Вопрос 36,37. Изменение места и роли государственного сектора и его причины
Преобразование управления экономикой в России.
Имеется четвертый тип регулирования - командно-административная система управления (в западной литературе эту систему называют «командная экономика»).
Командно-административная система - это централизованное государственное управление, которое заставляет все предприятия выполнять плановые директивы (обязательные задания) с помощью приказов и других внеэкономических методов.
Эта система руководства макроэкономикой означает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов административной власти. Это сводит на нет самостоятельность и демократическое самоуправление предприятий. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции. В результате исключаются свободные рыночные связи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит их деятельностью с помощью административно-распорядительных методов. Такие методы подрывают свободную предприимчивость работников и их материальную заинтересованность в результатах труда.
Командное руководство (огосударствление экономики) оправдано при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных войной, хозяйственной разрухой, голодом. Оно способно быстро сосредоточить материальные и людские ресурсы на решающих участках хозяйства, успешно выполнить сравнительно простые производственные задачи. В экстремальных условиях данный тип управления может оказаться единственно возможным и по-своему эффективным.
Значит, командно-административную систему управления можно признать нормальной формой регулирования хозяйства, пригодной, правда, только для чрезвычайных исторических условий, когда общественный строй какой-то страны и жизнь ее граждан находятся под серьезной угрозой.
Напротив, когда война заканчивается, командное руководство экономикой себя изживает и, как правило, устраняется. Приказные методы не отвечает задачам мирного хозяйственного строительства. Поэтому в нашей стране в начале 1921 г. чисто
административная система управления была упразднена. Однако в конце 20-х - начале 30-х гг. вновь произошло полное огосударствление экономики. Вся власть фактически перешла к центральному государственному аппарату, и вновь установилась система командования народным хозяйством.
Центральные плановые органы были не в состоянии охватить все народнохозяйственные пропорции. Приблизительно и упрощенно увязывались лишь главные задания плана с имеющимся количеством наиболее важных и ограниченных ресурсов. Более детально общегосударственный план дорабатывался механически - путем применения стандартных нормативов, основанных на прошлом опыте. Как правило, ставилась задача - наращивать производство «от достигнутого»: отталкиваясь не от реального совокупного спроса, а от того уровня экономических показателей, которым завершался предыдущий плановый период.
За более чем 50-летнее существование командно-административная система управления подорвала основы нормального функционирования общественного производства и в результате этого ввергла нашу страну в глубокий застой и экономический кризис.
Сформировать высокоэффективный механизм управления можно, если освоить и использовать все то положительное, что выработала отечественная и мировая практика в этой области.
С самого начала реформирования системы управления возникли совершенно новые проблемы, которые нередко решались без достаточного теоретического и практического обоснования.
1. Исходной является проблема выбора макроэкономического регулятора.
В 1992 г. Правительство РФ сделало выбор в пользу самого быстрого перехода от одной крайности (командной системы) к противоположной (либеральной рыночной экономике). Однако, как известно, конкурентный рынок, способный регулировать хозяйственную деятельность, создан не был.
2. Другая проблема - определить отношение к плановой организации народного хозяйства.
В 1992 г. Правительство РФ уничтожило «до основания» органы административного регулирования производства. Так, был упразднен Государственный плановый комитет, который разрабатывал централизованные планы и прогнозы социально-
экономического развития. Перестал существовать Государственный комитет по материально-техническому снабжению, который в соответствии с народнохозяйственным планом обеспечивал отрасли средствами производства.
Однако практика разработки государственного бюджета потребовала наладить работу по прогнозированию социально-экономического развития. Накануне очередного хозяйственного года Правительство РФ разрабатывает годовой прогноз социально-экономического развития страны, на который опирается годовой государственный бюджет. Стали разрабатываться также среднесрочные (на 2-3 года) и долгосрочные прогнозы развития российской экономики.
