Основные показатели работы транспорта Беларуси (2001г.)
Виды транспорта | Объем перевезенных грузов: млн т | Грузооборот*) млн ткм | Перевезено пассажиров:**) млн чел | Пасажирооборот млн пассажиро-километров**) |
| % к итогу | % к итогу | % к итогу | % к итогу |
железнодорожный | 48,8 | 75,6 | 3,8 | 37 |
автомобильный | 49 | 24 | 57 | 36 |
внутренний водный | 2 | 0,15 | 0,01 | 0,01 |
воздушный | 0,07 | 0,09 | 0,04 | 6,5 |
троллейбусный | - | - | 23 | 9 |
трамвайный | - | - | 3,7 | 1,5 |
метрополитенный | - | - | 11 | 8,6 |
Железнодорожный транспортявляется ведущим видом транспорта общего пользования в перевозках грузов и пассажиров на дальние и средние расстояния, а в пригородных – и на короткие расстояния. Если исключить из показателей грузового транспорта трубопроводный, являющийся по существу технологическим транспортом ТЭК (см. лекцию 9), то на долю железнодорожного транспорта приходится около 20% перевозимых грузов и 74% грузооборота.
По пассажирообороту даже с учетом внутригородских видов транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, метро, такси) железнодорожный транспорт остается лидером (см. табл. 14).
Железнодорожная сеть страны, включая трансъевропейские коридоры №2 и №9 с ответвлениями, сформировалась в основном в конце XIXвека, развивалась и модернизировалась в течениеXXвека и в настоящее время имеет протяженность 5529 км, в т.ч. 894 км электрифицированных путей. Плотность железнодорожных путей при средней по Беларуси 27 км на 1000 км2территории составляет в Минской и Гомельской областях 22 км, в Брестской – 33 км на 1000 км2. При этом в 20 административных районах страны железных дорог нет.
Основные потоки грузов, перевозимых железнодорожным транспортом Беларуси, сосредоточены на магистральных линиях 2-го и 9-го трансъевропейских коридоров, являющихся основными в осуществлении транзитных экспортно-импортных связей России со странами ЕС и ЦВЕ (по ним проходит 70% внешнеторгового оборота России с этими странами), а также внутренних и внешних экономических связей Беларуси. Вместе с другими, имеющими международное и республиканское значение железнодорожными магистралями (проходящими на юге по Полесью, на севере – по Поозерью) трансъевропейские коридоры формируют экономический каркас страны с крупнейшими промышленными центрами в узлах их пересечения (см. лекцию 8).
Перспективы развития железнодорожного транспорта связаны с необходимостью обновления и восстановления его производственного потенциала (в 1990 г. по железным дорогам Беларуси перевозилось в 4 раза больше грузов, чем в 2000 г.), с освоением новых технологий, с повышением пропускной и провозной способности, улучшением качества обслуживания и включением Белорусской железной дороги в Европейскую транспортную систему. Для этого предусматривается перевод железнодорожной линии Брест – граница с Россией на скоростное движение поездов, реконструкция многих станций, мостов, создание базы заводского ремонта подвижного состава и др. мероприятия. Но главное – это разработка стратегии и тактики повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта, интенсификация использования магистральных направлений в рамках европейских транзитных коридоров, создание предпочтительных условий для конкуренции с иностранными перевозчиками на параллельных направлениях, проходящих через другие государства, расширения участия Белорусской железной дороги в реализации транспортных работ и услуг на территориях других государств.
Трубопроводный транспорт, относящийся по времени возникновения к новым видам транспорта, развивается самыми высокими темпами и теснейшим образом связан с развитием ТЭК, поэтому рассмотрен в его составе (см. лекцию 9). Здесь же необходимо подчеркнуть его роль в общей транспортной системе страны (табл. 14). По грузообороту, учитывая большие объемы транзита и дальность поставок нефти и газа из северных районов России, трубопроводный транспорт занимает первое место (58,4%) среди всех видов транспорта, по объему перевезенных грузов – второе (34,8%). Перспективы его развития целиком зависят от политики России по поставкам энергоносителей в европейские страны. Ближайшие перспективы – от решения вопроса о строительстве на территории Беларуси второй нитки газопровода «Ямал - Европа» или отказе от него в пользу варианта прокладки нового газопровода по дну Балтийского моря.
