3.2. Индекс развития человеческого потенциала.
Методика расчета ИРЧП
Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни человека, является доход на душу населения и, в частности, валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. Но если рассматривать доход как основу процесса развития человека, а не как его конечный результат или итог человеческой жизни, то необходим показатель, способный помочь представить более всеобъемлющую картину жизни человека.
В течение жизни человек решает три ключевые задачи:
прожить долгую и здоровую жизнь;
приобрести и расширить знания;
иметь достойный уровень жизни.
Для отражения возможностей человека по реализации этих задач с 1990 г. в рамках ежегодных докладов о развитии человека по Программе развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) стал применяться интегральный показатель, получивший первоначально название «индекс человеческого развития» (ИЧР), а впоследствии – «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП).
Индекс развития человеческого потенциала (Human Development Index) был разработан пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком и уже на протяжении 20 лет используется ООН в ежегодном отчете о развитии человека.
Индекс развития человеческого потенциала как совокупный показатель позволяет отразить достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан и включает три составляющие:
здоровье и долголетие, измеряемые как ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении;
доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения (вес в две трети) и совокупной доли учащихся, поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения (вес в одну треть), т. е. совокупным валовым коэффициентом охвата образованием;
уровень жизни, измеряемый величиной валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения (в долларах США по паритету покупательной способности национальной валюты).
Сама идея использования ИРЧП состояла в том, что общественное развитие следует оценивать не только по национальному доходу, как это долго практиковалось, но и по достижениям в области здоровья и образования, которые поддаются изменению в большинстве стран.
Первоначально согласно методике расчета индекса человеческого развития были установлены фиксированные максимальные и минимальные значения для каждого из составляющих ИРЧП показателей:
продолжительность предстоящей жизни при рождении – 25 лет и 85 лет;
грамотность взрослого населения – 0 и 100 %;
совокупная доля учащихся – 0 и 100 %;
реальный ВВП на душу населения (ППС в долл. США) – 100 и 40 000 долл. ППС.
На основе фактического значения, а также максимального и минимального значений каждого показателя рассчитывался соответствующий индекс.
Для первых трех показателей (продолжительность предстоящей жизни при рождении, грамотность взрослого населения, совокупная доля учащихся) индекс рассчитывается по формуле:
Индекс актическое значение xt - минимальное значение xt Максимальное значение xt - минимальное значение х
Например, если продолжительность предстоящей жизни при рождении составляет 68,4 года, то индекс продолжительности жизни будет равен:
Иначе рассчитывался индекс дохода. Здесь важное значение имеет подход, закладываемый при расчете этого индекса. Это связано, во-первых, с показателем дохода, в качестве которого принимался реальный валовой продукт на душу населения, как бы подменяя показатель адекватного уровня жизни человека. И во-вторых, что не менее важно, при расчете индекса дохода, достижения достойного уровня развития человеческого потенциала использовался средний мировой уровень дохода.
Такой подход к расчету ИРЧП имел определенные недостатки, что признавали и его составители. В целом успешно выполняя свою задачу, он опирался на средние значения национальных показателей, которые скрывали асимметричность в распределении благ и часто не отражали реального положения дел в стране.
В 2010 г. расчет ИРЧП подвергся существенной корректировке. Были использованы статистические данные и методики расчета показателей дохода, здоровья и образования, которые ранее отсутствовали во многих странах. Вместо ВВП на душу населения использован валовый национальный доход (ВНД) на душу населения, выраженный в долларах США по паритету покупательной способности (ППС), что позволяет учитывать доход от денежных переводов и международной помощи в целях развития. Верхний предел дохода, введенный в целях установления весовых коэффициентов для ИРЧП, отменен, что позволяет для стран, в которых превышен ранее установленный лимит в 40 000 долл. США, определять значения Индекса, более точно отражающие реальные уровни доходов. В сфере образования вместо показателя валового охвата населения образованием используется показатель ожидаемой продолжительности обучения детей школьного возраста, а вместо уровня грамотности взрослого населения – средняя продолжительность обучения взрослого населения, что дает более полную картину уровней образования. В отношении здоровья основным индикатором остается ожидаемая продолжительность жизни при рождении.
Кроме того, авторы исследования пересмотрели способ агрегирования всех трех измерений. Ключевым изменением было обращение к среднему геометрическому (которое измеряет типичное значение набора чисел). Таким образом, в 2010 г. ИРЧП представляет собой среднее геометрическое трех показателей измерений. Больше не существует полной замещаемости измерений – низкий показатель по любому измерению теперь напрямую отражается в ИРЧП. В качестве основы для сравнения достижений этот метод также с большим уважением, чем простое среднее арифметическое, относится к неотъемлемым различиям между измерениями – указывают исследователи. Он признает то, что здоровье, образование и доход важны, но также и то, что эти три измерения благосостояния трудно сравнивать и что нельзя упускать из вида любые изменения в них.
