Вопрос 28. Типы макроэкономического регулирования
Типы макроэкономического регулирования различаются по субъектам (кто регулирует) и по субстратам (как регулируется) регулирования. Объект всегда один – макроэкономика.
1. Рыночное регулирование.
Рыночное регулирование – стихийное регулирование – возникает раньше всех остальных типов регулирования.
Субъект регулирования – рынок. Он выполняет эту роль стихийно посредством цены, конкуренции, соотношения спроса и предложения, те по средствам рыночных механизмов.
Сторонники:
Начал развивать Адам Смит (регулирование осуществляется невидимой рукой). Все последователи Смита развивали эту концепцию.
Неоклассики, современные монетаристы, либералы (Хайек, Фридман), представители соц рын хоз-ва в Германии (Ойкиен, Эрхард и др). Последние придумали новую аналогию роли гос-ва: "Гос-во -- судья на футбольном поле: бегает, принимает решения, но сам голов не забивает".
Радикалы -- "Никакое другое регулирование не нужно: дайте свободу рынку, он сам себя настроит".
Современные монетаристы: "Ничто не может быть умнее рынка".
Всё это -- Сторонники правых либеральных взглядо.
Эти концепции легли в основу политики Рейгана (рейгономика), Тетчер (тетчеризм).
2. Государственное регулирование.
Субъект – гос-во.
Девиз сторонников рыночного регулирования: "Рынок не может сам себя регулировать: он слишком жесток, стихиен, непредсказуем... не оптимален. Только гос-во может разумно (рационально) регулировать МКС через административные действия".
Рынок подсказывает, что нужно делать, а гос-во – предписывает.
Основоположники:
В XVII веке воникает теория гос хоз-ва (Макиавелли, Гобс и другие): "Только гос-во может так вести хозяйственную деятельность, чтобы та была польза для всего общ-ва".
Марксисты довели эту идею до логического завершения: "Рынок не способен разрешить ве противоречия и заводит экономику в тупик. Вместо этого должно быть созданосоциолистическое устройство экономики – плановая экономика: МК пропорции предписываются в плановом порядке и эти предписания имеют силу закона. МК – завод в масштабах всей страны, с соответствующей дирекцией, к-ая командует каждым звеном – предприятием. Отсюда команды, законы, планы выступают главной регулирующей силой".
Появился термин "Командно-административная система" ввёл Г.Х. Попов. Позднее выяснилось, что подобную же характеристику рынку давал и Струве, назвавший социализм "командной экономикой".
Не только социалисты являются сторонниками командной экономики: Фашисты также считали, что гос-во должно жёстко регулировать экономику. Муссолини: "Для нас гос-во - вовсе не ночной сторож, а великая политическая, социальная и экономическая сила, которая определяет развитие страны".
Пирамизм (Хустисиализм) -- полковник Перрон, захвативший власть в Аргентине и осуществивший эконо чудо в этой стране. Перрон: "Гос-во это не ночной полицейский, а лоцман или локомотив, который двигает экономику вперёд".
3. Смешанное регулирование.
Субъекты – рынок и государство (нет крайних, радикальных позиций).
Девиз сторонников концепции смешанного регулирования: "Всё, что лучше делает рынок, - отдать рынку; всё, что лучше делает гос-во, -- отдать гос-ву. Всё, что плохо делает рынок, -- отдать гос-ву; всё, что плохо делает гос-во, -- отдать рынку".
Сочетается рынок и защита от рынка. Соотношение рынка и гос-ва разное.
Рынок превпалирует в: США, Германии. Страны, где привалирует гос-во: Франция, Япония, Южная Корея, Кирай.
На соотношении рынка и гос-ва как регуляторов макроэкономической системы влияет её состояние: при благополучной экономике – доминирует рынок, кризис в экономике – государство берет правление в свои руки.
Монкретьен ввёл термин "Политическая экономия"; выступал за увеличение роли гос-ва при активном участии рынка.
Революцию в этом вопросе совершил Кейнс: он доказал необходимость гос регулирования экономики. Это дало второе дыхание капиталистической экономике, к-ая ушла далеко вперёд.
