logo
Экономическая теория (курс лекций)

16.3 Внешнеторговые операции. Внешняя торговля в рб.

Мировая торговля — это сфера международных товарно-денежных отношений. На ее развитии отражаются экономические, политические и культурные условия конкретной страны. Среди экономических условий существенное значение имеет уровень развития экономики. Международная торговля чутко реагирует на изменение политической ситуации и правового режима. На нее оказывает влияние и культурный уровень населения — традиции, обычаи, нравы, язык и т.д. В стране с высоким уровнем культуры внешнеэкономические операции совершаются более оперативно, повышается их эффективность.

В мировой торговле осуществляются следующие виды внешнеторговых операций: экспортные, импортные, реэкспортные и реимпортные. Показателями, характеризующими внешнеторговый оборот, являются:

* экспортная квота — отношение стоимости экспорта к стоимости ВВП;

* объем экспорта на душу населения.

Внешнеторговый оборот характеризует открытость экономики, т.е. степень ее вовлечения в мирохозяйственные связи. Внешнеторговый оборот состоит из экспорта (вывоз товаров) и импорта (ввоз товаров). Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что страна вывозит ту продукцию, издержки которой ниже мировых. При импорте товаров страна приобретает товары, производство которых в настоящее время ей экономически невыгодно (затраты при покупке изделий меньше, чем затраты на производство продукции внутри страны).

Внешняя торговля оказывает существенное воздействие на динамику ВВП. Так, в США доля внешней торговли составляет 18—20 % ВНП, в странах Западной Европы этот показатель колеблется от 30 до 55—60 % ВНП. Объем внешней торговли определяется не только уровнем развития и эффективности национальной экономики, но и интегрированностью страны в мировой рынок.

Внешняя торговля играет значительную роль в экономике Беларуси. На ее долю приходится 88 % экспорта и 80 % импорта из стран СНГ. Основным торговым партнером Беларуси является Россия.

Для того, чтобы в Республике Беларусь осуществить интенсификацию роста, мы должны «найти лицо на потребительском рынке за рубежом» - то есть определить наиболее конкурентоспособные товары, способные завоевать чужие рынки. Это, на сегодняшний день, - минеральные продукты, трактора, грузовые автомобили. Эти товары дорогостоящие и обеспечивают высокий уровень валютных поступлений. Например, в 2004 г. объем экспорта минеральных продуктов составил 27,5% (3782 млн. долл. США) в общем объеме экспорта РБ, а машин, оборудования и транспортных средств – 23,2% (3191 млн. долл. США). Необходимо определить отрасли, продукция которых будет востребована на мировом рынке, так как наш рынок небольшой, и слабый пока.

Наибольший удельный вес в импорте Беларуси занимают энергоресурсы (нефть, газ, электроэнергия). На их долю приходится 28% ввозимой продукции. Энергоносители импортируются в основном из России. Из стран дальнего зарубежья вывозится оборудование, машины и социально значимые товары.