logo
ekonomika_изм

37. Институциональные основы развития рыночной экономики.

В экономической системе рынок является инструментом, который выполняет ряд функций, позволяющих рыночной системе стабильно развиваться на протяжении многих столетий.

Рынок, однажды возникнув, начинает формировать рыночную систему. Данная разновидность систем представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов и институтов для их функционирования. Хозяйствующий субъект не существует, а тем более не функционирует в вакууме. Для хозяйственных действий необходима специфическая среда, которую и образуют институты. А. Смит отмечал, что "без моральных сантиментов (читай "институтов" – Авт.), таких как справедливость и собственность, общество дегенерирует в "сцену кровопролития и беспорядка". Таким образом, для существования и развития рыночной системы нужны не только субъекты рынка в чистом виде - продавцы и покупатели, но и институты.

Мотивационную основу для принятия решений и их осуществления хозяйствующими субъектами составляют частная собственность и право. Это, пожалуй, самые важные институты. Человек должен быть свободен экономически, чтобы принимать решения и нести за них ответственность, и такую свободу дает частная собственность. Но чтобы предупредить столкновения между носителями частной собственности и не допустить "сцены кровопролития и беспорядка", необходимо право, т.е. правила (рамки) поведения.

Интеграционную и информационную основу рыночной системы представляет свободное колебание спроса, предложения и цен. Интеграцию, "стягивание" системы в единое целое обеспечивают спрос и предложение. Субъект рыночного хозяйства, чтобы существовать в данной системе, должен продавать или покупать, таким образом система как бы взаимоувязывается. Ее сигналы - цены - показывают, что выгодно производить, а от чего лучше отказаться. На основе этого и функционируют продавцы и покупатели в системе.

Организационную основу экономической системы представляет товарное производство. Чтобы продать, необходимо иметь излишки, которые выносятся на продажу. Они получаются только при разделении труда, обеспечивающем рост производительности труда и формирование производства как товарного.

Таким образом, условиями возникновения рынка являются:

• общественное разделение труда, ведущее к появлению товарного производства;

• множественность обособленных товаропроизводителей-собственников, обусловливающая колебание спроса, предложения, цен;

• регулярность обмена.

Становлению системы предшествует возникновение множества взаимодействующих качественно тождественных элементов.

В стадии становления происходит рост количества качественно тождественных элементов.

Свобода (свобода продавца и покупателя) породила монополию, подтвердив неизбежность превращения элементов в свою противоположность. Системе понадобился механизм настройки, в противном случае она могла погибнуть.