89. Пенсионная реформа России
Пенсионная реформа — совокупность организационных, правовых, экономических и политических мероприятий, связанных с изменением условий пенсионного обеспечения.
Пенсионеров в Российской Федерации почти 39 млн. Имеются в виду пенсионеры, состоящие на учёте в органах социальной защиты населения. Некоторые категории пенсионеров учитываются в соответствующих ведомствах - из числа кадровых военнослужащих, например, в Минобороны РФ.. Большинство из них (примерно 95%) получают «страховую» пенсию. Пенсия почти для всех из них является основным, а зачастую и единственным источником средств к существованию. Всё это предопределяет повышенную значимость пенсионной системы.
С 1990 г. законодательство о пенсионном обеспечении в России полностью обновилось. Эта часть социального законодательства претерпела кардинальные изменения, как по существу, так и по форме.
Новая пенсионная система состоит из двух подсистем: страховой и бюджетной. Они подразделяются в зависимости от тех источников, за счёт которых выплачиваются пенсии. Первая из них финансируется за счёт обособленного страхового пенсионного фонда, в орбите её действия находятся главным образом наёмные работники и некоторые другие категории занятого населения, охваченные обязательным пенсионным страхованием, и их семьи. Вторая финансируется за счёт бюджета страны, ею охватываются в основном отдельные категории государственных служащих (кадровые военные и некоторые другие), их семьи, а также те граждане, которые по каким-либо причинам не заработали пенсию своим трудом, службой. Бюджетная пенсионная система слагается, таким образом, как бы из двух неравнозначных частей: одна часть - «возвышается» над всеми, она для тех, кто служит власти, другая часть подсистемы, наоборот, для тех, кто вообще не трудился.
Иногда эти две подсистемы переплетаются - к страховой пенсии производится бюджетная доплата.
Обновление пенсионного законодательства началось в конце 1990 г., когда в России, находившейся в то время ещё в лоне СССР, был принят Закон «О государственных пенсиях в РСФСР». Этим законом вводилась подлинная система пенсионного обеспечения на основе обязательного пенсионного страхования наёмных работников.
Что побудило тогда Россию приступить к формированию своей пенсионной системы, с собственной независимой финансовой базой, обособленной от государственного бюджета, - с российским пенсионном страховым фондом? Причин было несколько. Отмечу две главные, не потерявшие до сих пор значения, а, наоборот, ставшие ещё более актуальными.
Первая причина состояла в объективной потребности пересмотреть укоренившуюся в обществе идеологию самой природы обязательного пенсионного страхования трудящихся, возродить и, главное, реализовать на практике истинную его сущность. При этом учитывалось, что уже в то время постепенно, хотя и медленно, складывалась многоукладная система экономических отношений, менялось представление властных структур о целях общественного производства и распределении богатства, создаваемого трудом народа, в частности наметилась тенденция к паритетному смягчению военного противостояния двух мировых политических систем и использованию высвобождаемых ресурсов, в прошлом пожираемых гонкой вооружений, в интересах населения страны.
Первая основополагающая идея российского пенсионного Закона 1990г. Здесь и далее Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»; Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», принятый 20 ноября 1990г.состояла в том, чтобы в стране укоренилась подлинная система обязательного пенсионного страхования. Суть такой системы, представляющей одно из выдающихся изобретений человечества в эпоху появления наёмных работников и развития общества, проста, она практически воплощена во всех развитых странах и вполне приемлема в период становления и развития многоукладных экономических отношений на основе различных форм собственности. Её принципиальное содержание определяется следующими основными критериями, хотя конкретное их проявление в разных странах может несколько различаться.
В ходе проведения пенсионной реформы предусматривается, что пенсионная система в РФ (как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий) состоит из следующих частей:
Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счёт ассигнований из федерального бюджета – социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством.
Обязательное пенсионное страхование – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счёт обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наёмным и само занятым работникам, а так же страховой части пенсии инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.
Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счёт накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц
Этапы пенсионной реформы в России []
1990 []
22 декабря создан Пенсионный фонд России для государственного управления средствами пенсионной системы. Изначально ключевыми функциями ПФР были сбор страховых взносов и направление их на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.
1992 []
16 сентября подписан Указ Президента РФ № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах», имевший силу федерального закона.
В Московской области на базе регионального отделения ПФР впервые произошло объединение основных функций по пенсионному обеспечению: сбор, аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных пенсий и назначение, перерасчет, выплата пенсий. Созданная в Московской области модель управления пенсионным обеспечением населения получила название «единая пенсионная служба».
1994 []
Частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации в правовой оборот введен фонд в качестве организационно-правовой формы некоммерческой организации
1995 [
В мае Правительство одобрило «Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации».
Запущен уникальный проект учёта в ПФР сведений о пенсионных правах каждого гражданина в пяти регионах страны. В системе персонифицированного учёта в режиме реального времени трудовой деятельности фиксируются данные, необходимые для установления пенсии. Информация обо всех уплаченных за гражданина страховых взносах стала храниться на пенсионном счете гражданина, даже если у него одновременно несколько работодателей в разных регионах России. Персональный номер лицевого счета гражданина (СНИЛС), где копится его будущая пенсия, указан на карточке обязательного пенсионного страхования. В связи с этим у каждого появилась возможность следить за состоянием своего пенсионного счета посредством ежегодно рассылаемых Пенсионным фондом России извещений.
1998 []
7 мая 1998 год вступил в силу Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», определивший деятельность по негосударственному обеспечению в качестве исключительного вида деятельности НПФ. Законодательно закреплены понятия, сложившиеся в пенсионной системе, права и обязанности фондов, их вкладчиков и участников.
Май 1998 года — Программа пенсионной реформы в Российской Федерации.
В пилотном режиме для назначения пенсий стали использоваться данные персонифицированного учёта.
2000 []
В 22 субъектах РФ действуют единые пенсионные службы. Работающее население страны полностью охвачено персонифицированным учётом.
2001 []
Декабрь 2001 года — Одобрен пакет законопроектов по пенсионной реформе, внесенных Президентом РФ В. В. Путиным
2002 []
Началась новая фаза развития пенсионной реформы.
Основной целью пенсионной реформы стало преодоление уравнительности всех видов пенсий, повышение реального размера пенсий, переход на страховые принципы. Произошли изменения структуры пенсий и переход к подсчету пенсионных прав исходя из страховых взносов и конвертации пенсионных прав. Для повышения уровня жизни будущих получателей пенсии введен обязательный накопительный компонент, предусматривающий инвестирование пенсионных накоплений. Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР. Это дало возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии.
Для обеспечения текущей финансовой устойчивости пенсионной системы введена субсидиарная ответственность федерального бюджета по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами.
Фонды признаны страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации.
2004 []
С 1 июля НПФ получили право заключать договоры по обязательному пенсионному страхованию. Одновременно повышены требования к величине стоимости имущества для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) любого фонда:
• с 1 января 2005 г. – не менее 30 млн. руб.;
• с 1 июля 2009 г. – не менее 50 млн. руб.
Для получения Фондом права на осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию НПФ необходимо было иметь опыт одновременного ведения именных пенсионных счетов участников в количестве не менее: с 1 января 2004 г. 5 тыс. с 1 июля 2009 г. 20 тыс. При этом величина ИОУД и совокупный вклад учредителей денежными средствами в таких НПФ с 1 июля 2009 г. должны составлять не менее 100 млн. руб.
2005 []
На ПФР возложены функции по начислению и выплате ежемесячных денежных выплат и реализации прав граждан на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Со временем к ним прибавилась функция назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны и их вдовам. ПФР начал вести федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
2007 []
Началась реализация программы по предоставлению материнского (семейного) капитала. Владельцы сертификатов на материнский капитал получили возможность переводить весь или часть капитала на формирование пенсионных накоплений трудовой пенсии.
