4.2. Бедность в современном мире: понятие, характеристики, стратегия сокращения
Социальное развитие мира бесконечно далеко даже от относительного благополучия. Несмотря на изобилие, богатство, глобальные связи и технические возможности, в мире существует глубокая бедность.
Согласно оценкам Всемирного банка, в настоящее время около 1,4 млрд человек – более 20 % населения мира и свыше 25 % населения развивающихся стран – живут ниже принятой на международном уровне черты бедности – 1,25 долл. США в день на человека.
2,6 млрд человек (38 % населения мира и 46 % жителей развивающихся стран) имеют доход менее 2 долл. в день.
По последним прогнозам на 2009 г., в результате снижения темпов экономического роста число людей с доходом менее 1,25 долл. в день увеличится на 46 млн человек по сравнению с тем, что ожидалось до кризиса, а с доходом до 2 долл. – на 65 млн.
В данной связи страны делают акцент на улучшении доступа малоимущих семей к базовым услугам, системам социальной защиты, инфраструктуре и другим возможностям, создании подотчетных и прозрачных институтов социальной защиты.
По мере понимания сложных процессов развития бедности в мировом масштабе на каждом историческом этапе формируются соответствующие подходы к решению этой проблемы:
в 50-е – 60-е гг. главным средством решения проблемы считались крупные инвестиции в физический капитал и инфраструктуру;
в 70-е гг. наряду с крупными инвестициями в основной капитал и инфраструктуру добавились здравоохранение и образование;
в 80-е гг. основной упор делался на совершенствование экономического управления и повышение роста рыночных сил;
в 90-е гг. на первый план были выдвинуты аспекты управления и создания надлежащих институтов по изучению и решению проблем бедности на местном и национальном уровнях.
Сегодня на основе накопленного опыта в рамках мирового сообщества выработана стратегия сокращения бедности, отражающая три основных направления:
создание возможностей;
содействие использованию возможностей;
повышение защищенности бедных слоев населения.
Создание возможностей, в первую очередь, касается материальных возможностей бедного населения (рабочих мест, кредитов, энерго- и водоснабжения, услуг здравоохранения, образования и т.д.), которые служат основой для сохранения здоровья, получения профессиональной подготовки, необходимой для работы. Создание возможностей обеспечивается экономическим ростом, его структурой и качеством, развитием местных институтов и структур, расширением равенства, а также использование рынков на благо бедных слоев населения.
Важная роль в создании и расширении возможностей для бедных слоев населения отводится частным и государственным инвестициям и технологическим новациям, являющимся главными факторами роста количества рабочих мест и трудовых ресурсов, способствующим развитию инфраструктуры, повышению квалификации трудовых ресурсов. Огромные возможности по обеспечению роста занятости и доходов открывают выход на международные рынки, создание людских, физических, природных и финансовых активов, которыми владеют или могут пользоваться бедные слои населения. Созданию возможностей содействует развитие инфраструктуры и, в частности, транспорта, телекоммуникаций, школ, здравоохранения и т.д.
Содействие использованию возможностей зависит от выбора и осуществления государственных мер, направленных на удовлетворение потребностей бедных людей, и взаимодействия политических и социальных, государственных и общественных институтов.
Повышение защищенности связано со снижением уязвимости бедного населения перед экономическими потрясениями, стихийными бедствиями, слабым здоровьем, инвалидностью и т.д.; с повышением благосостояния и увеличением инвестиций в людской капитал, в высокорискованные, но и высоко прибыльные виды деятельности. Это требует создания действенного и эффективного механизма управления рисками и сокращения рисков, с которыми сталкиваются бедные люди.
Все три направления важны и взаимодополняют друг друга.
На сокращение бедности направлены международные усилия со стороны промышленно развитых стран: например, расширение сотрудничества в целях развития, урегулирование задолженности, развитие торговли и т.д. Бедность обычно понимают как отсутствие доходов, так как именно доход определяет материальный уровень благосостояния. Однако бедность из-за недостаточных доходов – только часть общей бедности в мировом масштабе. Точно так же, как развитие человека, бедность охватывает различные стороны его жизнедеятельности, а не только доходы, и должна рассматриваться как многоплановое явление.
Для отражения бедности ООН используется показатель бедности по причине отсутствия возможностей, дополняющий показатель бедности по доходам, что отражает человеческие возможности. Показатель бедности по причине отсутствия возможностей включает три основных компонента:
возможность хорошо питаться и быть здоровым (как правило, это оценивается процентом детей в возрасте до пяти лет с недостаточным весом);
возможность здоровой репродуктивной жизни (измеряется через долю деторождения без помощи квалифицированного медицинского персонала);
возможность получать образование и знания (определяется через процент грамотности женщин).