Включаемые в ИРЧП три составляющие стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, а их среднее геометрическое представляет собой совокупный показатель ИРЧП, который колеблется от 0 до 1.
Страны на основе этого показателя ранжируются и в рейтинге классифицируются четырьмя категориями:
Страны с очень высоким уровнем ИРЧП.
Страны с высоким уровнем ИРЧП.
Страны со средним уровнем ИРЧП.
Страны с низким уровнем ИРЧП.
ИРЧП ежегодно рассчитывается экспертами ПРООН совместно с группой независимых международных экспертов, использующих в своей работе, наряду с аналитическими разработками, статистические данные национальных институтов и различных международных организаций.
Следует отметить, что данные ООН о развитии человека, как правило, запаздывают на два года, так как требуют международного сопоставления после публикации данных национальными статистическими службами. Кроме того, данные 2010 г. в виду изменения расчетов ИРЧП нельзя сравнивать с данными по ИРЧП, опубликованными в предыдущие годы.
В 2010 г. по ИРЧП представлены данные, рассчитанные по итогам 2008 г. Рейтинг стран мира охватил 169 государств. В первую десятку лидеров рейтинга вошли страны с очень высоким уровнем развития – Норвегия, Австралия (0,937), Новая Зеландия (0,907), США (0,902), Ирландия (0,895), Лихтенштейн (0,891), Нидерланды (0,890), Канада (0,888), Швеция (0,885), Германия (0,885). Как видим из списка, возглавляет рейтинг Норвегия. ИРЧП Норвегии равен 0,938.
Королевство Норвегия – государство в Северной Европе, в западной части Скандинавского полуострова, граничит на востоке со Швецией, Финляндией и Россией. Форма правления – конституционная монархия, форма государственного устройства – унитарная. Столица Норвегии – Осло. Уровень продолжительности жизни в этом государстве один из самых высоких в мире – 81 год. ВНД на душу населения – 58 810 долл. США в год. Норвегия – наименее населенная из стран Европы – всего в стране проживают около 4 800 000 человек. Бедных здесь практически нет, а так называемые «классовые» различия выражены очень слабо. В значительной степени благосостояние зависит от нефте-, газодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, так как Норвегия – один из крупнейших в мире и крупнейший в Западной Европе производитель и экспортер нефти и газа. В стране традиционно низкая инфляция и безработица по сравнению с остальной Европой, но в то же время – это одна из самых дорогих стран мира.
Из государств бывшего СССР в первую группу государств с очень высоким уровнем человеческого развития вошла Эстония. Ее ИРЧП равен 0,812, она заняла 34 место.
Республика Беларусь вошла в группу развитых государств с высоким уровнем человеческого развития и заняла 61 место, опередив в этой же группе Россию (65 место), Азербайджан (67), Украину (69), Казахстан (66), Грузию (74) и Армению (76). Страны Балтии Литва и Латвия заняли 44 и 48 место соответственно.
По данным 2009 г. Беларусь располагалась на 68 позиции. Движение вверх составило семь пунктов.
Все другие государства бывшего СССР включены в группу стран со средним уровнем развития: Туркменистан – 87 место, Молдова – 99, Узбекистан – 102, Кыргызстан – 109, Таджикистан – 112 место (табл. 3.4).
Таблица 3.4
Индекс развития человеческого потенциала в государствах бывшего СССР
Страна | Место | ИРЧП |
Эстония | 34 | 0,812 |
Литва | 44 | 0,783 |
Латвия | 48 | 0,769 |
Беларусь | 61 | 0,732 |
Россия | 65 | 0,719 |
Казахстан | 66 | 0,714 |
Азербайджан | 67 | 0,713 |
Украина | 69 | 0,710 |
Грузия | 74 | 0,698 |
Армения | 76 | 0,695 |
Туркменистан | 87 | 0,669 |
Молдова | 99 | 0,623 |
Узбекистан | 102 | 0,617 |
Кыргызстан | 109 | 0,597 |
Таджикистан | 112 | 0,580 |
Безусловно, концепция развития человека гораздо глубже и богаче того, что может отразить любой из интегральных показателей или даже комплекс статистических показателей. Однако величина ИРЧП для каждой страны показывает, какой путь ей предстоит пройти, чтобы достичь максимально возможного значения ИРЧП, равного 1, и поставленных целей: средней продолжительности жизни в 85 лет, общедоступности образования и достойного уровня жизни.