2008 []
С 1 октября запущена программа по государственному софинансированию накопительной части трудовой пенсии. Участнику программы, осуществивший взнос на свой пенсионный счет в размере не менее 2 тыс. руб., государство стало за счет Фонда национального благосостояния перечислять на этот же счет такую же сумму, но не больше 12 тыс. руб. Для лиц пенсионного возраста, не заявивших о получении пенсии размер софинансирования со стороны государства составляет 4-кратный размер, но не более 48 тыс. руб.
2010 []
С 1 января Единый социальный налог (ЕСН) заменен страховыми взносами. Вместо Федеральной налоговой службы администратором взносов в ПФР и ФОМС назначен Пенсионный фонд Российской Федерации.
Проведена крупнейшая валоризация пенсии (переоценка расчетного пенсионного капитала с учётом советского трудового стажа), что повысило пенсию действующим пенсионерам в среднем на 46%.
- 1Вопрос. Особенности экономико-географического положения рф
- 2 Вопрос. Национальное богатство России
- 3 Вопрос. Природно-ресурсный потенциал страны
- Земельные, лесные и водные ресурсы
- 4 Вопрос. Исторические факторы развития российской экономики
- 6 Вопрос. Водные ресурсы России
- 7 Вопрос. Минеральные ресурсы
- Вопрос 15
- Вопрос 16
- Вопрос 17
- Вопрос 18
- Вопрос 19
- Вопрос 20
- 22 Вопрос. Миграционные процессы в России в хх веке
- 23 Вопрос. Миграционные процессы в России в XIX веке
- 24 Вопрос. Миграционные процессы в России в IX – XIX веке
- 25 Вопрос. Проблема демографического «взрыва» в России
- 26 Вопрос. Современные тенденции демографической политики России
- 27 Вопрос. Динамика общественного производства
- 28 Вопрос. Базовые отрасли Российской экономики
- 29 Вопрос. Сельское хозяйство России: структура и эффективность сельскохозяйственного производства
- 30.Научно-технический потенциал страны
- 31. Топливно-энергетический комплекс России
- 1. Топливная промышленность: Нефтяная, газовая, угольная, сланцевая, торфяная.
- 2. Электроэнергетика:
- 32. Общая характеристика Базовых отраслей легкой промышленности
- 1.1 Текстильная промышленность.
- 1.2 Швейная промышленность
- 1.3 Кожевенно-обувная промышленность.
- 33. Повтор, смотреть вопрос №30
- 34. Общая характеристика базовых отраслей тяжёлой промышленности
- 35. Отрасли народного хозяйства как основа экономической системы
- 36.История возникновения и развития тэк
- 37.Отрасли специализации российской экономики
- 38.Оценка инвестиционной привлекательности тэк России
- 39. Пути подъема апк России
- 40. Место российской экономики в международной экономической системе
- 42. Влияние современных мировых тенденций на масштабы внешнеторговых операций России
- 43. Оценка инвестиционного климата России
- 44 Вопрос. Россия и вто: проблемы и перспективы
- 45 Вопрос. Структура современного экспорта и импорта товаров легкой промышленности
- 46 Вопрос. Влияние вступления России в вто: положительные и отрицательные стороны
- 47 Вопрос. Российские регионы на мировой арене
- 48 Вопрос. Современная структура экспорта промышленных товаров
- 49 Вопрос. Современная структура российского импорта промышленных товаров
- 50 Вопрос. Проблема регулирования экономических взаимоотношений России и сша
- 51 Экспорт России: структура и национальные особенности.
