logo search
Требования к разработке бизнес-плана

2.2 Этапы разработки бизнес-плана

Любой вид предпринимательской деятельности и последующая разработка бизнес-пана задуманного проекта обычно начинается с новой идеи. Без хорошей идеи бизнес невозможен. Предпринимательские способности как важнейший фактор производства, выражаются прежде всего в умении генерировать, накапливать и разрабатывать новые идеи. В самом общем виде идея - форма отражения в мыслях явлений объективной действительности, которая включает в себя обобщение опыта предшествующего развития и осознания цепи дальнейшего преобразования бизнеса. [6]

Характер выполняемых работ по подготовке бизнес-плана позволил выделить следующие основные этапы:

- принятие решения о разработке бизнес-плана, его масштабности, рамках с учетом его идеи, ресурсоемкости, временного горизонта;

- подготовка системы финансового обеспечения разработки бизнес-плана и открытие финансирования;

- создание группы по разработке бизнес-плана (при необходимости привлечение специалистов-экспертов или консалтинговой компании);

- определение цели плана исходя из проблем, которые призваны решить бизнес-план;

- определение источников нужной информации, сбор исходных данных;

- выбор методики расчета количественных и качественных показателей и компьютерных систем;

- установление структуры бизнес-плана;

- проведение технико-экономических расчетов и исследований (по сути, на этом этапе формируется бизнес-план как документ, в котором находят отражение объем производства и реализации продукции или услуг; цена реализации и сумма доходов; величины постоянных и переменных затрат, в том числе на единицу продукции или услуги; объем необходимых трудовых и материальных ресурсов, сумма инвестиций и источники финансирования, механизм финансирования и возвратности инвестиций и другие показатели);

- утверждение рабочего варианта бизнес-плана;

- экспертиза бизнес-плана, в том числе с привлечением внешних экспертов, особенно для бизнес-планов инвестиционных проектов;

- определение возможностей реализации бизнес-плана своими силами или с привлечением внешних инвесторов (привлечение внешних инвесторов особенно оправдано по крупным инвестиционным проектам, так как эта дополнительная экспертиза и распределение рисков между участниками);

- проведение переговоров с потенциальными партнерами по реализации бизнес-плана, включая потенциальных инвесторов, поставщиков сырья, оборудования и материалов, подрядчиков;

- внесение коррективов в бизнес-план с учетом предложений партнеров;

- согласование интересов участников и их вклада в реализацию бизнес-плана и оформление договорных отношений (привлечение инвестиций может быть возвратным - тогда оформляется договор займа с графиком получения кредита и его возврата, а может быть с учетом последующей доли в собственности предприятия - договор соучредительства);

- организация реализации бизнес-плана. [2]

Таким образом, основными принципами планирования являются: необходимость, непрерывность, эластичность и гибкость, единство и полнота (системность), точность и детализация, экономичность, оптимальность, связь уровней управления, участие, холизм (сочетание координации и интеграции). Все эти принципы тесно связаны между собой. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации. Также в процессе планирования используются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др.

Разработка бизнес-плана начинается с предоставления идеи. Далее необходимо подготовить систему финансового обеспечения разработки бизнес-плана и открыть финансирование; создать группу по разработке бизнес-плана; определить цель плана, исходя из проблем, которые призваны решить бизнес-план; определить источники нужной информации; собрать исходные данные; выбрать методику расчета количественных и качественных показателей и компьютерных систем; установить структуру бизнес-плана; провести технико-экономические расчеты и исследования (на этом этапе формируется бизнес-план как документ, в котором фиксируются объем производства и реализации продукции или услуг; цена реализации и сумма доходов; величины постоянных и переменных затрат; объем необходимых трудовых и материальных ресурсов, сумма инвестиций и источники финансирования, механизм финансирования и возвратности инвестиций и другие показатели); утвердить рабочий вариант бизнес-плана; провести экспертизу бизнес-плана, в том числе с привлечением внешних экспертов, особенно для бизнес-планов инвестиционных проектов; определить возможности реализации бизнес-плана своими силами или с привлечением внешних инвесторов; провести переговоры с потенциальными партнерами по реализации бизнес-плана включая потенциальных инвесторов, поставщиков сырья, оборудования и материалов, подрядчиков; внести коррективы в бизнес-план с учетом предложений партнеров; согласовать интересы участников, организовать реализацию бизнес-плана.