Отличия между гос и рыночным регулированием:
1. Рыночное регулирование стихийное, разрабатывается самим рынком; гос регулирование носит сознательный характер, управленческие решения формируются в головах людей;
2. Рыночное регулирование носит косвенный характер: выдаёт через индикаторы решения, а люди решают, подчинятся ли этим импульсам. В гос регулировании что и в какие сроки должно делать строго указывается (прямое регулирование);
3. При рыночном регулировании результаты его (позитивные или негативные) выявляются задним числом: одни разоряются, другие обогащаются. При государственном – указание поступают заранее (аналогия с планом приёма на ФГУ студентов: гос-во -- "Можно принять 30 на бюджетной основе. Не больше, не меньше"; рынок: "Ага... а можно ещё 100 чел взять на коммерческой основе"...)
4. Рыночное регулирование предполагает свободное действие субъектов – "Не хочешь, можешь не выпускать". Гос рег такой свободы не даёт: прямо предписывается, что и сколько делать (директивный характер) или выдаются показатели, и с ними согласовывается что и сколько (согласовательный характер);
5. Рынок – многовариантное регулирование: подсказывает только "что", а "сколько" вариантно, - решает хозяйствующий субъект. Решение (регулирующий импульс) не предполагает вариантности: "Делай, что говорят";
6. Рыночное регулирование – развитие инициативы хоз субъектов (проявляют своё умение, инициативу). Гос рег – инициатива ограничена пределами плана;
7. Рын регулирование – гибкий, маневренный характер: может быть быстро изменено при необходимости. Гос регулирование – прежде, чем изменить что-либо, нужно пройти ряд соответствующих установленных процевур, регулирование, как правило, запаздывает;
8. Рын рег -- возможность маневрирования резервами и ресурсами огранычена частвной собственностью (сколько у тебя есть, столько и расходуй). Гос рег -- возможность манёвра расширяется: используются общие возможности гос-ва;
9. Рын рег -- абстрактный (космополитичный) характер: более или менее одинаково для всех стран, исходит из сущнсоти единого рынка. Гос рег -- ярко выраженный характер, связанный с интересами конкретной страны, подчинено не рынку, а стране (населению);
10. Рын рег -- лучше решает тактические задачи. Гос рег -- стратегические (долговременные);
11. Рын рег -- более эффективно: быстрее результат при минимальных издержках. Гос рег -- менее эффективно;
12. Рын рег -- менее стабильно, возможны подрывы (кризисы -- инфляция, безработица, нищета, "бомжовщина"). Гос рег -- этого допускать не должно.
- 1. Доходы и их источники
- 2.Понятие «заработная плата»
- Особенности зарплаты:
- Отчего зависит величина зп?
- Факторы обеспечения качества труда:
- Роль заработной платы:
- 3. Формы заработной платы
- 2. Сдельная зп:
- 3. Жалованья -- повремённая зп;
- За счёт чего берётся зп? Откуда она проявляется?
- Величина зп -- уровень зп.
- Зп дифференцируема:
- 4.Рента
- 3 Вида ренты:
- Размер ренты зависит от:
- Виды ренты:
- Источник ренты:
- Вопрос 5. Процент
- Концепции происхождения процента:
- Виды банковского процента:
- Процент зависит от:
- Вопрос 6.Понятие «прибыль»
- Вопрос 7. Максимизация прибыли.
- Вопрос 8. Издержки производства.
- Издержки производства.
- I. Сущность и структура издержек производства.
- Экономические характеристики издержек пр-ва:
- Структура издержек пр-ва:
- II. Виды издержек производства.
- Затраты можно рассматривать с двух сторон:
- Графики:
- III. Значение издержек производства и пути их снижения.
- Снижение издержек идёт след путями:
- Вопрос 9.Понятие «макроэкономика» Сущность, цели и механизмы функционирования макроэкономики.
- Вопрос 10. Макроэкономические параметры.
- Параметры макроэкономики.
- Первый мк параметр. ***
- Структура:
- Недостатки Валового общественного продукта:
- Характеристики Валового Продукта:
- Вп существует в двух формах:
- 4 Метода расчёта валового продукта.
- Проблема сопоставления Валовых продуктов:
- Второй мк параметр -- Национальное богатство. ***
- Третий мк параметр -- Население страны и его занятость (участие в эконом жизни). ***
- Вопрос 11. Ввп и внп
- Вопрос12. Исчисление ввп
- Методы расчета ввп и его оценки
- Вопрос 13. Национальное богатство
- Национальное богатство.
