1.1. Особенности мирового рынка услуг
Одновременно с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Отличительная особенность услуги от товара в том, что у нее нет вещественной формы, услуга выступает как результат определенной деятельности.
Сегодня международная торговля услугами проходит в основном между развитыми государствами, однако в начале двадцать первого века существовала тенденция к снижению доли развитых стран в международном обмене услугами[Error: Reference source not found, с. 38-42].
Роль услуг в мировой и национальной экономиках и торговле быстро растет.
Это объясняется следующими причинами:
-научно-технический прогресс, включающий развитие технологий в целом, что значительно расширяет предложение различного вида услуг;
-расширение международных экономических связей в процессе транснационализации и глобализации мировой экономики, расширяющее международный обмен услугами;
-повышение платежеспособности населения, за счет увеличения доходов во многих странах мира. Это относится не только к индустриально развитым странам, но и ко многим развивающимся государствам.
Услуги очень разнообразны, а сфера их применения расширяется с каждым годом. В соответствии с положениями ВТО все услуги подразделяют на 12 секторов:
1) Деловые услуги – 46 отраслевых видов услуг.
2) Услуги связи – 25 видов.
3) Строительные и сопутствующие им услуги – 4 вида.
4) Дистрибьюторские услуги – 5 видов.
5) Общеобразовательные услуги – 5 видов.
6) Услуги по защите окружающей среды – 4 вида.
7) Финансовые услуги, включая страхование – 17 видов.
8) Услуги по охране здоровья – 4 вида.
9) Туризм и путешествия – 4 вида.
10) Услуги в области организации досуга, культуры и спорта – 5 видов.
11) Транспортные услуги – 33 вида.
12) Прочие услуги.
Этот Классификатор услуг адаптирован к Международной стандартной отраслевой классификации всех видов деятельности (МСОК), принятой Организацией Объединенных Наций, и признан в большинстве стран мира[11].
Мировой рынок услуг так же имеет свои особенности, одной из которых является определенная ограниченность участия на международном рынке некоторых видов услуг — жилищно- коммунальных, образовательных и пр.
Услуги, которые направлены главным образом на личное потребление, не входят в международный хозяйственный оборот. Для обеспечения экономической безопасности государства важнейшие услуги (транспорт, связь, услуги финансового и страхового рынка, образование, здравоохранение) находятся в сфере особых интересов страны. Данные виды услуг в полной мере не поступают на международный рынок.
Еще одной особенностью международного рынка услуг является большое преобладание в данной сфере политики протекционизма по сравнению с международной торговлей товарами.
Протекционизм в сфере услуг нужен, во-первых, для необходимости защиты национальных компаний и предприятий от иностранной конкуренции, во-вторых, для обеспечения интересов государства (например, в области обеспечения единой финансовой системы) и потребителей (например, требования к качеству услуг и их безопасности).
Современная международная торговля услугами очень быстро расширяется, оказывая, при этом, все более существенное влияние на развитие национальной экономики и мирового хозяйства в целом: приобретает растущее значение в социальной жизни всех стран. Этот процесс является следствием научно-технического прогресса и глобализации национальных экономик.
От рассмотрения особенностей перейдем к способам организации международной торговли услугами.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Введение
- 1. Основные аспекты международного рынка услуг
- 1.1. Особенности мирового рынка услуг
- 1.2 Способы организации международной торговли услугами
- 1.3 Динамика и отраслевая структура рынка услуг
- 2. Анализ мирового рынка страховых услуг
- 2.1 Формирование единого страхового пространства
- 2.2 Тенденции развития мирового страхового рынка