1.3 Динамика и отраслевая структура рынка услуг
По мере развития научных, культурных, экономических и других потребностей современного общества увеличивается спрос на услуги, а вместе с этим увеличивается и торговля услугами.
Торговля услугами действительно наиболее динамичный сегмент международной торговли, об этом свидетельствуют данные таблицы 2. С 2000 г. по 2016 г. ее объем вырос в 3,2 раза, в то время как торговля товарами увеличилась только в 2,5 раза. Результатом таких изменений в сфере торговли услугами стало увеличение ее доли в мировой торговле с 19% в 2000 г. до 23% в 2016 г[Error: Reference source not found, с. 320].
Таблица 2.
Мировой экспорт товаров и услуг (млрд долл.)
Годы | Всего | Товары | Услуги | Доля услуг (%) |
2000 | 7949 | 6458 | 1491 | 18,8 |
2010 | 19143 | 15301 | 3842 | 20,1 |
2011 | 22688 | 18338 | 4350 | 19,2 |
2012 | 22964 | 18496 | 4468 | 19,5 |
2013 | 23699 | 18952 | 4747 | 20,0 |
2014 | 24069 | 19005 | 5064 | 21,0 |
2015 | 21243 | 16489 | 4754 | 22,4 |
2016 | 20725 | 15955 | 4770 | 23,0 |
Источники: WTO Time Series on international trade, 2016; Press Release WTO, Press/791 12 April 2017
Лидирующие позиции на международном рынке торговли услугами занимают развитые страны. В 2000 г. на них приходилось более 3/4 этой торговли. К 2005 г. их доля сократилась до 72%, а к 2015 г. до 62%7 Преобладание развитых стран в этом сегменте международной торговли закономерно, потому что позиции здесь определяются, уровнем научно-технического развития. Чем выше этот уровень, чем лучше качество человеческого капитала в стране, тем сильнее ее позиции в этом сегменте международной торговли и ее возможности экспорта услуг, особенно высокотехнологичных и интеллектуальных[Error: Reference source not found, с. 133-141].
За последние 15 лет позиции развивающихся стран и стран с переходной экономикой в торговле услугами заметно окрепли (правда, не в той степени как в торговле товарами). Так, в 2015 г. на них приходилось 34% мирового экспорта услуг и 42% их импорта [Error: Reference source not found].Основной вклад в этот рост внесли развивающиеся страны Азии. Их доля в мировом экспорте услуг в 2015 г. превысила 22%. Главными поставщиками услуг из этого региона были Китай, Индия, Сингапур, Республика Корея, Гонконг и Таиланд. В импорте услуг доля развивающихся стран Азии оказалась несколько ниже, чем в экспорте (около 21%). И здесь главная заслуга принадлежит Китаю и Индии, которые существенно нарастили в 2015 г. свой импорт услуг.
Несмотря на заметное увеличение доли развивающихся стран и стран с переходной экономикой в международной торговле услугами, состав группы крупнейших экспортеров и импортеров услуг за последние 16 лет изменился крайне незначительно. Так, в 2000 г. в группу 15 крупнейших экспортеров и импортеров услуг входили 4 развивающиеся страны, к 2016 г. их число не изменилось. При этом на 15 стран – лидеров приходилось 65,3% всего экспорта услуг и 64,4% их импорта, данные представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Источники: International Trade Statistics 2001, WTO, P.157-162, расчеты автора; World Trade Statistical Review 2016, WTO, Table A8; Press Release WTO, Press/791 12 April 2017, P.18
Крупнейшими экспортерами услуг на 2016 г. остаются США, Великобритания, Германия и Франция. На 5-е место вышел Китай. Объем его экспорта услуг за 16 лет вырос в 7 раз. Существенно укрепили свои позиции Индия, Сингапур и Ирландия [Error: Reference source not found, с. 3-13].
В таблице 4 указаны похожие изменения, произошедшие в группе крупнейших импортеров услуг. США остаются здесь на 1-ом месте, но их доля заметно снизилась. На 2-е место вышел Китай. Существенно укрепили свои позиции Ирландия, Индия и Сингапур. Позиции Великобритании и Японии, напротив, существенно ослабли, но они, наравне с Германией, Францией и Нидерландами, по-прежнему входят в группу крупнейших мировых импортеров услуг.
Таблица 4.
Источники: International Trade Statistics 2001, WTO, P.157-162, расчеты автора; World Trade Statistical Review 2016, WTO, Table A8; Press Release WTO, Press/791 12 April 2017, P.18
Структура международной торговли услугами достаточно сложна (охватывает несколько десятков видов деятельности) и очень подвижна. Благодаря научно- техническому прогрессу она постоянно пополняется новыми видами технически услуг, да и «старые» услуги становятся все более технически сложными. Вследствие этого меняется не только место услуг в экономике, но и традиционное представление о них. Услуги сегодня – это преимущественно наукоемкие отрасли, использующие новейшие информационные технологии.
Как видно из таблицы 5, за последние 16 лет состав международной торговли услугами заметно изменился, снизилась доля так называемых «традиционных» услуг (транспорта с 23% до 18%, поездок – соответственно с 32% до 26%), а прочих услуг, представленных, прежде всего, высокотехнологичными услугами, увеличилась с 45% до 53%.
Таблица 5.
Источники: WTO Time Series on international trade, 2016; World Trade Statistical Review 2016, WTO
Итоги 2015-2016 гг. однозначно свидетельствуют о меньшей изменчивости торговли услугами по сравнению с товарной торговлей. Отсюда вывод: активное участие в торговле услугами позволяет любой стране заметно ослабить кризисные явления в экономике, связанные с падением цен на сырьевые товары.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Введение
- 1. Основные аспекты международного рынка услуг
- 1.1. Особенности мирового рынка услуг
- 1.2 Способы организации международной торговли услугами
- 1.3 Динамика и отраслевая структура рынка услуг
- 2. Анализ мирового рынка страховых услуг
- 2.1 Формирование единого страхового пространства
- 2.2 Тенденции развития мирового страхового рынка