- Вопрос 14. Ниже даны определения основных макроэкономических индикаторов:
- Макроэкономические индикаторы
- Вопрос 15. Макроэкономические пропорции.
- Макроэкономические пропорции.
- Вопрос 16,17,18 Макроэкономическое равновесие.
- Макроэкономика и экономическая безопасность страны.
- Макроэкономическое равновесие.
- Вопрос 19. Совокупный спрос и совокупное предложение
- Совокупный спрос и совокупное предложение.
- Вопрос 20 Кривая ad-as
- Вопрос 21 Модель is-lm
- Вопрос 22. Денежное равновесие.
- Денежное равновесие.
- 23Модели реализации макроэкономического равновесия
- Вопрос 25.
- Вопрос 26. Макроэкономический кругооборот
- Макроэкономический кругооборот
- Вопрос 27. Макроэкономическое регулирование
- Макроэкономическое регулирование
- Вопрос 28. Типы макроэкономического регулирования
- Типы макроэкономического регулирования.
- Вопрос 29. Государственное и рыночное регулирование экономики
- Государственное и рыночное регулирование экономики
- Вопрос 30. Экономическая политика государства
- Экономическая политика государства.
- Вопрос 31. Инструменты и механизмы государственного регулирования экономики
- Инструменты и механизмы государственного регулирования экономики.
- Вопрос 32. Типы и виды экономической политики государства.
- Вопрос 33. Фискальная политика
- Вопрос 34. Денежная политика государства
- Вопрос 35. Государственный сектор экономики. (вопросы 36, 37)
- Вопрос 36,37. Изменение места и роли государственного сектора и его причины
- Государственный сектор экономики.
- Изменение места и роли государственного сектора и его причины.
- Вопрос 38. Приватизация, ее сущность и формы
- Приватизация.
- Вопросы 39, 40 Потребление и сбережения. Склонность к потреблению и сбережению.
- Потребление и сбережение.
- Склонность к потреблению и сбережению.
- Вопрос 41. Сбережения инвестиции
- Сбережения и инвестиции.
- Вопрос42. Сущность и виды инвестиций
- Вопрос 43. Роль инвестиций в экономике
- Роль инвестиций в экономике.
- Вопрос 44. Динамика инвестиций, факторы ее изменения
- Динамика инвестиций, факторы ее изменения.
- Вопрос 45. Роль инвестиций в экономической жизни
- Вопрос 46. Мультипликатор
- Мультипликатор.
- Вопр 47 Акселератор.
- Вопрос 48. Инвестиционная ситуация и политика в России
- Вопрос 49 Макроэкономическая нестабильность
- Макроэкономическая нестабильность.
- Вопросы 50-55 Инфляция
- Сущность инфляции.
- Типы и виды инфляции.
- Причины инфляции.
- Измерители инфляции.
- Ущерб от инфляции.
- Меры борьбы с инфляцией.
- Вопрос 56. Экономически активное население и занятость
- Экономически активное население и занятость.
- Вопрос 57.Сущность и причины безработицы
- Сущность и причины безработицы.
- Вопрос 58. Формы и масштабы безработицы
- Вопрос 59. Ущерб от безработицы
- Ущерб от безработицы.
- Вопрос 60. Борьба с безработицей
- Борьба с безработицей.
- Вопрос 61 - 63 Финансовая система: сущность, структура, принципы построения
- Тема 1. Сущность и функции финансов
- Тема 2. Финансовая политика
- Тема 3. Финансовая система и управление финансами
- Вопрос 64. Государственный бюджет
- 2. Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета
- Государственный бюджет.
- Вопрос 65. Банковская система
- Вопрос 66. Кредит и нго формы
- Вопрос 67 Сущность и типы экономического роста.
- Факторы экономического роста.
- 69. Цикличность экономического роста.
- Вопрос 70 Типы циклов
- Типы цикловТипы циклов:
- Критерии заработной платы. Отчего зависит величина зп?
- За счёт чего берётся зп? Откуда она проявляется?
- Величина зп -- уровень зп.
- Зп дифференцируема:
- Вопрос 76. Управление и меры борьбы с инфляцией и безработицей. Меры борьбы с инфляцией.
- Борьба с безработицей.