1.2 Особенности организации коммерческой деятельности предприятия на рынке услуг в современных условиях
Особенность реализации услуг, принципиально отличающая её от реализации товаров, состоит в том, что большинство услуг приобретаются покупателем не однократно, а периодически и регулярно, в связи с чем для организации, оказывающей и реализующей услуги, важно не простимулировать однократную продажу, а построить с потребителем долгосрочные, стабильные, устойчивые, доверительные отношения. При этом выгодность первой реализации может быть меньшей в сравнении со средней или будущей, с целью стимулирования лояльности потребителя в будущем.
Это означает, что организация продаж услуг требует от организации построения системы управления взаимоотношениями с потребителями, или CRM (Customer Relationship Management). В основе современной концепции CRM лежит управление портфелем потребителей, которое ориентировано на решение следующих ключевых задач в управлении взаимоотношениями с потребителями:
-
определение ключевых потребителей на основе критериев финансовой и стратегической привлекательности;
-
разработка адаптированной стратегии управления отношениями с ключевыми и второстепенными потребителями;
-
реализация и контроль над взаимодействием с ключевыми потребителями6.
Для практического управления портфелем потребителей используются так называемые CRM-системы, которые позволяют строить отношения с большим количеством клиентов так, как будто они являются VIP- клиентами. При этом основная задача функционирования CRM-системы - выявить наиболее выгодных клиентов и удержать их. Основные функции CRM-системы сводятся к следующим:
-
сбор информации о клиенте;
-
хранение и обработка собранной информации;
-
всесторонний анализ на базе собранных данных.
CRM-системы, используемые в организациях, могут быть одной из следующих направленностей или совмещать в себе обе функциональные области:
-
информационные CRM-системы;
-
системы поддержки решений об управлении взаимоотношениями с потребителями.
Для эффективного внедрения и использования CRM-системы организация должна удовлетворять базовым требованиям к организации предпринимательской деятельности в целом:
Для внедрения CRM-системы компания должна располагать:
-
обладать бизнес-моделью, составной частью которой является принятие решений о клиентах;
-
иметь разработанную процедуру принятия решений о клиентах;
-
иметь чёткое описание информации о потребителях, которая необходима руководителю.
Широкое распространение при внедрении и использовании CRM- систем в сфере услуг получили информационные технологии, включающие в себя интернет-технологии, мобильные и планшетные приложения.
Современные информационные и телекоммуникационные технологии позволяют не только заносить и хранить информацию от покупателей в CRM-системе, аккумулируя значительный объём данных о специфических особенностях существующих и перспективных покупателей, но также позволяют моментально вызывать всю имеющуюся информацию о покупателе при установлении очередной коммуникации с ним. Например, при поступлении звонка от потребителя в организацию рабочее место оператора, подключенное к CRM-системе, позволяет моментально инициализировать покупателя по номеру телефона, с которого осуществляется звонок, и открывает для сотрудника, устанавливающего коммуникацию, информацию о данном потребителе в систематизированном виде. В CRM- системе фиксируются все звонки и другие обращения потребителя, что позволяет вести историю взаимодействия организации с потребителем7.
Поддерживающей по отношению к CRM-системе функцией являются контакт-центры, облегчающие потребители взаимосвязь с теми сотрудниками организации, с которыми ему необходимо связаться в каждом конкретном случае.
Широкое применение при реализации услуг и построении системы взаимоотношений с потребителями CRM-системы получили в банковском секторе, в сфере страхования, в сфере услуг мобильной связи. В последнее время активно ведётся внедрение CRM-систем при оказании государственных и муниципальных услуг, постепенно происходит углубление взаимодействия с потребителями в сферах образования и здравоохранения.
Одной из сфер, в которых широко развито взаимодействие с потребителями с применением CRM-систем, сопровождающихся последними достижениями информационных и коммуникационных технологий, является банковский сектор, в котором активно развиваются взаимодействие с клиентами через интернет с помощью приложений интернет-банкинга, мобильный банкинг, приложения на планшеты под управлением различных операционных систем8.
Ярким примером проникновения современных информационных технологий в развитие процессов реализации услуг может служить продажа театральных и концертных билетов через интернет. Сегодня эту возможность предлагают как сайты самих театров (например, Мариинский театр в Санкт-Петербурге), так и интернет-сайты, аккумулирующие предложения различных театров и концертных площадок (например, такие сайты, как www.bileter.ru,www.kassir.ru и др.). Интернет-сервисы предлагают потребителю полный спектр операций, сопровождающих процесс реализации билетов, и существенно упрощают обслуживание, предоставляя следующие возможности:
-
выбор мероприятия, площадки, даты, мест в зале;
-
бронирование билетов или их приобретение через интернет-сайт;
-
выбор способа оплаты (наличными при получении, банковской картой, электронными платёжными системами, через терминал и т. д.);
4) выбор способа получения билетов (самовывоз, доставка, оформление
электронных билетов).
