15.2. Роль инноваций в развитии предприятия
Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг).
Конкурентоспособность - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.
И все же, как ни важны внепроизводственные аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:
Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.
Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.
Указанные составляющие конкурентоспособности являются многофакторными, и каждая из них может рассматриваться как сложный самостоятельный объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного персонала, производительность труда, издержки управления и т.д. При этом в конечном счете возможность обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов определяется такими базовыми производственными факторами, как технический уровень производства, уровень организации производства и управления.
По существу, основа современной "философии успеха" заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Безусловно, ориентация на потребителя выражает стремление фирмы обеспечить себе наиболее надежный путь к достижению и поддержанию высокой прибыли.
Финансовые результаты, например, многих японских компаний свидетельствуют, что именно эта философия в современных условиях ведет к обеспечению стабильного положения фирм на рынке, высокой рентабельности их деятельности. Поэтому руководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.
Для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция "жизненного цикла товара". Стратегия производства в зависимости от стадии жизненного цикла товара показана на рис. 22.
Одновременная работа с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":
• фирма-новатор, занимающаяся прежде всего вопросами нововведений;
•инжиниринговая фирма, разрабатывающая оригинальные модификации товара и его дизайн;
•узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпоставщик относительно несложных изделий массового выпуска;
• производитель традиционных изделий (услуг) высокого качества.
Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активно действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы. И если речь идет не о фундаментальных разработках в области технологии, а о доведении оригинальной идеи нового изделия до стадии материального воплощения, то это вполне под силу относительно небольшим фирмам-новаторам. Именно они сегодня определяют инновационный процесс в развитых странах.
Таким образом, специализация малых фирм на работе с товарами, находящимися на конкретных стадиях жизненного цикла, порождается стремлением фирмы наиболее эффективно использовать свой потенциал и обеспечить конкурентоспособность товара на рынке.
Согласно закону о конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции (услуг) и снижения их удельной цены, отражающей отношение цены товара к его полезному эффекту. В условиях конкуренции никто никого не заставляет повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. В результате постоянно идет процесс "вымывания" с рынка некачественной продукции.
Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается повышать качество продукции (услуг), улучшать полезный эффект товара, тем самым добиваться конкурентного преимущества данного товара. Таким образом, обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.
В этой связи интересно отметить, что один из классиков экономической теории А. Маршалл считал именно предпринимательство коренным свойством, главной чертой рыночной экономики. На самом деле конкуренция лишь создает ситуацию необходимости поиска конкурентных преимуществ фирмы и конкурентоспособности товара, побуждает совершенствовать весь процесс от производства до потребления. Но сами конкурентные преимущества обеспечиваются на основе реализации тех или иных инноваций, т.е. через предпринимательство, поскольку именно оно является реальным двигателем процесса.
Главной предпосылкой инновационной стратегии является моральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттестацию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения товаров. Иными словами, должна проводиться рентгенограмма бизнеса.
Каковы же основополагающие принципы новаторской деятельности? П. Друкер считает, что нужно провести четкую линию между тем, что нужно делать, и тем, чего делать не следует.
