28. Транспортная инфраструктура как объект исследования
Исходным пунктом для выяснения состава отраслей транспортной инфраструктуры является выяснение их роли в процессе воспроизводства как общих условий общественного процесса производства. С этой точки зрения особый интерес представляет проведенный К. Марксом анализ транспорта.
«Кроме добывающей промышленности, земледелия и обрабатывающей промышленности, — писал К. Маркс, — существует еще четвертая сфера материального производства, которая в своем развитии тоже проходит различные ступени производства: ремесленную, мануфактурную и машинную. Это — транспортная промышленность, в равно, перевозит ли она людей или товары».
При этом К. Маркс раскрывает специфику транспорта в его качестве особой сферы материального производства. «С одной стороны, — подчеркивал К. Маркс, — транспортная промышленность составляет самостоятельную отрасль производства, а потому и особую сферу вложения производственного капитала. Но, с другой стороны, она отличается тем, что является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения».
Рассматривая проблему отнесения транспортной промышленности к производственной инфраструктуре, следует выделить несколько основных, узловых моментов в этой проблеме.
Во-первых, необходимо выяснить, почему же транспорт относится не к собственно процессу производства продукта, товара, а входит в так называемое «невидимое» производство, представляет собой отрасль инфраструктуры в целом; во-вторых, важно научно аргументировать отнесение транспортной промышленности именно к производственной инфраструктуре (по крайней мере, в своей основе).
При решении первого из поставленных вопросов следует исходить из положения К. Маркса о том, что «люди и товары едут вместе с определенным средством транспорта, и движение последнего, его перемещение и есть тот процесс производства, который оно создает».
Собственно производством можно назвать такую совокупность отраслей материального производства, которая осуществляет непосредственный обмен веществ между природой и человеком (обществом), создает продукты, удовлетворяющие потребности членов общества. Сфера, где происходит обмен веществ между природой и человеком, где создаются новые общественные потребительные стоимости, отличные по своей натуральной форме от условий ее производства, может считаться сферой собственно материального производства.
Это непосредственно относится и к транспорту. К. Маркс отмечал, что существуют самостоятельные отрасли промышленности, где продукт процесса производства не является новым вещественным продуктом, товаром. «Результатом перевозки — перевозятся ли люди или товары — является перемена их местопребывания...».
Но то, что продает транспортная промышленность, есть само перемещение. Доставляемый ею полезный эффект нераздельно связан с процессом перевозки, т. е. с процессом производства транспортной промышленности... Полезный эффект можно потреблять лишь во время процесса производства; этот эффект не существует как отличная от этого процесса потребительная вещь, которая лишь после того, как она произведена, функционирует в виде предмета торговли, обращается как товар. Но меновая стоимость этого полезного эффекта, как меновая стоимость всякого другого товара, определяется стоимостью затраченных на него элементов производства ... плюс прибавочная стоимость, созданная прибавочным трудом рабочих, занятых в транспортной промышленности».
Проделанный К. Марксом анализ позволяет дать однозначный ответ на вопрос о том, почему транспорт существенным образом обособляется от других отраслей народного хозяйства самим характером своего участия в процессе производства, осуществляя такой «обмен веществ», без которого этот процесс оказался бы во многих случаях неосуществимым.
Термина «инфраструктура» нет в работах К. Маркса, но в них говорится о транспорте как отрасли специфической и отрасли материального производства.
Транспортная индустрия, по К. Марксу, может рассматриваться как индустрия специфическая. Она не увеличивает ничего в массе транспортируемых товаров и не меняет ничего в свойствах, которые присущи товару как самостоятельной потребительной стоимости.
«Абсолютная величина стоимости, прибавляемая к товарам транспортом, при прочих равных условиях обратно пропорциональна производительной силе труда в транспортной промышленности и прямо пропорциональна тем расстояниям, на которые товары перемещаются».
«Транспортные издержки, или сама транспортная индустрия может поэтому рассматриваться как удлинение процесса производства товара за пределы собственно сферы производства, и происходит он внутри сферы обращения, хотя в то же время он является и процессом, присущим реализации стоимости товара».
Изучение высказываний К. Маркса о транспорте как об транспортной инфраструктуре — позволяет сделать ряд общих выводов, дающих возможность определить границы рассматриваемого понятия и те признаки, на основе которых можно включать в него те или иные составные элементы:
во-первых, транспортная инфраструктура сама по себе не создает новых материальных благ, хотя активно участвует в их производстве;
во-вторых, «продукт» транспортной инфраструктуры весьма специфичен в том отношении, что он не имеет самостоятельного существования, не может быть отделен от деятельности в масштабах народного хозяйства;
в-третьих, эффективность транспортной инфраструктуры непосредственно связана с непрерывностью ее функционирования (поскольку «продукт» инфраструктуры не может складироваться, накапливаться и т. д.); отсюда единственной формой накопления резервов в транспортной инфраструктуре может служить создание резервных мощностей;
в-четвертых, прослеживается отчетливо выраженная связь транспортной инфраструктуры с размещением производительных сил; инфраструктура функционирует как определенная территориальная система, жестко привязанная, по общему правилу, к той или иной территории;
в-пятых, свойства транспортной инфраструктуры как территориальной системы определяют ее «комплексообразующую» функцию, поскольку предпосылкой функционирования любого территориального комплекса является наличие определенного набора объектов транспортной инфраструктуры;
в-шестых, эффект функционирования объектов и систем транспортной инфраструктуры реализуется по общему правилу во многих отраслях и поэтому не во всех случаях поддается прямому учету. Соединяя все звенья общественного производства, отрасли транспортной инфраструктуры «дают возможность в масштабах экономики в целом при сокращении затрат добиваться возрастающих результатов».
