6.2. Ограниченность и взаимозаменяемость ресурсов
Поскольку ресурсы продаются и покупаются, они имеют цену. Будучи результатом взаимодействия спроса и предложения, цена отражает все особенности рынков ресурсов, как общие для всех видов, так и специфические для каждого из них.
Особенности рынков ресурсов обобщенно выражаются прежде всего в том, что в силу их ограниченности неизбежно ограничены и сам объем производства, и предложения ресурсов. Общество не в состоянии произвести, а значит, и потребить такой объем товаров и услуг, которым бы хотело располагать. В связи с этим спрос на них весьма устойчив, более того, для рынка ресурсов характерна его концентрация, которая делает типичным явление монопсонии (единственный покупатель) или олигополии (небольшое число покупателей). Яркий пример - рынок труда в небольшом городе, где вполне реальна ситуация, когда единственным покупателем рабочей силы в данной отрасли выступает одна фирма.
Цена на экономические ресурсы складывается, как и на всяком другом рынке, под воздействием спроса и предложения. Предложение ресурсов отражает прямую связь между ценой на них и реально имеющимся объемом: в интересах владельцев ресурсов поставлять их по более высокой цене. Спрос же на ресурсы отражает обратную связь между ценой и объемом спроса: если цена повышается, фирма либо будет покупать меньше ресурсов, либо заменит их более дешевыми.
Рассмотрим особенности спроса на ресурсы.
1. Он является производным (зависимым) от спроса на готовую продукцию, изготовляемую с применением данных ресурсов. Следовательно, изменение первого прежде всего зависит от изменения второго.
2. Спрос на ресурсы зависит от производительности труда: ее рост вызывает увеличение спроса на экономические ресурсы.
3. Спрос на данные ресурсы связан с динамикой спроса на другие ресурсы, т.е. с изменением цены на замещающие ресурсы и на дополнительные ресурсы.
При введении в производство замещающих ресурсов фирма получает эффект двух видов. Первый - эффект замещения: замена одного ресурса другим изменяет цену и спрос (замещение труда капиталом ведет к падению спроса на труд и увеличению на капитал).
Второй - эффект объема производства: увеличение издержек на капитал вызывает падение объема производства и соответственно сокращение спроса на ресурсы (капитал). Эти эффекты действуют в противоположных направлениях.
Общий вывод - производный спрос на ресурсы возрастает, если: увеличивается спрос на продукт, повышается производительность труда в выпуске готовой продукции, падает или поднимается цена на замещающие ресурсы, снижается цена на дополнительные ресурсы. Отсюда следует, что эластичность спроса на ресурсы, т.е. реакция на изменение цен ресурсов, зависит от следующих факторов:
• эластичности спроса на готовую продукцию: чем она выше, тем эластичнее спрос на ресурсы (когда повышение цены на товар вызывает значительное падение спроса на него, потребность в ресурсах также снижается);
• заменяемости ресурсов: эластичность спроса на них высока, если в случае повышения цены существует возможность их замещения другими ресурсами или внедрения более совершенной технологии;
• доли ресурсов в общих издержках: если удельный вес ресурсов в общих издержках велик, а цена на ресурсы растет, то это приводит к падению спроса на них. Следовательно, чем выше доля ресурсов в общих издержках производства, тем выше эластичность спроса.
Особенности предложения ресурсов. Несмотря на ограниченность, они могут меняться под воздействием усилий людей, например, предложение земли можно увеличить путем проведения мелиоративных работ. В целом же предложение ресурсов зависит от закона редкости, ограниченности ресурсов (при этом следует помнить об относительном характере этой ограниченности: ресурсы ограничены по сравнению с потребностями производства в них для получения необходимых в данный момент экономических благ). Наименее эластично предложение земли - ее размеры довольно жестко фиксированы, а альтернативного, заменяющего ресурса не существует. Это уникальное невоспроизводимое благо. Практически неэластично предложение полезных ископаемых, хотя их можно заменить другими ресурсами или открыть новые месторождения. Предложение других видов ресурсов более эластично и в большей степени зависит от экономической ситуации и экономической политики.
