудрости, по глубокому и точному проникновению в сущность экономического процесса ему нет равных ни в XVIII, ни даже в XIXв.
Поговорим о категориях «невидимая рука» и «экономический человек».
Сущность «экономического человека» достаточно рельефно показана уже во второй главе книги I «Богатства народов», где особо впечатляет положение о том, что разделение труда является результатом определенной склонности человеческой природы к торговле и обмену. А.Смит характеризует «экономического человека» словами: «Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них...
Без особых комментариев А.Смит преподносит читателю и положение о «невидимой руке». Он говорит о ней как бы между прочим, обращая внимание читателя на то, что «каждый отдельный человек... имеет в виду свою собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества... причем в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения...» и что «преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это».
Таким образом, смитовская «невидимая рука» предполагает такое соотношение между «экономическим человеком» и обществом, т.е. «видимой рукой» государственного управления, когда последняя, не противодействуя объективным законам экономи¬и, перестанет ограничивать экспорт и импорт и выступать искусственной преградой «естественному» рыночному механизму. Конкретно за государством А.Смит считает целесообразным закрепить «три весьма важные обязанности», а именно: осуществление издержек на общественные работы, на обеспечение военной безопасности и на отправление правосудия.
Непременным условием для того, чтобы экономические законы действовали, является, по убеждению А.Смита, свободная конкуренция. «Богатство народов» А.Смита начинается с проблематики разделения труда вовсе не случайно. На ставшем хрестоматийным примере, показывающем, как в булавочной мануфактуре разделение труда по меньшей мере трояко повышает производительность труда (речь идет о повышении квалификации работников; экономии времени при переходе от одной операции (работы) к другой; изобретении машин и механизмов), он фактически подготовил «почву» для будущих рассуждений и споров по многим ключевым теоретическим проблемам политической экономии.
Автор «Богатства народов» также будто бы сделал окончательный вывод, говоря, что «труд является единственным всеобщим, равно как и единственным точным, мерилом стоимости, или единственной мерой, посредством которой мы можем сравнивать между собою стоимости различных товаров.
Его будущий ученик Ж.С. де Сисмонди блестяще отозвался о нем:
«Пустым тщеславием было бы указывать на пункты, в которых мысль его не была еще вполне ясной. Ибо ему мы обязаны всем, даже позднейшим открытием истин, которые самому Смиту не были известны».
Сегодня трудно даже вообразить, как зачитывались трудом Смита образованные люди в конце XVIII начале XIX столетия. Она владела умами и рождала новые мысли.
Жан-Батист Сэй.
Чтобы что-то купить, размышлял молодой француз, нужно сперва что-то продать. Его размышления не прошли бесследно для истории экономической мысли. Дело в том, что в первом издании главного его труда «Трактат политической экономии или Простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства» – только при его жизни было пять изданий – Жан Батист Сэй (так звали юношу) написал четыре странички о сбыте. На них в нечеткой форме была изложена мысль, что общее перепроизводство товаров в хозяйстве и экономические кризисы в принципе невозможны, потому что совокупный спрос в экономике всегда равен совокупному предложению. Сэй выдвинул экономический закон, носящий его имя. «Продукты уплачиваются за продукты» – вот суть закона рынков Сэя, закона, который потом многие поколения ученых сколько ни бились, не могли ни доказать, ни опровергнуть. (Очень близко к разгадке подошел Джон Стюарт Милль, а удалось только в 1952 году двум американским ученым).
Ж.Б. Сэй (1767-1832) был, вероятно, первым экономистом вне Британии, кто начал развивать идеи Смита в поисках ответов на новые вопросы – они еще не вставали перед Смитом. В частности, это касается проблемы экономического цикла. Нужно заметить, что «Трактат…» Сэя впервые вышел в 1803 году, когда регулярная периодичность кризисов еще не проявлялась. Кроме того заслугой Сэя является то, что при написании книги он первым применил способ изложения, который позже не только перекочевал в учебники по политической экономии, но и использовался всеми учеными при написании своих трудов. Речь идет о четырех больших разделах: потребление, производство, обмен, распределение.
Ж.Б.Сэй, задавшись целью популяризировать учение А.Смита, ввел в научный оборот так называемую теорию трех главных факторов производства, которая стала, тем не менее, одной из самых значимых теорий классической политической экономии на всем протяжении XIX в. Суть этой теории состоит в том, что в общественном производстве взаимодействуют три главных фактора — труд, капитал и земля. Причем степень участия каждого из названных факторов в создании стоимости (ценообразовании) и доходов общества обусловлена якобы тем, кому из трех классов — рабочим, капиталистам или землевладельцам — принадлежит соответствующий фактор.
Кроме вышеназванных знаменитых в истории экономической мысли имен классическая школа «блещет» еще по крайней мере тремя:
Давид Рикардо (1772-1823),
Томас Мальтус (1776-1834),
Джон Стюарт Милль (1806-1873).
- Часть I
- Древняя Греция.
- Экономическая мысль средневековья.
- Так возникла аналитическая мысль.
- Т.Е. В средневековье в экономии нормативный аспект господствовал над позитивным, иррациональный (мифотворческий) – над рациональным (научным), должное – над сущим, дедуктивный метод – над индуктивным.
- Меркантилизм.
- Физиократы.
- Практически, – это первая макроэкономическая модель.
- Общие признаки и этапы эволюции классической политической экономии.
- Адам Смит.
- Давид Рикардо.