Разница между достигнутым и максимально возможным значением ИРЧП показывает, сколько стране еще предстоит сделать.
Накопленный опыт использования ИРЧП говорит о признании, значимости и влиянии этого показателя на принятие решений в области человеческого развития как в мировом сообществе, так и в отдельно взятых странах. Как единица измерения развития человеческого потенциала этот показатель используется по следующим направлениям:
Стимулирование национальных политических дебатов. Реакцией большинства стран на ИРЧП является желание выяснить, как они выглядят в сравнении с другими странами, а население большинства стран использует ИРЧП как аргумент для отчета о том, что делается правительством, политическими партиями, прессой и неправительственными организациями в направлении развития человеческого потенциала.
Обеспечение приоритетности человеческого развития для всех стран, в том числе и самых бедных. ИРЧП позволил выявить регионы мира, которым необходимо уделить особое внимание, сформировать конкретные стратегии человеческого развития.
Выявление неравенства в пределах отдельных стран, регионов, отдельных социальных групп.
Открытие новых направлений для анализа и в международных сравнениях: между странами, эффективно преобразовавшими экономический рост в человеческое развитие, и теми, которые добились в этом меньших успехов.
Содействие диалогу в политике предоставления помощи, ее распределении.
- От авторов
- Глава 1. Система государственного регулирования социальной сферы Ключевые слова и термины:
- 1.1. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования
- 1.2. Социальная политика государства: понятие, принципы формирования, механизмы реализации
- 1.3. Социальная политика Республики Беларусь
- И содержание государственного регулирования
- Социального комплекса в условиях переходного
- К рынку периода
- 1.4. Мониторинг социальных процессов
- Показатели мониторинга движения населения и динамики занятости
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Государственное регулирование
- Динамика показателей численности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста в Республике Беларусь в 1990–2009 гг.
- 2.2. Трудовой потенциал и рынок труда как объекты государственного регулирования
- Численность безработных и уровень безработицы на конец
- 1999 И 2009 гг.
- 2.3. Содержание государственного регулирования трудового потенциала и рынка труда
- Сводный баланс трудовых ресурсов Республики Беларусь, тыс. Чел.
- Балансовый расчет распределения молодежи по каналам обучения и на работу
- 2.4. Государственное регулирование занятости
- 2.5. Опыт государственного регулирования занятости за рубежом
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Государственное регулирование уровня жизни и доходов населения Ключевые слова и термины:
- 3.1. Система индикаторов и показателей, характеризующая уровень жизни и доходы населения
- Структура потребительских расходов по квинтальным группам домашних хозяйств в 2000 и 2009 г. (по данным выборочного обследования домашних хозяйств, в % к итогу)
- 3.2. Индекс развития человеческого потенциала.
- 3.3. Государственная политика и механизмы регулирования доходов населения
- Распределение общего объема располагаемых ресурсов населения (по материалам выборочного обследования
- Структура денежных доходов населения (в % к итогу)
- Баланс денежных доходов и расходов населения
- Структура денежных доходов и расходов населения (в % к итогу)
- Покупательная способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения
- Потребительские расходы домашних хозяйств (в процентах к итогу)
- Показатели, характеризующие уровень жизни и доходы населения Республики Беларусь
- 3.4. Государственная политика в области оплаты труда
- Минимальный размер заработной платы, тарифная ставка первого разряда
- Глава 4. Система социальной защиты населения и государственной поддержки малообеспеченных граждан Ключевые слова и термины:
- 4.1. Система социальной защиты населения
- Оказываемая категориально
- Оказываемая адресно
- 4.2. Бедность в современном мире: понятие, характеристики, стратегия сокращения
- Распределение населения по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов в 2009 г. (в процентах к итогу)
- Удельный вес малообеспеченного населения (в %)* к общей численности населения
- 4.3. Государственная социальная поддержка малообеспеченных слоев населения
- 4.4. Социальная поддержка молодежи
- 4.4. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь
- Численность пенсионеров и средний размер назначенной месячной пенсии по видам пенсионного обеспечения (на конец года)
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5. Государственное регулирование социальной инфраструктуры Ключевые слова и термины:
- 5.1. Понятие и основные составляющие социальной инфраструктуры
- 5.2. Государственное регулирование развития образования
- Государственные расходы на образование в Республике Беларусь (в % к ввп)
- Образовательный уровень населения Республики Беларусь (человек)
- 5.3. Государственное регулирование развития системы здравоохранения
- Динамика уровня расходов на здравоохранение в Республике Беларусь* (к % к ввп)
- Контрольные вопросы и задания