6.1. Потребительское поведение
Действия, непосредственно связанные с обретением, потреблением и избавлением от продуктов, услуг, идей, включая процессы принятия решений, предшествующих этим и следующим за ними действиями, характеризуют поведение потребителя. Потребность, возникающая из необходимости или желания потреблять различные богатства (как материальные, так и духовные), считается экономическим мотивом человека. Потребности формируют спрос, который во многом зависит от вкусов и предпочтений людей, т. е. от их субъективного восприятия товара или потребительских предпочтений.
В экономической теории под потреблением понимается процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.
Потребительское поведение методологически исходит из теории предельной полезности. Потребитель покупает товары и услуги для удовлетворения своих потребностей, т. е. он хочет получить определенную полезность от них. Следовательно, полезность есть удовольствие или удовлетворение, которые потребители получают от покупаемых товаров и услуг.
Все люди способны сравнивать удовлетворения, получаемые от различных видов деятельности и продуктов, и предпочитать одни виды другим. Данные предпочтения являются «чистыми», так как не зависят от доходов и цен. «Чистые» предпочтения не представляют еще действительного покупательского выбора. Желание становится выбором, а индивидуум – покупателем, когда его предпочтения ведут к реальным покупкам на рынке. Однако выбор, в отличие от желаний, ограничен доходом и ценами.
Теория потребительского поведения исходит также из того, что имеющие выбор покупатели ведут себя рационально.
Механизм, организующий поведение потребителя, – мотив, а процесс формирования мотива – мотивация.
Сначала определяются причины мотива на основе социально-психологических особенностей потребителя и необходимые требования к качеству и количеству товара. Далее формируется план покупки: выбор цели (количество и качество товара), путей ее достижения (как будет приобретаться товар, представленный на рынке), а также оценка субъективной вероятности достижения успеха и прогноза последствий.
Связанные с потреблением расходы складываются из двух компонентов: из денежных затрат на продукт или услугу и затрат времени на собственно потребление. Поскольку потребление требует определенного времени, оно имеет положительное значение для большинства людей. При прочих равных условиях более предпочтительными будут те товары, которые удовлетворяют потребности за более короткое время.
Цены тех или иных одинаковых товаров и услуг бывают обычно равными для всех потребителей. Но оценка времени потребления одинаковых продуктов для любого из них будет далеко не одинаковой, так как альтернативная стоимость времени для каждого будет различной. Готовность платить больше за сберегающие время товары и услуги определяется как раз альтернативной стоимостью времени того или иного потребителя. Потребитель с высокой альтернативной стоимостью времени выберет дорогостоящий, но экономящий время вариант. Потребитель с низкой альтернативной стоимостью времени предпочтет более дешевый. Различия в оценках альтернативных стоимостей времени составляют важную часть анализа проблемы спроса.
Покупатели всегда выбирают товар по своим доходам, который при определенных ограничениях на розничные цены может максимально удовлетворить их потребности. Рациональность означает, что предпочтительным спросом будут пользоваться те товары, которые принесут наибольшее удовлетворение по сравнению с другими наборами, при условии, что доходы покупателей позволяют приобрести эти наборы. Именно данная тенденция и позволяет анализировать поведение потребителей на рынке с учетом предположения о рациональности их поведения.
Рациональность потребительского поведения предполагает, что все покупатели владеют необходимой информацией о цене товаров, количестве и качестве покупаемых товаров, при покупке товаров учитывают уровень своих доходов.
Предпосылки потребительского поведения можно сформулировать следующим образом:
• потребители очень хорошо знают, какие товары для них предпочтительнее;
• потребители действуют рационально;
• потребители совершенно точно знают уровень своих доходов и владеют информацией о ценах товаров;
• выбор потребителей ограничен их доходами и временем.
В основе оценки потребления, потребностей и спроса лежат различные теории мотивации, теории рационального потребления.