- 52 Импорт России структура и национальные особенности
- 53 Мировые цены на энергоносители динамика и структура
- 54 Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике
- 55 Роль государства в переходной экономике
- 57 . 54 Тот же. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике
- 58 Вопрос.Приватизация: цели, формы, методы, результаты
- Вопрос59. Аграрная реформа, собственность на землю, ее формы
- Вопрос60. Реформа жилищно-коммунального хозяйства
- Вопрос61. Рынок труда и условия его формирования
- Вопрос62. Рынок капитала и условия его формирования
- Вопрос63. Создание и эволюция институтов товарных рынков России
- 64. Процесс формирования рынка труда в российской экономике
- 65 Вопрос.Становление и развитие рынка капитала. Двухуровневая банковская система России
- 66 Вопрос. Валютного рынок в россии
- 67.Становление и развитие фондового рынка России
- 68. Становление и развитие рынка капитала
- 69.Валютные и фондовые рынки России: особенности развития
- 70 Вопрос. Эволюция институтов товарных рынков
- 71 Вопрос. Фондовые биржи России
- 72.Возникновение новых типов хозяйствующих субъектов
- Вопрос 73Реформирование предприятий, формы адаптации к рыночным условиям.
- Вопрос 74 Государственное предпринимательство
- Вопрос 75Развитие частных предприятий
- Вопрос 76Развитие государственного предпринимательства в России
- Вопрос 77оценка становления и развития частных предприятий
- Вопрос 78влияние государства на развитие свободных экономических зон
- Вопрос 79. Малый бизнес и теневая экономика
- Вопрос 80. Частный бизнес в современных рыночных условиях
- 81.Государственное регулирование частной хозяйствующей инициативы
- Вопрос 82.Основные показатели уровня и качества жизни населения
- Вопрос 83. Денежные доходы населения: динамика и структура
- Вопрос 84. Социальная дифференциация в переходной экономике России
- Вопрос 85. Качество жизни населения России в 90-х г.
- 86. Проблема по доходной дифференциации российского общества
- 87 Вопрос. Проблема бедности
- 88. Проблема формирования социальной сферы в России
- 89. Пенсионная реформа России
- 90. Реформа жилищно-коммунального хозяйства
- 91. Государственное регулирование в переходной экономике
- 92. Государственное регулирование свободных экономических зон России
- 93. Государственная нагрузка на экономику страны
- 94.Эволюция системы государственного регулирования экономики России.
- 95.Российская модель государственного регулирования экономики
- 96.Основные тенденции государственного регулирования экономики в современных условиях
- 97.Антимонопольная политика России.
- 98. Денежная система России.
- 99. Денежно-кредитная политика в экономике России.
- 100-101 Инфляционные процессы в российской экономике, и оценка влияния ип на экономику страны
- 102 Курс рубля динамика и структура
- 103 Экономическая стабильность России. Антиинфляционная политика: методы и эффективность.
- 104 Эволюция валютной структуры международных экономических отношений
- 105 Структура стабилизационного фонда рф
- 106 Государственная финансовая система рф
- 107. Бюджетная система рф
- 108. Бюджетный дефицит его размеры и способы погашения
- 109. Становление государственного федерализм
- 110. Государственный бюджет России и его структура
- 111. Бюджет субъектов рф и его структура
- 112. Местные бюджеты и их структура
- 113. Налог на добавленную стоимость в структуре налогов российской экономики
- 114) Специфика формирования региональных бюджетов
- 115) Внешний долг России и проблемы его обслуживания.
- 116) Внутренний долг россии и проблема его обслуживания
- 117) Налоговая система россии и ее структура
- 118)Экономико-географическое положение урала
- 119) Отраслевая структура промышленного и сельскохозяйственного производства уральского экономического района
- 120)Население и трудовые ресурсы уральского региона
- 121 Вопрос. Уровень и качество жизни населения Уральского региона
- 122. Влияние современных мировых тенденций на экономику Урала
- 123. Общая характеристика экономики Оренбургской области
- 124. Частный бизнес в г.Оренбурге: особенности развития проблемы и перспективы
- 125. Оренбург -Газпром. Анализ влияния на экономику региона
- 126. Экологические проблемы и их структура
- 127. Мировые экологические проблемы