Чтобы получить уровень показателя, эти компоненты суммируются и делятся на три. Чем меньше величина показателя, тем меньше бедность по возможностям.
Для отражения уровня бедности в стране ООН использует и такой показатель, как индекс нищеты населения, который рассчитывается раздельно для развивающихся и промышленно развитых стран.
Индекс нищеты населения для развивающихся стран (ИНН-1), согласно методике расчета, представленной в технической записке Доклада о человеческом развитии за 2000 г., призван показать уровень обездоленности с позиции трех важнейших сторон жизни человека, которые уже нашли свое отражение в ИРЧП: продолжительности жизни, знаний и достойного уровня жизни.
Обездоленность, связанная с продолжительностью жизни, касается выживания и выражается в уязвимости перед смертью в относительно раннем возрасте (Р1). Она отражается через долю населения (в процентах), как ожидается, не доживающего до 40 лет.
Обездоленность в области знаний определяется изоляцией человека от мира чтения и коммуникаций (Р2). Она выражается через долю неграмотного взрослого населения (в процентах).
Обездоленность, связанная с достойным уровнем жизни населения, зависит от его общей обеспеченности экономическими ресурсами и выражается через общий показатель (Р3), который рассчитывается на основе трех переменных:
доли населения (в процентах), не имеющего доступа к доброкачественной воде (Р31);
доли населения (в процентах), не имеющего доступа к медицинским услугам (Р32);
доли детей (в процентах) в возрасте до 5 лет, страдающих умеренным или острым отставанием в весе (Р33).
Общий показатель Р3, отражающий обездоленность, связанную с достойным уровнем жизни, рассчитывается как частное от деления суммы Р31, Р32 и Р33 на три.
Индекс нищеты населения для промышленно развитых стран (ИНН-2) призван показать уровень обездоленности с позиции четырех важнейших сторон жизни человека:
обездоленность с точки зрения продолжительности жизни выражается через долю населения (в процентах), которая, как ожидается, не доживет до 60 лет (Р1);
обездоленность с точки зрения знаний определяется долей (в процентах) функционально неграмотного населения (Р2);
обездоленность с точки зрения достойного уровня жизни выражается через долю людей (в процентах), живущих ниже черты бедности по доходам, которая рассчитывается как 50 % от медианного скорректированного располагаемого личного дохода (Р3);
обездоленность, связанная с лишениями, бедствиями, социальной изоляцией, рассчитывается как уровень застойной безработицы (безработица в течение 12 месяцев и больше), т.е. доля безработных (в процентах) от общей численности рабочей силы (Р4).
Экономический и Социальный Совет ООН дал следующее определение бедности: «К бедным относятся лица, семьи, группы лиц, ресурсы которых (материальные, культурные, социальные) являются столь ограниченными, что не позволяют им вести минимально приемлемый образ жизни в государствах, в которых они живут».
В Республике Беларусь, даже на этапе сложной экономической ситуации переходного к рынку периода, бедность по причине отсутствия возможностей не рассматривается, так как уровень экономического и социального развития не позволяет населению приблизиться к подобному положению. Однако нет и возможности учета культурных и социальных компонентов расширенного понятия бедности. В силу чего оценка бедности в республике осуществляется исключительно на материальных ресурсах, на основе показателя абсолютной бедности. Этот показатель интерпретируется как численность населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума. Другими словами, в республике основным показателем бедности является бедность по доходам, означающая невозможность для человека жить по минимальным национальным стандартам потребления.
При характеристике бедности в республике используют также понятие крайней бедности, касающейся населения со среднедушевыми ресурсами вдвое ниже величины бюджета прожиточного минимума.
Для характеристики бедности используются и понятия текучей и застойной бедности. Текучая бедность – это временная бедность. Застойная бедность связана с необратимыми факторами в материальном положении человека и его семьи.
Используются такие понятия бедности, как социальная и экономическая бедность. Социальная бедность определяется отсутствием доходов, в то время как экономическая бедность обусловлена невыплатами, задержками, недостаточным уровнем доходов.
Для характеристики бедности можно использовать различные измерители: уровень потребления продуктов питания, коэффициент бедности, дефицит дохода бедных семей, промежуток низкого дохода, индекс бедности, черта (граница) бедности и другие.
