Вопрос 78влияние государства на развитие свободных экономических зон
Одним из важных звеньев в реализации принципов открытой экономики является создание свободных экономических зон. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика свободных экономических зон имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный и налоговый режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций.
Свободные экономические зоны, как территориальная экономическая подсистема национальной экономики, способны повышать эффективность ее развития, так как привлекают необходимые инвестиции.
Помимо привлечения инвестиций, задействованных для активизации экономических процессов в регионе, создание свободных зон увязывается также с такими важными задачами, как превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста экономики региона, роста занятости.
Многие аспекты неудачных и успешных примеров создания свободных экономических зон определяются рациональностью выбранной модели государственного управления созданием свободных экономических зон. Для успешного функционирования свободной экономической зоны необходима разработка методических принципов и модели управления, учитывающих весь комплекс факторов. Управление созданием свободной экономической зоны в силу ряда причин обладает своей спецификой. Положение усугубляется недостаточной изученностью вопросов управления свободными экономическими зонами, а также отсутствием четко сформулированных рекомендаций по разработке и реализации структурно-инвестиционной политики [2, с.85].
В последнее время развитие свободных зон стало одним из новых явлений в мировой экономике. История создания свободных зон знает два концептуальных подхода – территориальный и функциональный.
Несмотря на то, что в их основе лежит единый принцип предоставления преференциального режима хозяйствования, тем не менее, между ними есть существенные различия, определяющие выбор одного из них. Согласно первому подходу льготным режимом пользуются предприятия и организации, расположенные на обособленной территории. При втором подходе преференции применяются к определенным видам предпринимательской деятельности вне зависимости от места их размещения.
Примером реализации первого подхода являются свободные экономические зоны Китая. Результатом второго подхода являются «точечные» зоны, представленные отдельными предприятиями, так называемые оффшорные фирмы, магазины «дьюти фри».
Выбор одного из указанных подходов зависит от конкретных задач, которые должны быть решены в результате организации свободных экономических зон. Территориальный подход в большей мере применим при решении проблемы развития определенного региона, а функциональный – при крупном преобразовании структуры экономики в целом или ее отдельных сфер. Функциональный подход более гибок, так как он дает возможность создать так называемые точечные зоны, представленные отдельными фирмами. В силу этого он более удобен для инвесторов, однако в реальности преобладает территориальный подход.
Таким образом, необходимо отметить, что создание свободной экономической зоны – весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов. В основном, создание и развитие свободной экономической зоны ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и продуктов.
Основной отличительной чертой процесса создания свободной экономической зоны в Росси является его политизированность в ущерб экономической сути, вопросы создания зон решались стихийно, при отсутствии четких критериев и достаточной нормативно-правовой базы. Многие решения о создании новых свободных экономических зон все еще продолжают приниматься, так же, как и ранее чисто декларативно, без концептуального обеспечения и механизма реализации. В итоге остается нереализованной главная экономическая идея создания свободной экономической зоны – стимулирование предпринимательской активности через выборочную либерализацию инвестиционного климата [1, с.125].
Вместе с тем курс на организацию свободных экономических зон способствует решению ряда приоритетных для страны проблем в области стабилизации и подъема экономики, повышения развития регионов, развития внешнеэкономической деятельности и международных контактов.
В контексте важнейших направлений политики должна быть разработка надежной правовой базы по созданию и функционированию свободной экономической зоны, наличие четкой концепции о роли свободной экономической зоны в экономике региона. Устройство свободных зон должно регламентироваться четко сформулированным законом, а не постоянно меняющимися решениями исполнительной власти.
Актуальной остается проблема отсутствия четко сформулированных целей создания свободных экономических зон, не противоречащих интересам регионов. Так как многие видят, как правило, в таких зонах лишь одну сиюминутную привлекательную сторону – перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Также многие полагают, что свободные экономические зоны помогут избавиться от проблем, которые решить без их создания ни в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки. При этом не задумываясь о том, кто же тогда в такую свободную зону придет со своим капиталом?