Другой сферой, в которой широко распространена реализация услуг через интернет, является транспорт: авиа- и железнодорожные билеты, например, можно приобретать через интернет-сайты соответствующих организаций или через интернет-порталы, аккумулирующие предложения от нескольких перевозчиков. Традиционно существенным проникновением интернет-продаж отличается индустрия гостеприимства, в которой также бронирование номеров в отелях возможно через интернет-сервисы на интернет-сайтах гостиниц или через интернет-порталы, аккумулирующие предложения от многих отелей (например, система booking.com).
В последнее время появилась возможность оформления через интернет страховых полисов, в частности, полисов ОСАГО. Крупные музеи предлагают посетителям приобретать билеты через интернет.
Таким образом, каналы продаж услуг активно развиваются и совершенствуются за счёт использования последних достижений информационных и коммуникационных технологий, что чрезвычайно важно для построения долгосрочных отношений с потребителями и достижения высокого уровня лояльности9.
Установление хозяйственных связей с партнёрами осуществляется в процессе ведения коммерческих переговоров.
Коммерческие переговоры представляют собой организационную форму установления и юридической фиксации хозяйственных связей между заинтересованными в совместной деятельности экономически независимыми субъектами.
В зависимости от содержательно стороны выделяют ознакомительные переговоры, переговоры по заключению сделки, переговоры, связанные с рассмотрением претензий. Наиболее типичными являются коммерческие переговоры, имеющие целью заключение сделки.
В наиболее общем виде переговорный процесс можно структурировать по трём этапам:
-
Подготовка переговоров:
-
Выбор средств ведения переговоров.
-
Установление контакта между сторонами.
-
Сбор и анализ необходимой для переговоров информации.
-
Разработка плана переговоров.
-
Формирование атмосферы взаимного доверия.
-
Процесс переговоров:
-
-
Начало переговорного процесса.
-
Выявление спорных вопросов и формулировка повестки дня.
-
Раскрытие глубинных интересов сторон.
-
Разработка вариантов предложений для договоренности.
3. Достижение согласия:
Выявление вариантов для соглашения.
Окончательное обсуждение вариантов решений.
Достижение формального согласия10.
В зависимости от средств коммуникации, которые используются для проведения коммерческих переговоров, выделяются следующие виды переговоров:
-
телефонные переговоры;
-
устные переговоры;
-
письменные переговоры.
Использование устных и телефонных переговоров возможно, когда стороны пользуются друг у друга высоким уровнем доверия, что предопределяет их уверенность в том, что другая сторона выполнит договорённости, достигнутые в процессе переговоров. Однако поскольку число контрагентов у современных участников коммерческих переговоров постоянно возрастает, появляется необходимость поиска новых партнёров, а также требуется минимизация рисков невыполнения другой стороной достигнутых договорённости, в коммерческой деятельности часто используются письменные переговоры, в процессе которых происходит деловая переписка, включающая в том числе коммерческие письма, которые составляются от имени юридического лица, имеют юридическую силу и могут представляться в суде.
Важной группой партнёров, с которыми взаимодействуют организации, оказывающие услуги, являются посредники, способствующие реализации услуг. Среди них особое место принадлежит таким видам посредников, как агенты и брокеры (при этом агентская деятельность - наиболее распространённый в сфере услуг вид посредничества).
Агент может выступать от лица и за счёт продавца или потребителя при заключении договора оказания услуг, при этом его основная функция - содействие процессу купли-продажи услуги. Агенты могут выступать как со стороны, оказывающей услуги, так и со стороны потребителя. Организация или потребитель, которые заключают договор с агентом на осуществление определённой деятельности, называются в агентском договоре принципалами. Принципал - это лицо, от имени и в интересах которого действует агент. За свои услуги агент получает агентское вознаграждение, которое оговаривается в агентском договоре11.
Брокер является торговым посредником, который действует по доверенности от клиента (продавца или потребителя) и за его счёт и получает вознаграждение за подготовку сделки между продавцом и потребителем, при этом брокер не выступает от своего имени в таких сделках.
Широко распространено использование агентов при реализации таких видов услуг, как страховые услуги, туристские услуги, услуги перевозки (продажа авиа- и железнодорожных билетов агентствами) и т. д.
- Содержание Введение
- 1.Теоретические основы организации коммерческой деятельности предприятия в сфере услуг
- 1.1 Сущность организации коммерческой деятельности в сфере услуг. Услуга как объект коммерческой деятельности
- 1.2 Особенности организации коммерческой деятельности предприятия на рынке услуг в современных условиях
- 1.3 Показатели оценки эффективности коммерческой деятельности в сфере услуг
- 1.4 Основные направления повышения эффективности организации коммерческой деятельности в сфере услуг
- Список использованных источников