Уровень потребления продуктов питания характеризует калорийность питания. Он устанавливается в калориях в расчете на душу населения в сутки и сравнивается с физиологическими нормативами. Эти нормативы разрабатываются по половозрастным группам населения с учетом природно-климатических условий его проживания.
Коэффициент бедности характеризует распространение бедности в обществе и представляет собой долю населения с низкими доходами.
Дефицит дохода бедных семей отражает объем денежных средств, необходимый бедным семьям различного типа для повышения их доходов до границы бедности. Этот показатель рассчитывается по всей группе бедных семей, на одно домохозяйство, на душу населения – как разница между границей бедности и их фактическими доходами. Он отражает степень материального недостатка бедных.
Промежуток низкого дохода – отношение дефицита дохода к прожиточному минимуму. Этот показатель используется при определении суммы социальных трансфертов и при формировании программ борьбы с бедностью.
Для отнесения населения к бедным принципиально важным является определение черты (границы) бедности. Черта бедности представляет собой объективно устанавливаемую величину, основанную на минимальных нормах потребления материальных благ и услуг, которые устанавливаются как на национальном, так и на субнациональном уровне. Она означает необходимый для сохранения здоровья и жизнедеятельности человека предел доходов и определяет те условия и тот порог, за которыми отдельный гражданин или семья переходит в категорию малоимущих.
В основе расчета черты бедности лежат денежный доход и имущественное положение, т. е. к категории малоимущих относятся семьи и отдельные граждане, имеющие доходы ниже минимального уровня, установленного государством. В качестве такого уровня принимаются доходы, за границами которых существование человека считается невозможным.
Черта бедности может исчисляться различными методами:
нормативным, основанным на потребительских бюджетах;
бюджетным, при котором используются данные о положении населения с наиболее низкими доходами;
статистическим, согласно которому бедными считаются первые группы в ряду распределения населения по уровню доходов;
стратификационным – старики, инвалиды, дети и другие ограниченные в самообеспечении категории населения, образующие сферу бедности;
эвристическим, когда сам респондент относит себя к бедным;
экономическим, основанным на возможностях государства поддерживать минимальные нормы потребления.
Для международных сравнений Всемирный банк установил черту бедности, основанную на уровне 1 долл. США в день на человека.
Черта бедности устанавливается также для группы стран и для каждой страны в отдельности. Так, все тем же Всемирным банком предложена черта бедности для стран Восточной Европы и СНГ на уровне 4 долл. США (ППС в долларах США в ценах 1990 г.), для США – 14,4 долл. (ППС в долларах США в ценах 1995 г.).
Понятие черты бедности введено в Республике Беларусь с 1993 г. в целях проведения адресной социальной политики, оптимизации мер социальной защиты в условиях ограниченности бюджетных средств и постоянного роста стоимости жизни.
Для определения бедности применяется нормативный метод, согласно которому к бедным (малоимущим) относятся семьи или одинокие граждане, величина совокупного дохода которых ниже бюджета прожиточного минимума.
До 1999 г. в качестве норматива, определяющего черту бедности, использовался прожиточный минимум. Его величина устанавливалась на уровне 60 % среднедушевого среднемесячного минимального потребительского бюджета семьи из четырех человек. Этот норматив носил рекомендательный характер, на его основе местные органы принимали решение об оказании помощи. Однако этот норматив не учитывал различий в стоимости потребительских корзин для разных типов семей, для городской и сельской местности, для регионов республики. Не в полной мере соответствовал требованиям ВОЗ набор продуктов питания, определяющий минимальное потребление продовольствия. Кроме того, этот норматив не имел законодательного характера.
С принятием Закона «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» с 1 января 1999 г. был введен новый критерий, определяющий черту бедности – бюджет прожиточного минимума. Население республики с доходами ниже бюджета прожиточного минимума относится к категории бедных и имеет право на государственную социальную помощь.
У бедности в Республике Беларусь свои особенности. В первую очередь она касается многодетных и неполных семей, имеющих низкий уровень доходов. Как показывает анализ социально-экономического положения домашних хозяйств, наиболее высокий уровень бедности наблюдается в семьях с детьми (пять и более человек). Это объясняется высокой иждивенческой нагрузкой, выступающей одним из основных факторов бедности в республике на современном этапе ее развития. При этом семьи, состоящие из двух человек, как правило, имеют наименьший уровень бедности.
Во-вторых, бедность касается инвалидов, пенсионеров, студентов, т. е. тех, кто получает пенсии и стипендии. Эти люди традиционно относятся к социально уязвимым слоям населения. К ним можно добавить и одиноких граждан, имеющих низкий доход.