- В.П.Грузинов, в.Д.Грибов
- Введение
- Раздел первый экономические основы функционирования предприятия в условиях рынка тема 1. Предмет и значение курса 'экономика предприятия'
- Тема 2. Основная экономическая проблема и роль предприятия в ее решении
- 2.1. Содержание основной экономической проблемы и её реализация
- 2.2. Предприятие - важнейшее звено в решении основной экономической проблемы
- 2.3. Движущие мотивы развития экономики предприятия
- Тема 3. Методологические аспекты функционирования предприятия
- Формы объединений предприятий
- Тема 4. Социально-экономические и организационные формы предприятий, их особенности
- 4.1. Организационные формы предприятий
- Хозяйственные товарищества
- Полные товарищества
- Коммандитные товарищества
- Общество с ограниченной ответственностью
- Акционерные общества
- Кооперативы и малые предприятия
- 4.2. Объединения предпринимателей
- Тема 5.Системы хозяйствования и их влияние на функционирование предприятия
- 5.1. Влияние рыночной и централизованно-плановой систем хозяйствования на деятельность предприятия
- Основные черты функционирования экономической системы
- Методы решения основной экономической проблемы
- 5.2. Особенности перехода к рынку в России
- Монополизация выпуска продукции в машиностроении
- 5.3. Государственное регулирование рыночной экономики
- Раздел второй ресурсы предприятия и показатели их использования тема 6. Экономическое содержание и структура ресурсного обеспечения предприятия
- 6.1. Экономические ресурсы предприятия
- Производственные ресурсы предприятия
- 6.2. Ограниченность и взаимозаменяемость ресурсов
- Тема 7. Основной капитал и обеспеченность им предприятия
- 7.1. Сущность и состав основного капитала
- 7.2. Учет и оценка основных фондов
- 7.3. Амортизационные отчисления
- 7.4. Эффективность использования основного капитала
- Тема 8.Обеспеченность предприятия оборотным капиталом
- 8.1. Сущность и структура оборотного капитала
- 8.2. Кругооборот оборотных средств
- 8.3. Определение потребности в оборотных средствах
- 8.4. Управление запасами товарно-материальных ценностей
- 8.5. Источники формирования оборотных средств
- Тема 9.Обеспечение предприятия рабочей силой
- 9.1. Сущность и значение фактора "рабочая сила"
- 9.2. Рынок труда и особенности его функционирования в России
- 9.3. Подбор и обучение кадров
- 9.4. Оценка исполнения работы. Текучесть кадров
- Раздел третий экономические показатели результатов деятельности предприятия тема 10. Издержки предприятия. Их сущность и структура
- 10.1. Сущность и классификация издержек
- 10.2. Постоянные и переменные издержки производства
- Динамика переменных издержек
- Прогрессивный характер роста переменных издержек
- 10.3. Определение предельных издержек производства
- Динамика показателей деятельности предприятия
- 10.4. Основные направления снижения издержек производства
- Тема 11. Формирование финансовых результатов предприятия*
- 11.1. Доход предприятия, его сущность и значение
- 11.2. Прибыль как мера эффективности работы предприятия
- 11.3. Распределение и использование прибыли предприятия
- 11.4. Управление формированием прибыли
- 11.5. Рентабельность работы предприятия
- 11.6. Финансовое обеспечение предприятия
- Тема 12. Ценовая политика предприятия и методы ее реализации
- 12.1. Ценовая политика предприятия
- 12.2. Методы расчета цены
- Тема 13. Показатели оценки хозяйственной деятельности предприятия и их анализ
- 13.1. Основные показатели оценки деятельности предприятия
- 13.2. Экономический анализ работы предприятия
- 13.3. Анализ финансового положения предприятия
- 1. Коэффициенты текущей платежеспособности:
- 2. Коэффициенты рентабельности:
- 4. Коэффициенты, характеризующие положение на рынке:
- Раздел четвертый управление предпринимательской деятельностью предприятия тема 14.Предпринимательство, формы и методы организации предпринимательской деятельности
- 14.1. Сущность и основные черты предпринимательской деятельности
- 14.2. Виды предпринимательства, их взаимосвязь и особенности участия в бизнесе
- Производственное предпринимательство и технология его осуществления
- Коммерческое предпринимательство
- Финансовое предпринимательство
- 14.3. Малые предприятия - важное условие развития национальной экономики
- Тема 15. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия
- 15.1. Стратегия деятельности
- 15.2. Роль инноваций в развитии предприятия
- Что нужно делать
- Чего не следует делать
- 15.3. Инвестиционная деятельность предприятия
- 15.4. Оценка эффективности инвестиционных проектов
- Тема 16.Внутрифирменное планирование в предпринимательстве
- 16.1. Сущность и виды планирования
- 16.2. Бизнес-план - основа создания предприятия
- Описание продукта (услуги)
- Анализ рынка сбыта
- Оценка конкурентов
- Стратегия маркетинга
- План производства
- Организационный план
- Финансовый план
- Тема 17.Коммерческий расчет предпринимательства
- 17.1. Основные принципы коммерческого расчета
- 17.2. Требования рынка к организации коммерческо-производственной работы на предприятии
- 17.3. Коммерческая тайна
- Информация, которая нуждается к защите
- Тема 18. Предприятие и работник
- 18.1. Трудовые отношения
- 18.2. Социальное партнерство
- Вопросы для повторения
- Литература
- Содержание