3. Важнейшей стала задача создать «российскую модель» экономики, которая соответствует национальным традициям, что предполагает выполнение государством важной роли в хозяйственной жизни.
В первую очередь потребовалось наладить управляемость макроэкономикой. Для этого важно направить государственную деятельность по следующим каналам:
а) создать государственные и иные институты (органы), которые усиливают управляемость национальной экономикой (развить хозяйственное законодательство, провести демонополизацию, создать институты рыночного хозяйства и т.п.);
б) восстановить управление государственными предприятиями, в частности, создать казенные предприятия (прямо подчиненные Правительству РФ), перевести часть предприятий на полный коммерческий расчет (здесь государство назначает руководителей фирм), расширить управление предприятиями через акционерную форму (в них государство владеет контрольным пакетом акций).
4. Наконец, серьезной проблемой является установление эффективных методов экономического регулирования.
Между тем с самого начала экономических реформ стали применяться такие методы регулирования, которые усиливали нестабильность национальной экономики:
а) для покрытия большого бюджетного дефицита государство ввело офомный инфляционный налог. Однако чрезмерно высокие темпы инфляции нанесли сильный удар по экономике;
б) необычайно высокие налоги подорвали нормальную заинтересованность предпринимателей и работников в увеличении производства.
И до сих пор актуальными являются задачи:
усилить государственное регулирование макроэкономики по ее управленческой вертикали;
более широко применять экономические методы регулирования национального хозяйства;
придать всему хозяйственному развитию социальную направленность.
Но в действительности в XX в., особенно в 1990-х гг., все большее количество национальных хозяйств (в том числе российская экономика) становились открытыми системами. В связи с этим особенно важно и актуально анализировать макроэкономику государств с учетом их международных координат.
- 1. Доходы и их источники
- 2.Понятие «заработная плата»
- Особенности зарплаты:
- Отчего зависит величина зп?
- Факторы обеспечения качества труда:
- Роль заработной платы:
- 3. Формы заработной платы
- 2. Сдельная зп:
- 3. Жалованья -- повремённая зп;
- За счёт чего берётся зп? Откуда она проявляется?
- Величина зп -- уровень зп.
- Зп дифференцируема:
- 4.Рента
- 3 Вида ренты:
- Размер ренты зависит от:
- Виды ренты:
- Источник ренты:
- Вопрос 5. Процент
- Концепции происхождения процента:
- Виды банковского процента:
- Процент зависит от:
- Вопрос 6.Понятие «прибыль»
- Вопрос 7. Максимизация прибыли.
- Вопрос 8. Издержки производства.
- Издержки производства.
- I. Сущность и структура издержек производства.
- Экономические характеристики издержек пр-ва:
- Структура издержек пр-ва:
- II. Виды издержек производства.
- Затраты можно рассматривать с двух сторон:
- Графики:
- III. Значение издержек производства и пути их снижения.
- Снижение издержек идёт след путями:
- Вопрос 9.Понятие «макроэкономика» Сущность, цели и механизмы функционирования макроэкономики.
- Вопрос 10. Макроэкономические параметры.
- Параметры макроэкономики.
- Первый мк параметр. ***
- Структура:
- Недостатки Валового общественного продукта:
- Характеристики Валового Продукта:
- Вп существует в двух формах:
- 4 Метода расчёта валового продукта.
- Проблема сопоставления Валовых продуктов:
- Второй мк параметр -- Национальное богатство. ***
- Третий мк параметр -- Население страны и его занятость (участие в эконом жизни). ***
- Вопрос 11. Ввп и внп
- Вопрос12. Исчисление ввп
- Методы расчета ввп и его оценки
- Вопрос 13. Национальное богатство
- Национальное богатство.
- Вопрос 14. Ниже даны определения основных макроэкономических индикаторов:
- Макроэкономические индикаторы
- Вопрос 15. Макроэкономические пропорции.
- Макроэкономические пропорции.
- Вопрос 16,17,18 Макроэкономическое равновесие.