Между тем, как было отмечено выше, система предоставляемых свободной зоне льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данного региона, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или отсутствующих здесь факторов развития. что касается российских зон, то они на данном этапе могут привлечь иностранных инвесторов не широтой фискальных льгот и даже не дешевизной рабочей силы, но скорее всего перспективой освоения обширного отечественного рынка. Именно это должно быть поставлено в центр конкретных зональных проектов.
Претендентам на создание свободных экономических зон не стоит стремиться взять под свою юрисдикцию как можно больше территории, так как необходимо понимать, что чем ее больше, тем хуже для предпринимательского успеха зоны. Проблема разумного ограничения начальных вложений на обустройство свободной зоны особенно актуально, учитывая острейшую нехватку инвестиционных средств.
Важно подчеркнуть, что решение вопросов создания свободных экономических зон с целью обеспечения эффективного функционирования экономики региона должно носить комплексный подход. Необходимо соблюдать принцип эффективности функционирования зоны и реализации поставленных целей создания свободной экономической зоны, чтобы они не стали пунктами «перевалки» контрабандного товара и центрами криминала.
Важная цель организации свободных зон – это стимулирование экономики региона или конкретной отрасли производства. Однако, в истории создания свободных зон присутствует такая цель, как использование свободных зон в качестве регионального метода модернизации экономики в условиях ее перехода от административных принципов функционирования к рыночным.
- 1Вопрос. Особенности экономико-географического положения рф
- 2 Вопрос. Национальное богатство России
- 3 Вопрос. Природно-ресурсный потенциал страны
- Земельные, лесные и водные ресурсы
- 4 Вопрос. Исторические факторы развития российской экономики
- 6 Вопрос. Водные ресурсы России
- 7 Вопрос. Минеральные ресурсы
- Вопрос 15
- Вопрос 16
- Вопрос 17
- Вопрос 18
- Вопрос 19
- Вопрос 20
- 22 Вопрос. Миграционные процессы в России в хх веке
- 23 Вопрос. Миграционные процессы в России в XIX веке
- 24 Вопрос. Миграционные процессы в России в IX – XIX веке
- 25 Вопрос. Проблема демографического «взрыва» в России
- 26 Вопрос. Современные тенденции демографической политики России
- 27 Вопрос. Динамика общественного производства
- 28 Вопрос. Базовые отрасли Российской экономики
- 29 Вопрос. Сельское хозяйство России: структура и эффективность сельскохозяйственного производства
- 30.Научно-технический потенциал страны
- 31. Топливно-энергетический комплекс России
- 1. Топливная промышленность: Нефтяная, газовая, угольная, сланцевая, торфяная.
- 2. Электроэнергетика:
- 32. Общая характеристика Базовых отраслей легкой промышленности
- 1.1 Текстильная промышленность.
- 1.2 Швейная промышленность
- 1.3 Кожевенно-обувная промышленность.
- 33. Повтор, смотреть вопрос №30
- 34. Общая характеристика базовых отраслей тяжёлой промышленности
- 35. Отрасли народного хозяйства как основа экономической системы
- 36.История возникновения и развития тэк
- 37.Отрасли специализации российской экономики
- 38.Оценка инвестиционной привлекательности тэк России
- 39. Пути подъема апк России
- 40. Место российской экономики в международной экономической системе
- 42. Влияние современных мировых тенденций на масштабы внешнеторговых операций России
- 43. Оценка инвестиционного климата России
- 44 Вопрос. Россия и вто: проблемы и перспективы
- 45 Вопрос. Структура современного экспорта и импорта товаров легкой промышленности
- 46 Вопрос. Влияние вступления России в вто: положительные и отрицательные стороны
- 47 Вопрос. Российские регионы на мировой арене
- 48 Вопрос. Современная структура экспорта промышленных товаров
- 49 Вопрос. Современная структура российского импорта промышленных товаров
- 50 Вопрос. Проблема регулирования экономических взаимоотношений России и сша
- 51 Экспорт России: структура и национальные особенности.
