Интеграционные процессы в африке
Интеграционные процессы в Африке начались в начале 1960-х гг. Страны этого континента имели различный уровень экономического развития, а по сравнению с мировым он был и остается низким, И тогда, и сейчас отмечается широкий разброс в доходах, по финансовому потенциалу, транспортным возможностям и т. д.
На начальном этапе интеграции возникали организации, скорее присущие африканским условиям, - семь организаций «речного профиля»:
1)ОМВГ (Организация по освоению бассейна реки Гамбия);
2)ОМВС (Организация по освоению реки Сенегал);
3) Организация по эксплуатации и развитию бассейна реки Катеры и др.
С учетом приоритетных потребностей все больше внимания уделяется реализации «Договора о поэтапном создании Африканского экономического сообщества».
АФЭС - общий рынок на базе существующих региональных организаций), соглашение о котором вступило в силу в мае 1994 г. План постепенного - в шесть этапов - создания АФЭС должен быть реализован в течение 34 лет. При этом, поскольку главными опорными элементами всей конструкции АФЭС являются уже существующие субрегиональные группировки, в частности ЭКОВАС, КОМЕСА, САДК, САМ ЭСГЦА,
ЮДЕАК, в первые двадцать лет первоочередное внимание планируется уделить именно им, их всемерному укреплению и усилению скоординированности их деятельности. В Западной Африке наиболее заметна некоторая активизация деятельности Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС), созданного в 1975 г. В состав ЭКОВАС входят шестнадцать государств.
Целью ЭКОВАС является:
1) поэтапное создание общего рынка в регионе;
2) дальнейшая активизация сотрудничества и углубление интеграции (путем реализации договоренностей о свободном перемещении людей и товаров);
3) развитие торговли и транспортной сети;
4) создание единого Парламента и совместного Трибунала;
В ноябре 1993 г. в Кампале (Уганда) был подписан договор о преобразовании Зоны преференциальной торговли стран Восточной и Южной Африки (ЗПТ) в общий рынок Восточной и Южном Африки (КОМЕСА), включающий 21 страну, в планах которого - формирование общего рынка к 2006 г., валютного союза - к 2020 г., сотрудничество в экономической, юридической и административной сферах,
В Центральной Африке в плане экономической интеграции более или менее динамично развивался Таможенный и экономический союз ЦА (ЮДЕАК, включает шесть стран). За тридцать лет его существования внутрирегиональная торговля возросла в 25 раз, введен единый внешний таможенный тариф. На основе совместного участия стран ЮДЕАК в «зоне французского франка» создан Валютный союз Центральной Африки, центральным институтом которого является Банк государств Центральной Африки, выпускающий единые для всех участников платежные средства. В рамках ЮДЕАК действуют также органы кредитного сотрудничества: Банк развития государств Центральной Африки и Фонд солидарности.
В марте 1994 г. члены ЮДЕАК приняли решение о постепенной трансформации Союза в Экономическое и Валютное Сообщество (ЭВСЦА). В выходе на более высокий уровень интеграции большую роль играет МЕРКОСУР, созданный в 1991 г., который является общим рынком стран Южного конуса, Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем, в короткий срок превратившийся в одного из основных участников реальной региональной интеграции.
В настоящее время МЕРКОСУР - это крупнейший интегрированный рынок Латинской Америки, где сосредоточено 45 % населения (более 200 млн человек), 50 % совокупного ВВП (свыше 1 трлн долл.), 40 % прямых зарубежных инвестиций, более 60 % совокупного объема товарооборота и 33 % объема внешней торговли континента.
Договором о создании МЕРКОСУР предусмотрены отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, т. е. свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа и образование таможенного союза, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, в валютно-финансовой сфере, унифицированы правила функционирования свободных промышленных зон, утвержден единый порядок определения происхождения товаров. В результате предпринимаемых усилий взаимный
товарооборот вырос с 3,5 млрд долл. в 1991 г. до 11,5 млрд долл. в 1996 г.
Договор МЕРКОСУР предписывает отмену нетарифных ограничений, за исключением мер регулирования торговли вооружениями, боевой техникой, боеприпасами, радиоактивными материалами, драгоценными металлами, а также реструктивных мер, направленных на защиту здоровья и нравственности граждан, национального, культурного достояния. Сохраняется ряд нетарифных регулирующих мер, не имеющих ограничительного характера, которые подлежат упорядочению и гармонизации происходит в первую очередь в таких областях, как торговля, прямые инвестиции, межфирменное партнерство, а также на межрегиональном уровне. Интеграция на примере ЕС, МЕРКОСУР при рассмотрении азиатской проблематики отличается присущими данному региону особенностями. Выделяются три принципиальных направления
региональной интеграции на базе и в рамках АСЕАН:
1) рыночное. Предпочтение отдается движению к зоне свободной торговли через поэтапное снижение тарифов во взаимной торговле. Итогом в соответствии с теорией сравнительных преимуществ и для наиболее эффективного использования ресурсов будет обеспечение полной свободы размещения производства в одной из стран АСЕАН. Либерализация внутрирегиональной торговли может осуществляться путем потоварного
снижения тарифа либо посредством всеобщих их сокращений, что, по идее, обещает ускорение процесса. Такая схема оказалась наиболее удобной для Сингапура;
2) рыночно-институциональное. Особенность - сочетание выборочной торговой либерализации с использованием некоторых форм межгосударственного регулирования. Этот путь отстаивался сторонниками «целенаправленно регулируемой индустриализации». Направление разработано в Индонезии, где предпосылками послужили интеграционный процесс и введение рыночного режима в масштабах группировки, которым предшествовали индустриализация всех ее членов, а также формирование компенсационных механизмов;
3) реализация отдельных проектов регионального масштаба, отказ от комплексных схем хозяйствования.
- Кожейкина е.И.
- Теории мт
- Ценообразование в мт
- Государственное регулирование мт: тарифные и нетарифные методы
- Международное регулирование мт, роль гатт/вто в мт
- Внешняя торговля россии: динамика, структура, формы гос. Регулирования
- Международный рынок услуг
- Тема 3. Мировой рынок капитала Сущность и формы вывоза капитала
- Мировой рынок ссудных капиталов
- Международный кредит
- Еврорынок и еврокредиты, их роль на рынке капитала
- Свободные экономические зоны
- Россия на мировом рынке капитала
- Тема 4. Международные валютные отношения (мво) Понятие иностранной и национальной валюты
- Валютные рынки
- Платёжный баланс стараны
- Платёжный баланс
- 2. Счёт движения капитала и финансов
- Тема 5. Международная миграция рабочей силы
- Международный рынок рабочей силы и его регулирование
- Влияние миграции на экономическое развитие страны
- Россия в мировых миграционных потоках
- Тема 6. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве Формы интеграционных объединений
- Европейский Союз
- Североамериканская модель интеграции (нафта)
- Сотрудничество в азиатско-тихоокеанском регионе (атр)
- Интеграционные процессы в южной америке
- Интеграционные процессы в африке
- Проблемы экономической интеграции в снг
- Тема 7. Экономические аспекты глобальных проблем