Использование перечисленных признаков позволяет, на наш взгляд, получить определенную отправную точку для определения состава элементов, включаемых в транспортную инфраструктуру.
- Расскажите историю термина «инфраструктура»
- Приведите наиболее распространенные определения понятия «инфраструктура»
- Расскажите о концепции п. Розенштейна-Родана
- В чем особенность определения инфраструктуры р.Йохимсена?
- Нарисуйте схему инфраструктуры проекта
- Дайте классификацию инфраструктуры по видам, направлениям и масштабам развития.
- Каковы основные особенности, признаки и категории инфраструктуры?
- Производственная инфраструктура
- Функции производственной инфраструктуры
- Производственная инфраструктура
- Производственная инфраструктура как объект исследования
- Производственные услуги
- 12. Подходы к определению производственной инфраструктуры
- 13. Отраслевой и функциональный подходы к определению производственной инфраструктуры
- 14. Структурный подход к определению производственной инфраструктуры
- 15. Принадлежность производственной инфраструктуры
- 16. Система производственной инфраструктуры
- 17. Структурная организация производственной инфраструктуры
- 18. Критерии отбора услуг производственной инфраструктуры
- 19. Объективные предпосылки организации производственной инфраструктуры
- 20. Особенности организации производственной инфраструктуры
- 21. Классификация производственной инфраструктуры
- 22. Производственная инфраструктура и трансакционные издержки
- 23. Пример. Производственная инфраструктура специальной экономической зоны «донецк»
- 24. Условия формирования системы производственной инфраструктуры мо
- Производственная инфраструктура
- 25. Транспорт в производственной и социальной инфраструктуре
- 26. Базовая схема транспортной инфраструктуры
- 27. Транспортная социальная инфраструктура муниципальных образований
- 28. Транспортная инфраструктура как объект исследования
- 29. Проблемы транспортной инфраструктуры
- 30. Основные направления развития транспортной инфраструктуры
- 31. Проекты развития транспортной инфраструктуры
- 32. Ожидаемые результаты развития транспортной инфраструктуры
- Социальная инфраструктура
- 33. Социальная сфера жизни общества
- 35. Сфера услуг
- 36. Сектора сферы услуг
- 37. Сервисное общество
- 38. Социальная инфраструктура: понятийный аппарат
- 39. Функции социальной инфраструктуры
- 40. Функционально-целевые блоки социальной инфраструктуры
- 41. Отраслевой состав элементов социальной инфраструктуры
- 42. Система индикаторов оценки эффективности социальной инфраструктуры
- 43. Социальная инфраструктура и ценностные ориентации
- 44. Управление социальной инфраструктурой
- 45. Распределение социальной инфраструктуры между государством и бизнесом
- 46. Социальная инфраструктура современного российского города
- 47. Функции и элементы социальной инфраструктуры города
- 48. Место здравоохранения в социальной инфраструктуре
- Инфраструктура здравоохранения
- 49. Инфраструктура здравоохранения
- 55. Служба крови
- 56. Фармацевтика
- 57. Профилактика
- 58. Санаторно-курортное дело
- 59. Институциональная инфраструктура здравоохранения России
- 60. Подготовка кадров в инфраструктуре здравоохранения России
- 61. Особенности взаимодействия органов государственного управления здравоохранением с другими структурами общества
- 62. Повышение эффективности управления инфраструктурой здравоохранения
- Постановление Правительства мо от 17.08.1998 n 76/25
- О мероприятиях по повышению эффективности деятельности здравоохранения в Московской области и реализации Концепции развития здравоохранения в Московской области на период до 2005 года
- Концепция развития здравоохранения в Московской области на период до 2005 года
- 64. Ядро и субъект инфраструктуры здравоохранения – люди
- 65. Культура и ценности инфраструктуры здравоохранения
- 66. Инфраструктура и ценностные ориентации самосохранительного поведения
- Институциональная инфраструктура
- 67. Институционализм
- 68. Институты
- 69. Формирование институтов
- 70. Определение института
- 71. Определение институциональной инфраструктуры
- 72. Признаки и функции институциональной инфраструктуры
- 73. Уровни институциональной инфраструктуры
- 74. Институциональная инфраструктура как управляющая подсистема
- 75. Факторная модель институциональной инфраструктуры
- 76. Идеология регионального маркетинга и инфраструктура
- 77. Управление и инфраструктура
- 78. Элементы институциональной инфраструктуры