- 52 Импорт России структура и национальные особенности
- 53 Мировые цены на энергоносители динамика и структура
- 54 Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике
- 55 Роль государства в переходной экономике
- 57 . 54 Тот же. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике
- 58 Вопрос.Приватизация: цели, формы, методы, результаты
- Вопрос59. Аграрная реформа, собственность на землю, ее формы
- Вопрос60. Реформа жилищно-коммунального хозяйства
- Вопрос61. Рынок труда и условия его формирования
- Вопрос62. Рынок капитала и условия его формирования
- Вопрос63. Создание и эволюция институтов товарных рынков России
- 64. Процесс формирования рынка труда в российской экономике
- 65 Вопрос.Становление и развитие рынка капитала. Двухуровневая банковская система России
- 66 Вопрос. Валютного рынок в россии
- 67.Становление и развитие фондового рынка России
- 68. Становление и развитие рынка капитала
- 69.Валютные и фондовые рынки России: особенности развития
- 70 Вопрос. Эволюция институтов товарных рынков
- 71 Вопрос. Фондовые биржи России
- 72.Возникновение новых типов хозяйствующих субъектов
- Вопрос 73Реформирование предприятий, формы адаптации к рыночным условиям.
- Вопрос 74 Государственное предпринимательство
- Вопрос 75Развитие частных предприятий
- Вопрос 76Развитие государственного предпринимательства в России
- Вопрос 77оценка становления и развития частных предприятий
- Вопрос 78влияние государства на развитие свободных экономических зон
- Вопрос 79. Малый бизнес и теневая экономика
- Вопрос 80. Частный бизнес в современных рыночных условиях
- 81.Государственное регулирование частной хозяйствующей инициативы
- Вопрос 82.Основные показатели уровня и качества жизни населения
- Вопрос 83. Денежные доходы населения: динамика и структура
- Вопрос 84. Социальная дифференциация в переходной экономике России
- Вопрос 85. Качество жизни населения России в 90-х г.
- 86. Проблема по доходной дифференциации российского общества
- 87 Вопрос. Проблема бедности
- 88. Проблема формирования социальной сферы в России
- 89. Пенсионная реформа России
- 90. Реформа жилищно-коммунального хозяйства
- 91. Государственное регулирование в переходной экономике
- 92. Государственное регулирование свободных экономических зон России
- 93. Государственная нагрузка на экономику страны
- 94.Эволюция системы государственного регулирования экономики России.
- 95.Российская модель государственного регулирования экономики
- 96.Основные тенденции государственного регулирования экономики в современных условиях
- 97.Антимонопольная политика России.
- 98. Денежная система России.
- 99. Денежно-кредитная политика в экономике России.
- 100-101 Инфляционные процессы в российской экономике, и оценка влияния ип на экономику страны
- 102 Курс рубля динамика и структура
- 103 Экономическая стабильность России. Антиинфляционная политика: методы и эффективность.
- 104 Эволюция валютной структуры международных экономических отношений
- 105 Структура стабилизационного фонда рф
- 106 Государственная финансовая система рф
- 107. Бюджетная система рф
- 108. Бюджетный дефицит его размеры и способы погашения
- 109. Становление государственного федерализм
- 110. Государственный бюджет России и его структура
- 111. Бюджет субъектов рф и его структура
- 112. Местные бюджеты и их структура
- 113. Налог на добавленную стоимость в структуре налогов российской экономики
- 114) Специфика формирования региональных бюджетов
- 115) Внешний долг России и проблемы его обслуживания.
- 116) Внутренний долг россии и проблема его обслуживания
- 117) Налоговая система россии и ее структура
- 118)Экономико-географическое положение урала
- 119) Отраслевая структура промышленного и сельскохозяйственного производства уральского экономического района
- 120)Население и трудовые ресурсы уральского региона
- 121 Вопрос. Уровень и качество жизни населения Уральского региона
- 122. Влияние современных мировых тенденций на экономику Урала
- 123. Общая характеристика экономики Оренбургской области
- 124. Частный бизнес в г.Оренбурге: особенности развития проблемы и перспективы
- 125. Оренбург -Газпром. Анализ влияния на экономику региона
- 126. Экологические проблемы и их структура
- 127. Мировые экологические проблемы