- В.П.Грузинов, в.Д.Грибов
- Введение
- Раздел первый экономические основы функционирования предприятия в условиях рынка тема 1. Предмет и значение курса 'экономика предприятия'
- Тема 2. Основная экономическая проблема и роль предприятия в ее решении
- 2.1. Содержание основной экономической проблемы и её реализация
- 2.2. Предприятие - важнейшее звено в решении основной экономической проблемы
- 2.3. Движущие мотивы развития экономики предприятия
- Тема 3. Методологические аспекты функционирования предприятия
- Формы объединений предприятий
- Тема 4. Социально-экономические и организационные формы предприятий, их особенности
- 4.1. Организационные формы предприятий
- Хозяйственные товарищества
- Полные товарищества
- Коммандитные товарищества
- Общество с ограниченной ответственностью
- Акционерные общества
- Кооперативы и малые предприятия
- 4.2. Объединения предпринимателей
- Тема 5.Системы хозяйствования и их влияние на функционирование предприятия
- 5.1. Влияние рыночной и централизованно-плановой систем хозяйствования на деятельность предприятия
- Основные черты функционирования экономической системы
- Методы решения основной экономической проблемы
- 5.2. Особенности перехода к рынку в России
- Монополизация выпуска продукции в машиностроении
- 5.3. Государственное регулирование рыночной экономики
- Раздел второй ресурсы предприятия и показатели их использования тема 6. Экономическое содержание и структура ресурсного обеспечения предприятия
- 6.1. Экономические ресурсы предприятия
- Производственные ресурсы предприятия
- 6.2. Ограниченность и взаимозаменяемость ресурсов
- Тема 7. Основной капитал и обеспеченность им предприятия
- 7.1. Сущность и состав основного капитала
- 7.2. Учет и оценка основных фондов
- 7.3. Амортизационные отчисления
- 7.4. Эффективность использования основного капитала
- Тема 8.Обеспеченность предприятия оборотным капиталом
- 8.1. Сущность и структура оборотного капитала
- 8.2. Кругооборот оборотных средств
- 8.3. Определение потребности в оборотных средствах
- 8.4. Управление запасами товарно-материальных ценностей
- 8.5. Источники формирования оборотных средств
- Тема 9.Обеспечение предприятия рабочей силой
- 9.1. Сущность и значение фактора "рабочая сила"
- 9.2. Рынок труда и особенности его функционирования в России
- 9.3. Подбор и обучение кадров
- 9.4. Оценка исполнения работы. Текучесть кадров
- Раздел третий экономические показатели результатов деятельности предприятия тема 10. Издержки предприятия. Их сущность и структура
- 10.1. Сущность и классификация издержек
- 10.2. Постоянные и переменные издержки производства
- Динамика переменных издержек
- Прогрессивный характер роста переменных издержек
- 10.3. Определение предельных издержек производства
- Динамика показателей деятельности предприятия
- 10.4. Основные направления снижения издержек производства
- Тема 11. Формирование финансовых результатов предприятия*
- 11.1. Доход предприятия, его сущность и значение
- 11.2. Прибыль как мера эффективности работы предприятия
- 11.3. Распределение и использование прибыли предприятия
- 11.4. Управление формированием прибыли
- 11.5. Рентабельность работы предприятия
- 11.6. Финансовое обеспечение предприятия
- Тема 12. Ценовая политика предприятия и методы ее реализации
- 12.1. Ценовая политика предприятия
- 12.2. Методы расчета цены
- Тема 13. Показатели оценки хозяйственной деятельности предприятия и их анализ
- 13.1. Основные показатели оценки деятельности предприятия
- 13.2. Экономический анализ работы предприятия
- 13.3. Анализ финансового положения предприятия
- 1. Коэффициенты текущей платежеспособности:
- 2. Коэффициенты рентабельности:
- 4. Коэффициенты, характеризующие положение на рынке:
- Раздел четвертый управление предпринимательской деятельностью предприятия тема 14.Предпринимательство, формы и методы организации предпринимательской деятельности
- 14.1. Сущность и основные черты предпринимательской деятельности
- 14.2. Виды предпринимательства, их взаимосвязь и особенности участия в бизнесе
- Производственное предпринимательство и технология его осуществления
- Коммерческое предпринимательство
- Финансовое предпринимательство
- 14.3. Малые предприятия - важное условие развития национальной экономики
- Тема 15. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия
- 15.1. Стратегия деятельности
- 15.2. Роль инноваций в развитии предприятия
- Что нужно делать
- Чего не следует делать
- 15.3. Инвестиционная деятельность предприятия
- 15.4. Оценка эффективности инвестиционных проектов
- Тема 16.Внутрифирменное планирование в предпринимательстве
- 16.1. Сущность и виды планирования
- 16.2. Бизнес-план - основа создания предприятия
- Описание продукта (услуги)
- Анализ рынка сбыта
- Оценка конкурентов
- Стратегия маркетинга
- План производства
- Организационный план
- Финансовый план
- Тема 17.Коммерческий расчет предпринимательства
- 17.1. Основные принципы коммерческого расчета
- 17.2. Требования рынка к организации коммерческо-производственной работы на предприятии
- 17.3. Коммерческая тайна
- Информация, которая нуждается к защите
- Тема 18. Предприятие и работник
- 18.1. Трудовые отношения
- 18.2. Социальное партнерство
- Вопросы для повторения
- Литература
- Содержание