logo
Экономическая теория

79. Фиаско рынка.

Фиаско рынка- ситуация, при которой рынок оказывается не в состоянии

координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы

обеспечить эффективное использование. Вследствие этого рынок может

распасться, определенные товары могут не предлагаться или в лучшем

случае предлагаться по завышенным ценам. Согласно теории рыночного

фиаско экономическая роль правительства заключается в том, чтобы

корректировать провалы рынка. При этом каждый тип фиаско рынка

предполагает определенный тип правительственного вмешательства.

Причины:

-субъект хозяйственной деятельности не возмещает самостоятельно

вызванные им расходы или извлекает пользу из деятельности третьих

лиц без соответствующего возмещения расходов.

-эффект неделимости возникает в результате существования товаров,

которые являются высоко сметными и мощность которых изменяется только

большими прыжками. Отмеченный эффект может привести к концентрации на стороне продавцов.

-адаптационные недостатки возникают тогда, когда процесс достижения

равновесия на рынке является долговременным или невозможным вообще,

и когда достигнутое равновесие оказывается нестабильным.

-нерациональное поведение участников рынка.

Госрегулирование- комплекс мер, применяемых государством для коррекций

и установления основных экономических процессов. Необходимость в

госрегулировании возникает из-за несовершенства рынка.

Например:

1. Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых

отраслевых и региональных рынках могут возникать монополии, которые,

своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.

2. Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу,

которые либо не предлагаются рынком, либо предлагаются в недостаточном

количестве.

3. Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых — загрязнение

окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу.

4. Неполные рынки.

6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие.

8. Наличие обязательных товаров (например, начальное образование),

потреблять которые общество может заставить только государство, но

никак не рынок.