- Макроэкономика и экономическая безопасность страны.
- Макроэкономическое равновесие.
- Вопрос 19. Совокупный спрос и совокупное предложение
- Совокупный спрос и совокупное предложение.
- Вопрос 20 Кривая ad-as
- Вопрос 21 Модель is-lm
- Вопрос 22. Денежное равновесие.
- Денежное равновесие.
- 23Модели реализации макроэкономического равновесия
- Вопрос 25.
- Вопрос 26. Макроэкономический кругооборот
- Макроэкономический кругооборот
- Вопрос 27. Макроэкономическое регулирование
- Макроэкономическое регулирование
- Вопрос 28. Типы макроэкономического регулирования
- Типы макроэкономического регулирования.
- Вопрос 29. Государственное и рыночное регулирование экономики
- Государственное и рыночное регулирование экономики
- Вопрос 30. Экономическая политика государства
- Экономическая политика государства.
- Вопрос 31. Инструменты и механизмы государственного регулирования экономики
- Инструменты и механизмы государственного регулирования экономики.
- Вопрос 32. Типы и виды экономической политики государства.
- Вопрос 33. Фискальная политика
- Вопрос 34. Денежная политика государства
- Вопрос 35. Государственный сектор экономики. (вопросы 36, 37)
- Вопрос 36,37. Изменение места и роли государственного сектора и его причины
- Государственный сектор экономики.
- Изменение места и роли государственного сектора и его причины.
- Вопрос 38. Приватизация, ее сущность и формы
- Приватизация.
- Вопросы 39, 40 Потребление и сбережения. Склонность к потреблению и сбережению.
- Потребление и сбережение.
- Склонность к потреблению и сбережению.
- Вопрос 41. Сбережения инвестиции
- Сбережения и инвестиции.
- Вопрос42. Сущность и виды инвестиций
- Вопрос 43. Роль инвестиций в экономике
- Роль инвестиций в экономике.
- Вопрос 44. Динамика инвестиций, факторы ее изменения
- Динамика инвестиций, факторы ее изменения.
- Вопрос 45. Роль инвестиций в экономической жизни
- Вопрос 46. Мультипликатор
- Мультипликатор.
- Вопр 47 Акселератор.
- Вопрос 48. Инвестиционная ситуация и политика в России
- Вопрос 49 Макроэкономическая нестабильность
- Макроэкономическая нестабильность.
- Вопросы 50-55 Инфляция
- Сущность инфляции.
- Типы и виды инфляции.
- Причины инфляции.
- Измерители инфляции.
- Ущерб от инфляции.
- Меры борьбы с инфляцией.
- Вопрос 56. Экономически активное население и занятость
- Экономически активное население и занятость.
- Вопрос 57.Сущность и причины безработицы
- Сущность и причины безработицы.
- Вопрос 58. Формы и масштабы безработицы
- Вопрос 59. Ущерб от безработицы
- Ущерб от безработицы.
- Вопрос 60. Борьба с безработицей
- Борьба с безработицей.
- Вопрос 61 - 63 Финансовая система: сущность, структура, принципы построения
- Тема 1. Сущность и функции финансов
- Тема 2. Финансовая политика
- Тема 3. Финансовая система и управление финансами
- Вопрос 64. Государственный бюджет
- 2. Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета
- Государственный бюджет.
- Вопрос 65. Банковская система
- Вопрос 66. Кредит и нго формы
- Вопрос 67 Сущность и типы экономического роста.
- Факторы экономического роста.
- 69. Цикличность экономического роста.
- Вопрос 70 Типы циклов
- Типы цикловТипы циклов:
- Критерии заработной платы. Отчего зависит величина зп?
- За счёт чего берётся зп? Откуда она проявляется?
- Величина зп -- уровень зп.
- Зп дифференцируема:
- Вопрос 76. Управление и меры борьбы с инфляцией и безработицей. Меры борьбы с инфляцией.
- Борьба с безработицей.