logo
Рынок услуг (мировой)

1.1. Особенности мирового рынка услуг

Одновременно с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Отличительная особенность услуги от товара в том, что у нее нет вещественной формы, услуга выступает как результат определенной деятельности.

Сегодня международная торговля услугами проходит в основном между развитыми государствами, однако в начале двадцать первого века существовала тенденция к снижению доли развитых стран в международном обмене услугами[Error: Reference source not found, с. 38-42].

Роль услуг в мировой и национальной экономиках и торговле быстро растет.

Это объясняется следующими причинами:

-научно-технический прогресс, включающий развитие технологий в целом, что значительно расширяет предложение различного вида услуг;

-расширение международных экономических связей в процессе транснационализации и глобализации мировой экономики, расширяющее международный обмен услугами;

-повышение платежеспособности населения, за счет увеличения доходов во многих странах мира. Это относится не только к индустриально развитым странам, но и ко многим развивающимся государствам.

Услуги очень разнообразны, а сфера их применения расширяется с каждым годом. В соответствии с положениями ВТО все услуги подразделяют на 12 секторов: 

1) Деловые услуги – 46 отраслевых видов услуг. 

2) Услуги связи – 25 видов. 

3) Строительные и сопутствующие им услуги – 4 вида. 

4) Дистрибьюторские услуги – 5 видов. 

5) Общеобразовательные услуги – 5 видов. 

6) Услуги по защите окружающей среды – 4 вида. 

7) Финансовые услуги, включая страхование – 17 видов. 

8) Услуги по охране здоровья – 4 вида. 

9) Туризм и путешествия – 4 вида. 

10) Услуги в области организации досуга, культуры и спорта – 5 видов. 

11) Транспортные услуги – 33 вида. 

12) Прочие услуги.

Этот Классификатор услуг адаптирован к Международной стандартной отраслевой классификации всех видов деятельности (МСОК), принятой Организацией Объединенных Наций, и признан в большинстве стран мира[11].

Мировой рынок услуг так же имеет свои особенности, одной из которых является определенная ограниченность участия на международном рынке некоторых видов услуг — жилищно- коммунальных, образовательных и пр.

Услуги, которые направлены главным образом на личное потребление, не входят в международный хозяйственный оборот. Для обеспечения экономической безопасности государства важнейшие услуги (транспорт, связь, услуги финансового и страхового рынка, образование, здравоохранение) находятся в сфере особых интересов страны. Данные виды услуг в полной мере не поступают на международный рынок. 

Еще одной особенностью международного рынка услуг является большое преобладание в данной сфере политики протекционизма по сравнению с международной торговлей товарами.

Протекционизм в сфере услуг нужен, во-первых, для необходимости защиты национальных компаний и предприятий от иностранной конкуренции, во-вторых, для обеспечения интересов государства (например, в области обеспечения единой финансовой системы) и потребителей (например, требования к качеству услуг и их безопасности).

Современная международная торговля услугами очень быстро расширяется, оказывая, при этом, все более существенное влияние на развитие национальной экономики и мирового хозяйства в целом: приобретает растущее значение в социальной жизни всех стран. Этот процесс является следствием научно-технического прогресса и глобализации национальных экономик.

От рассмотрения особенностей перейдем к способам организации международной торговли услугами.

Yandex.RTB R-A-252273-3