Речной (внутренний водный)транспорт в Беларуси, являющийся исторически самым «старым» видом транспорта, в настоящее время в связи с резким сокращением традиционно перевозившихся грузов (железной руды из Украины в Польшу и строительных грузов) и неконкурентоспособностью по перевозкам других видов грузов и пассажиров, переживает кризис (см. табл. 14). Однако имеющаяся материально-техническая база (10 грузовых речных портов, 12 пристаней, около 1 тыс. различных речных судов, 3 судостроительных завода), осуществляемая реконструкция Днепро-Бугского канала, и довольно реальный проект создания Балтийско-Черноморского водного пути соединением З. Двины и Днепра открывают перед речным транспортом новые перспективы. Они связаны с развитием смешанных (железная дорога – река – море) перевозок калийных солей, минеральных удобрений и другой экспортной продукции в страны Балтийского и Черноморского бассейнов, включая Юго-Восточную Азию. Уже построен терминал в Мозыре для погрузки калийных удобрений, построено в Гомеле и осуществляет грузовые рейсы до порта Николаев первое судно класса река – море.
Воздушный транспортБеларуси, представлявшийся в конце 1980-х гг. одним из перспективных видов транспорта в перевозке транзитных и местных пассажиров и срочных грузов на дальние расстояния, в связи с распадом СССР и последовавшим экономическим кризисом утратил свое значение. Так, отправление пассажиров в 2001 г. по сравнению с 1990 г. уменьшилось в 9,2 раза, отправление грузов – в 8,4 раза. Однако улучшение экономической ситуации в странах СНГ (особенно России) и в Беларуси позволит более эффективно использовать имеющийся потенциал этого вида транспорта. В Беларуси продолжают функционировать 7 аэропортов, имеющих статус международных (два в Минске и по одному в областных центрах), регулярные авиаперевозки осуществляются по 21 воздушной линии, в т.ч. по 12– в страны вне СНГ.
Интеграция республики в мировую экономическую систему выдвигает в число приоритетов развития всей транспортной системы страны наращивание объемов транзитных и экспортно-импортных перевозок и в этой связи ставит большие задачи перед транспортным комплексом по приведению его в соответствие с мировыми стандартами.
В осуществляемой перестройке структуры экономики страны возрастает роль не только транспортной системы, но и связи (см. лекцию 6), а также других подразделений производственной инфраструктуры, обеспечивающих продолжение процесса производства товаров в сфере обращения, доставляя их потребителю, т.е. всей сферы товародвижения. Это торговля и общепит (см. лекцию 6), а также материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки, представленные системой организаций межотраслевого и отраслевого профиля по заготовкам, складскому хранению, поставкам потребителям продукции, произведенной промышленностью, сельским и лесным хозяйством. Все большую роль в этой системе начинают играть товарные биржи, а также другие виды развивающейся инфраструктуры рыночного хозяйства, оказывающие маркетинговые, правовые, банковские, депозитарные, страховые, консалтинговые услуги.
В целом развитая производственная инфраструктура в современных условиях рассматривается как важнейшее конкурентное преимущество Беларуси, обеспечивающее нормальный инвестиционный климат для привлечения на территорию страны новых производств.
- Металлурго-машиностроительный комплекс
- Химический комплекс
- Лесопромышленный КомПлекс
- Строительно-промышленный комплекс
- Комплекс по производству товаров народного потребления
- Производство важнейших товаров легкой промышленности
- Агропромышленный комплекс
- Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в Беларуси (млн т)
- Структура посевных площадей сельскохозяйственных культур, 2001г., (в %)
- Инфраструктурный комплекс
- Основные показатели работы транспорта Беларуси (2001г.)
- Внешнеэкономические связи
- Основные внешнеторговые партнеры Беларуси в 2010 г.
- Общая политико-географическая и экономико-географическая характеристика республики беларусь
- Природно-ресурсный потенциал
- Экологическая инфраструктура. Экологический каркас и пр.
- Социально-демографический потенциал
- Производственно-экономический потенциал