logo
BILYeT_-_INFRASTRUKTURA

44. Управление социальной инфраструктурой

Сама сущность (природа) государства определяет его обязательное участие в формировании социальной инфраструктуры и обеспечении должного уровня социальной жизни людей. Именно оно через систему своих органов призвано программировать и планировать, размещать и стимулировать создание актуальных объектов и качество их услуг. Иначе будет хаос и нерациональное использование ресурсов, которых всегда недостаточно. А вот исполнение соответствующих целей (в создании) и функций (в деятельности) вполне можно и нужно доверять и поручать частному предпринимательству. Причем передача массы объектов социальной инфраструктуры в сферу рыночных отношений не снимает и не может снимать с государственных и муниципальных органов ответственности за доступность и качество социальных услуг для населения. Ибо такая ответственность прямо вытекает из Конституции РФ (ст. 2). В современных условиях государственное управление должно менять формы и методы управляющего воздействия на социальные явления, отношения и процессы. Национальные проекты в области здравоохранения, образования, жилья и сельского хозяйства свидетельствуют о том, что государство начало возвращаться в социальную жизнь.

При этом важно добиваться, чтобы это не было временным актом, а стало долгосрочной государственной политикой, неуклонно, шаг за шагом ведущей к модернизации объектов социальной инфраструктуры и к обогащению содержания социальной жизни российского общества. Hаибольшей сложностью представляется факт множественности первичных элементов. Множественны и трудноразличимы повседневные, бытовые связи, которые и создают сеть многочисленных первичных людских ячеек (социальные сети). Для инфраструктурных построений интерес представляют те, которые:

Структурами этого обустройства, каналами социальной циркуляции являются, как говорил П.А. Сорокин, «"некие "мембраны", "отверстия", "лестницы", "лифты" или "пути", по которым позволительно индивидам перемещаться...» В отношении конвиксионных инфраструктур следует делать лишь одно ограничение: это только те элементы инфраструктуры, которые не размывают, а сплачивают коллективы и основаны на своем пространственном сродстве. Конвиксия — в пассионарной теории этногенеза Льва Гумилёва группа людей с одинаковым бытом, живущих в одном месте, существующая в течение нескольких поколений. Примеры конвиксий – сельские общины, средневековые кварталы ремесленников, мелкие племена. Как правило, это большинство элементов местной социальной инфраструктуры, которые позволяют поддерживать на местном уровне общее здравие, правопорядок и мобильность сродства: образование, здравоохранение, охрана порядка, местное судопроизводство и арбитраж, органы, персонал которых набирается на месте и содержится за счет граждан муниципалитета. Это те органы институциональной инфраструктуры, которые создаются для целей местного управления или, по крайней мере, его обеспечения (например, местные налогово-контрольные учреждения, а также необходимые институты местного управления - как правило, выборные). Именно на местах создаются первичные элементы государственно-политического организма, и в частности институциональной инфраструктуры общественной жизни, - первичные ячейки профессиональных и политических организаций, объединяющих на государственном уровне некую равнодействующую местных интересов (по крайней мере, интересов конкретных групп людей). Общественные объединения по интересам, какими и являются консорции, уже по сути своей имеют в основе инфраструктурность. Следует различать, пожалуй, лишь уровни "огосударствления" консорционных инфраструктур. С точки зрения социальной мобильности общества, они, как правило, представляют собой не что иное, как перенос на все охваченное государственным устройством общество общежитейских взаимоотношений, характерных для общинного рода правил жизни.

Любое общегосударственное объединение - будь то группа хозяйственно объединившихся лиц, профессиональное объединение (от легального до нелегального, типа мафии), политическая группировка - начинается на месте и транслирует эти местные особенности на общенациональный или федеральный уровень. Задача государства с его правом и обязанностью на территориальное разделение ответственности , которая состоит в проведении ее в жизнь органами власти и хозяйственного контроля, защите целостности общества органами обороны и безопасности. В этом смысл и цель общегосударственной институционнальной инфраструктуры. Человек, личность привлекается сюда пока и постольку, поскольку он располагает правом выбора лиц, делегируемых им с места на общегосударственный уровень. Государство координирует (чаще всего лицензирует и кредитует) и необходимые элементы социальной инфраструктуры, поддерживающей национальное целое ( в том числе и на перспективу), - школу, органы защиты здоровья, спорта, культуры и научного (идеологического) обеспечения. В большинстве стран мира оно сотрудничает с церковью как важнейшим аппаратом поддержания идейно-нравственного баланса, не вмешиваясь, впрочем, непосредственно в деятельность благопристойных религиозных общин, дабы не внести в души верующих элемент принуждения.

В хозяйственном плане государство (общество):

Вместе с тем через институциональный аппарат правительство обеспечивает правовую базу и общественную атмосферу, способствующие эффективному функционированию системы свободного рынка и защищающие на нем принципы конкуренции (в основном, правовыми и контрольными органами). С другой стороны, через учетную и кредитно-банковскую систему государство перераспределяет доход и богатство, корректирует распределение ресурсов и наличных платежных средств, стабилизирует экономику (контролирует уровень занятости и инфляции, стимулирует экономический рост).

Вся эта сложная сеть инфраструктуры современного демократического общества, естественно, может быть выражена пространственно, в плоскостном изображении сложных переплетений линий, соединяющих узлы и точки. При этом не следует забывать, что эти узлы и точки роста, развития, перераспределения, учета, управления имеют и вертикальные векторы (особенно по линии передачи информации и вообще управления). Будучи выраженной пространственно, любая государственная территория оказывается структурно многоэтажной, так что реальное общество представляет собой не просто насыщенную геометрическими фигурами плоскость, а некое сотовое сооружение. Оно чрезвычайно сложно, может быть разложено по видам функций и структур (составляющим), но может быть и генерализовано. Совокупность таких генерализованных единиц и представляет сеть основных общественно-географических совокупностей – районов.