1.2 Способы организации международной торговли услугами
В процессе переговоров по формированию ГАТС был разработан подход к определению понятия "международная торговля услугами", а также преодолено ранее принятое деление услуг на торгуемые (способные к международному обмену) и неторгуемые (не подлежащие в силу своего характера обмену), в результате которого большая часть услуг относилась к неторгуемым. Если услуга предоставлялась и потреблялась без пересечения границы, то она воспринималась как неторгуемая. В эту категорию относили коммунальные, образовательные, социальные, личные услуги, услуги здравоохранения, ресторанов, гостиниц и т.п. как неспособные к перемещению за границу. Между тем в развивающемся мире большинство этих услуг также начало становиться объектом международного обмена[Error: Reference source not found,с. 343].
По мнению экспертов, услуги становятся торгуемыми, если поставляются одним из четырех способов, которые можно охарактеризовать как:
– трансграничная поставка;
– потребление за рубежом;
– коммерческое присутствие;
– перемещение физических лиц.
В таблице 1 экспертами ВТО представлена подробная характеристика каждого из четырех способов организации международной торговли услугами[Error: Reference source not found].
Таблица 1.
Способы организации международной торговли услугами
Способы торговли | Организация операций |
Трансграничная поставка | Услуга с территории одной страны поставляется на территорию другой страны. Этот способ аналогичен продаже товара. Например, транспортные, телекоммуникационные услуги, продажа консалтинговых, информационных, образовательных, маркетинговых и прочих услуг с использованием средств связи (факса, телефона, электронной почты, Интернета) |
Потребление за рубежом | Потребитель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны, сама услуга и продавец не перемещаются через границу. Например, потребление во время зарубежной поездки, выезда за границу для учебы или лечения |
Коммерческое присутствие | Предоставление услуги фирмой на территории другой страны, через коммерческое присутствие, т.е. с помощью филиала либо дочернего предприятия. При этом услуга и потребитель через границу не перемещаются (банковские, страховые, консалтинговые, туристические услуги и др.) |
Перемещение физических лиц | Присутствие физических лиц, предоставляющих услугу. Услуга связано с непосредственной деятельностью людей, которые переезжают за границу в страну, где находится потребитель услуги (приезд консультанта, представителей иностранного банка, в связи с открытием нового филиала и др.) |
Эти четыре способа торговли услугами были зафиксированы в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС), вступившем в силу в 1995 г. и создавшем тем самым международную правовую базу регулирования этой области[Error: Reference source not found, с. 571].
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Введение
- 1. Основные аспекты международного рынка услуг
- 1.1. Особенности мирового рынка услуг
- 1.2 Способы организации международной торговли услугами
- 1.3 Динамика и отраслевая структура рынка услуг
- 2. Анализ мирового рынка страховых услуг
- 2.1 Формирование единого страхового пространства
- 2.2 Тенденции развития мирового страхового рынка