logo
6-лекция 18-Статистика предприятий МЕ 18

6.1.4.1. Статистическая отчетность.

Удовлетворение потребностей всех уровней управления в информации о состоянии предприятий в каждый данный момент времени предполагает специально организованный отбор и регистрацию их признаков. Здесь следует различать два уровня изучения: 1) в пределах предприятия; 2) по совокупностям предприятий. Первый уровень касается системы управления предприятием, а второй является задачей и содержанием работы статистики.

Статистическое наблюдение предприятий проводит (Росстат), под его методическим руководством другие органы государственного управления России, а также регионального управления и местного самоуправления. Органы хозяйственного управления проводят наблюдение в соответствии с их учредительными документами, а также по согласованию с предприятиями.

Основой статистического изучения предприятий являются их регистры и реестры. В рамках ЕГРПО (Единого государственного регистра предприятий и организаций) ведется субрегистр «Сельскохозяйственные товаропроизводители», включающий три субрегистра:

По каждому предприятию и хозяйству в регистрах указывается его название, местоположение, адрес, время создания, учредители, форма собственности, организационно-правовая форма и другие классификационные признаки, а также ряд экономических показателей их деятельности. По крупным и средним организациям учитывается ежегодно около 250, по малым предприятиям и крестьянским (фермерским) хозяйствам примерно 70 признаков.

В земельных органах на уровне районов и городов РФ ведутся реестры землепользователей, а в налоговых органах - плательщиков земельного налога, включающие в себя все виды предприятий и хозяйства населения. Имеются подобные регистры владельцев транспортных средств, участников внешнеэкономической деятельности и т.п. Личные подсобные хозяйства учитываются в Похозяйственных книгах местных администраций. На основании регистров и реестров изучается численность и состав предприятий.

Предоставление сведений по установленным формам государственного статистического наблюдения (отчетности) касается, в первую очередь, крупных и средних сельскохозяйственных организаций. Они, как и предприятия других отраслей экономики, предоставляют унифицированные формы П-2, П-3 и П-4, а также приспособленную к особенностям сельского хозяйства форму П-1(СХ). Унифицированы также типовые формы годового бухгалтерского отчета (формы 1-5 и 07 с прилагающимися справками к ним).

Отчетность содержит сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг, финансовое состояние предприятий и их расчетов, дебиторская и кредиторская задолженность, наличие оборотных активов, сведения о численности, движении и заработной плате работников. Квартальная форма П-2 характеризует финансовые вложения предприятий, инвестиции в нефинансовые активы, в том числе в основной капитал, источники инвестиций с выделением по видам собственных и привлеченных средств. С 2005г введена новая форма П-5 (м) «Основные сведения о деятельности организации», представляемая ежеквартально. С такой же периодичностью малые предприятия по форме №ПМ представляют сведения об основных показателях своей деятельности.

Типовые формы годового бухгалтерского отчета содержат сведения о бухгалтерском балансе, прибылях и убытках, изменении капитала предприятия, амортизируемого имущества, движении денежных и заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности.

Органы статистики собирают годовые и разовые оперативные сведения, а органы Минсельхоза – оперативные периодические. Так, Минсельхоз России получает сведения (чаще еженедельные) о ходе основных работ по формам 1сх, 3сх, 6 мех, 7сх, 10сх. Сведения по этим формам собираются и обобщаются сельскохозяйственными органами на местах, а сводные итоги передаются органам статистики. Росстат получает оперативные формы отчетности об итогах работ (4сх об итогах ярового сева, 29сх об итогах убоки урожая, 21сх ореализации продукции и т.п.). Наряду с этим органы МСХ РФ ведут статистическое наблюдение по ведомственным формам согласованным с Росстатом, а также собирают и обобщают административные данные, получаемые органами управления в процессе их деятельности.

В годовых отчетах организаций, наряду с балансом и финансовыми показателями, отражаются данные о численности, заработной плате работников и затратах рабочего времени, реализации продукции, производстве и себестоимости продукции растениеводства и животноводстве, средствах целевого финансирования, наличии и движении животных, балансах продукции, сельскохозяйственной технике и энергетике.

По крестьянским (фермерским) хозяйствам и малым предприятиям получают разовые отчеты об итогах сева, уборки урожая, производстве продукции животноводства и численности скота. Местные администрации представляют отчетность о численности скота и птицы, а также посевных площадей в хозяйствах населения.

6.14.2. Сельскохозяйственные переписи. Это важнейший вид сплошного статистического наблюдения. В методологию их проведения большой вклад внесли во второй половине XIX в. русские земские статистики, всесторонне изучавшие крестьянские хозяйства. Переписи применялись в России до конца 20-х годов ХХ столетия, а затем, после создания колхозов и совхозов, были заменены отчетностью. В большинстве стран мира переписи проводятся регулярно один раз в 5 - 10 лет с учетом программ, разработанных ООН. Программа переписи ФАО 2000 г. – это восьмая программа всемирных переписей, проводящихся с 1930 г.

В России периодически проводились переписи по отдельным аспектам - посевов, поголовья животных, многолетних насаждений. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2006 года с охватом всех категорий хозяйств была проведена в соответствии с Федеральным законом № 108- ФЗ от 21 июля 2005 г. «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи» и Постановлением Правительства РФ №651 от 31 октября 2005 г. «Об организации Всероссийской сельскохозяйственной переписи». Методика ее проведения учитывала международный опыт и рекомендации ФАО.

Целями переписи в соответствии с федеральным законом являлись:

- формирование федеральных информационных ресурсов, содержащих сведения об основных показателях производства сельскохозяйственной продукции и об отраслевой структуре сельского хозяйства, о наличии и использовании его ресурсного потенциала для проведения прогноза развития сельского хозяйства и разработки мер экономического воздействия на повышение эффективности сельскохозяйственного производства;

- формирование системы статистического учета в области сельского хозяйства;

- обеспечение возможности сопоставления итогов сельскохозяйственной переписи с используемыми в международной практике статистическими данными в области сельского хозяйства.

- создание выверенных при переписи генеральных совокупностей предприятий для последующих выборочных их обследований.

ВСХП 2006 была проведена по 4 переписным листам:

- сельскохозяйственные организации и другие юридические лица;

- крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели – сельскохозяйственные производители;

- личные подсобные и другие индивидуальные хозяйства населения;

- садоводческие, огороднические, животноводческие и дачные некоммерческие объединения граждан.

Программа переписи включала в себя

общую характеристику производителей, сведения о трудовых ресурсах, размерах, составе и использовании земельных ресурсов, посевных площадях, многолетних насаждениях и защищенном грунте, применение удобрений, поголовье сельскохозяйственных животных всего и племенных, инфраструктуре, технических средствах и производственных помещениях, реализации сельскохозяйственной продукции и видах деятельности.

В сельскохозяйственных организациях перепись проводилась методом саморегистрации, в крестьянских (фермерских) и других хозяйствах населения путем обхода и опроса, в некоммерческих объединениях граждан с использованием выборочного метода внутри объединений.