- Тема 1 Введение в курс экономической теории
- 1.1. Предмет, методы, функции, принципы и законы экономической теории
- 1.2. Производительные силы и производственные (экономические) отношения
- 1.3. Отношения собственности и формы собственности
- Тема 2 Товарное производство. Товар и деньги
- 2.1. Сущность и причины возникновения товарного производства
- 2.2. Стоимость, потребительная стоимость, закон стоимости
- 2.3. Деньги как развитая форма товарно-денежных отношений
- 3.1. Спрос. Закон спроса
- 3.2. Предложение. Закон предложения
- 3.3. Изменения в спросе
- 3.4. Изменения в предложении
- Тема 4 Рыночное равновесие
- 4.1. Рыночная цена. Рыночное равновесие
- 4.2. Механизм установления равновесия
- 4.3. Государственное регулирование рыночных процессов с помощью налогов и субсидий
- 4.4. Влияние государства на рыночные процессы с помощью регулирования цен
- Тема 5 Эластичность спроса и предложения
- 5.1. Общее понятие эластичности
- 5.2. Эластичность спроса по цене
- 5.3. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность
- 5.4. Эластичность предложения
- 5.5. Эластичность предложения с учетом фактора времени
- 5.6. Практическая значимость эластичности спроса и предложения
- Тема 6 Теория потребительского поведения
- 6.1. Потребительское поведение
- 6.2. Правило максимизации полезности
- 6.3. Эффект дохода и эффект замещения
- 6.4. Бюджетные линии
- 6.5. Кривые безразличия
- Тема 7 Рынок факторов производства
- 7.1. Рынок труда
- 7.2. Рынок земли
- 7.3. Рынок капитала
- Тема 8 Теория производства
- 8.1. Стадии движения общественного продукта
- 8.2. Факторы производства, их взаимодействие и комбинация
- Тема 9 Фирма в системе рыночных отношений
- 9.1. Понятие фирмы
- 9.2. Определение рыночной структуры и рыночной власти
- 9.3. Типы рыночных структур
- 9.4. Варианты равновесия фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах
- Тема 10 Издержки производства
- 10.1. Издержки производства, их сущность и классификация
- 10.2. Издержки производства в краткосрочном периоде
- 10.3. Издержки производства в долгосрочном периоде
- Тема 11 Национальная экономика
- 11.1. Понятие национальной экономики
- 11.2. Цели национального экономического развития
- 11.3. Основные макроэкономические показатели
- 11.4. Индексы цен
- Тема 12 Макроэкономическое равновесие
- 12.1. Совокупный спрос и факторы, его определяющие
- 12.2. Совокупное предложение и факторы, его определяющие
- 12.3. Макроэкономическое равновесие: модель ad – as
- Тема 13 Проблемы экономического роста
- 13.1. Понятие экономического роста и его измерение
- 13.2. Факторы экономического роста
- 13.3. Показатели экономического роста
- 13.4. Экстенсивный и интенсивный экономический рост
- Тема 14 Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция
- 14.1. Экономический цикл и его фазы
- 14.2. Формы безработицы и ее естественный уровень
- 14.3. Инфляция
- Тема 15 Финансы и финансовая система государства
- 15.1. Финансовая система государства и ее структура
- 15.2. Сущность налогов и налоговой системы
- 15.3. Дефицит государственного бюджета и причины его возникновения
- Тема 16 Деньги и кредит
- 16.1. Деньги и денежная система
- 16.2. Кредит и кредитная система
- 16.3. Денежно-кредитная политика
- Тема 17 Проблемы переходной экономики
- 17.1. Общее содержание переходной экономики
- 17.2. Направления преобразований и формирование рыночной системы
- 17.3. Особенности преобразования собственности в российской экономике
- Тема 18 Предпринимательство
- 18.1. Сущность и роль предпринимательства
- 18.2. Субъекты предпринимательства
- 18.3. Организационные формы предпринимательства