Так возникла аналитическая мысль.
По Аристотелю, чисто мыслительная деятельность, направленная на познание мира, – самое достойное занятие. Она приносит наивысшее счастье. Таковы философия и математика. Менее почтенна деятельность, хотя и мыслительная, но имеющая целью жизненную практику, например, наука о политике. Еще ниже стоит мыслительная деятельность, связанная с искусствами и ремеслами. И совсем низменной является сама жизненная деятельность, в том числе хозяйственная. Повторяю: неудивительно поэтому, что в сравнении с последующими временами античная эпоха дала нам очень мало в области экономической мысли. Но то немногое, чего она достигла в этой области, было сделано с присущими ей изяществом и глубиной.
Христианство изменило оценку хозяйственной деятельности. Восприняв многие духовные ценности иудаизма и прежде всего идею о самоценности человеческой личности, оно объявило труд необходимым и святым делом, а достоинство труда как основной источник богатства. Этические нормы поведения были перенесены в описание экономики. В произведениях средневековых ученых-схоластов (греч. scholastikos – школьный ученый, преподаватели университетов – пытались придать религиозному верованию научное мировоззрение) экономические проблемы также рассматривались в рамках учения о справедливости. Различие заключалось лишь в том, что экономические вопросы в эпоху феодализма трактовали с позиций Священного писания в рамках канонического права. Христианское вероучение стало важным средством для преодоления характерного для античности презрительного отношения к труду. Идеалом было монашество с его общинным владением и непременным физическим трудом. Монахи-бенедиктинцы всегда носили за поясом серп. И это было не просто орудие труда, это была уже эмблема.
Таким образом, в целом экономическая доктрина средневековья была сводом правил поведения индивидов, сводом норм и правил общественной жизни, где экономические проблемы рассматривались с позиций морали, моральной справедливости, но никак не обобщением реальной хозяйственной практики.
- Часть I
- Древняя Греция.
- Экономическая мысль средневековья.
- Так возникла аналитическая мысль.
- Т.Е. В средневековье в экономии нормативный аспект господствовал над позитивным, иррациональный (мифотворческий) – над рациональным (научным), должное – над сущим, дедуктивный метод – над индуктивным.
- Меркантилизм.
- Физиократы.
- Практически, – это первая макроэкономическая модель.
- Общие признаки и этапы эволюции классической политической экономии.
- Адам Смит.
- Давид Рикардо.