В третьих, это «работающие бедные», т. е. трудоспособные члены общества, которые в силу причин и прежде всего характера занятости (или незанятости) получают низкие доходы и не могут прокормить себя и свою семью.
В настоящее время ядро бедных составляют:
безработные;
частично занятые, работающие на условиях неполного рабочего дня и находящиеся в административных отпусках без сохранения заработной платы;
занятые на финансово неблагополучных предприятиях;
значительная часть семей с детьми;
вынужденные переселенцы, беженцы.
Бедность в республике проявляется в зависимости от состава, пола, возраста, социально-экономического статуса членов семьи, места проживания. Уровень бедности, основанный на общих ресурсах (денежных и натуральных), ниже в сельских, чем в городских районах. Женщины более уязвимы в плане бедности, чем мужчины.
К основным категориям населения с высокой вероятностью попадания в разряд бедных относятся:
дети, особенно в возрасте до 6 лет;
семьи с одним работающим;
безработные;
женщины-пенсионеры в сельской местности.
Характеристика населения по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов представлена в табл. 4.1. Таблица показывает и среднедушевые располагаемые ресурсы по возрастным группам населения, а также в разрезе города, поселков городского типа и сельских населенных пунктов.
Таблица 4.1.
- От авторов
- Глава 1. Система государственного регулирования социальной сферы Ключевые слова и термины:
- 1.1. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования
- 1.2. Социальная политика государства: понятие, принципы формирования, механизмы реализации
- 1.3. Социальная политика Республики Беларусь
- И содержание государственного регулирования
- Социального комплекса в условиях переходного
- К рынку периода
- 1.4. Мониторинг социальных процессов
- Показатели мониторинга движения населения и динамики занятости
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Государственное регулирование
- Динамика показателей численности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста в Республике Беларусь в 1990–2009 гг.
- 2.2. Трудовой потенциал и рынок труда как объекты государственного регулирования
- Численность безработных и уровень безработицы на конец
- 1999 И 2009 гг.
- 2.3. Содержание государственного регулирования трудового потенциала и рынка труда
- Сводный баланс трудовых ресурсов Республики Беларусь, тыс. Чел.
- Балансовый расчет распределения молодежи по каналам обучения и на работу
- 2.4. Государственное регулирование занятости
- 2.5. Опыт государственного регулирования занятости за рубежом
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Государственное регулирование уровня жизни и доходов населения Ключевые слова и термины:
- 3.1. Система индикаторов и показателей, характеризующая уровень жизни и доходы населения
- Структура потребительских расходов по квинтальным группам домашних хозяйств в 2000 и 2009 г. (по данным выборочного обследования домашних хозяйств, в % к итогу)
- 3.2. Индекс развития человеческого потенциала.
- 3.3. Государственная политика и механизмы регулирования доходов населения
- Распределение общего объема располагаемых ресурсов населения (по материалам выборочного обследования
- Структура денежных доходов населения (в % к итогу)
- Баланс денежных доходов и расходов населения
- Структура денежных доходов и расходов населения (в % к итогу)
- Покупательная способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения
- Потребительские расходы домашних хозяйств (в процентах к итогу)
- Показатели, характеризующие уровень жизни и доходы населения Республики Беларусь
- 3.4. Государственная политика в области оплаты труда
- Минимальный размер заработной платы, тарифная ставка первого разряда
- Глава 4. Система социальной защиты населения и государственной поддержки малообеспеченных граждан Ключевые слова и термины:
- 4.1. Система социальной защиты населения
- Оказываемая категориально
- Оказываемая адресно
- 4.2. Бедность в современном мире: понятие, характеристики, стратегия сокращения
- Распределение населения по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов в 2009 г. (в процентах к итогу)
- Удельный вес малообеспеченного населения (в %)* к общей численности населения
- 4.3. Государственная социальная поддержка малообеспеченных слоев населения
- 4.4. Социальная поддержка молодежи
- 4.4. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь
- Численность пенсионеров и средний размер назначенной месячной пенсии по видам пенсионного обеспечения (на конец года)
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5. Государственное регулирование социальной инфраструктуры Ключевые слова и термины:
- 5.1. Понятие и основные составляющие социальной инфраструктуры
- 5.2. Государственное регулирование развития образования
- Государственные расходы на образование в Республике Беларусь (в % к ввп)
- Образовательный уровень населения Республики Беларусь (человек)
- 5.3. Государственное регулирование развития системы здравоохранения
- Динамика уровня расходов на здравоохранение в Республике Беларусь* (к % к ввп)
- Контрольные вопросы и задания