logo
СЭГ РБ / ШПОРЫ / ЭТО ТО !!!

Социально-демографический потенциал

Социально-демографический потенциал – это воспроизводственные, трудовые и социально-культурные возможности населения страны, определяемые его количеством и качественными характеристиками и выступающие как фактор социально-экономического развития страны. Одновременно оптимизация количества и повышение качества населения, т. е. улучшение его половозрастной структуры, здоровья и продолжительности жизни, повышение трудовой активности, образованности и профессиональной квалификации, рост благосостояния, обеспечение условий для всестороннего развития, выступают как цель социально-экономического развития страны. Эта сложная взаимосвязь демографического и социального развития обусловливает необходимость комплексного рассмотрения демографических процессов и процессов формирования человеческого капитала, находящих свое выражение в интегральном показателе – индексе развития человеческого потенциала (ИРЧП).

Демографическая ситуация в Беларуси в 90-х гг. прошлого века и в начавшемся XXI в. характеризуется целым рядом неблагоприятных тенденций, которые в настоящее время рассматриваются как демографические угрозы безопасности страны.

Остановимся очень коротко на характеристике основных демографических угроз. Самая важная из них – начавшаяся в 1993 г. депопуляция и нарастание ее интенсивности. В 1993 г. впервые в стране количество умерших превысило количество родившихся и естественный прирост населения сменился его естественной убылью. Прогрессирующий процесс депопуляции – это результат особенностей демографической структуры населения в прошлые периоды.

На социально-экономическое развитие страны существенное влияние оказывает состав населения по полу и возрасту. Основной тенденцией в изменении возрастной структуры населения Беларуси является его постарение. И депопуляция, и старение населения более интенсивно протекают в сельской местности.

Старение населения резко повышает нагрузку трудоспособного населения пожилыми людьми и значительно увеличивает расходы на пенсионное обеспечение и сферу здравоохранения.

Одной из важнейших негативных демографических тенденций в Беларуси является рост заболеваемости населения, смертности и как следствие – сокращение ожидаемой продолжительности жизни.

Все отмеченные негативные демографические тенденции ослабляют социально-демографический потенциал страны, уменьшая его количественно и ухудшая качественные характеристики, что отрицательно сказывается на всей жизнедеятельности общества.

Важнейшей качественной характеристикой социально-демографического потенциала страны является ее трудоресурсный потенциал – возможности, способности к трудовой деятельности, которыми обладает население данной страны.

Количественно и качественно трудоресурсный потенциал оценивается системой показателей: количеством трудовых ресурсов, их половозрастной структурой, состоянием физического и психического здоровья, уровнем образования и квалификации.

Современная Беларусь располагает значительными по количеству и сравнительно высокими по качеству трудовыми ресурсами, основную часть которых (95,1 %) составляет трудоспособное население в трудоспособном возрасте. В 2000 г. трудоспособное население в трудоспособном возрасте составило 5,9 млн чел. (62,2 % всего населения страны). Сокращение численности занятых закономерно в связи с реструктуризацией технически отсталых и экономически неэффективных предприятий.

Что касается скрытой безработицы (неполной, неэффективной занятости), то наибольших масштабов она достигла в 1995 г., затем снизилась благодаря экстенсивному использованию трудовых ресурсов, но остается высокой (около 30 %) в промышленности и строительстве и может быть снижена только перейдя в легальную безработицу с соответствующими последствиями.

Демографическая политика должна также в большей мере, чем до сих пор, учитывать региональные особенности как воспроизводства населения, так и обеспеченности трудовыми ресурсами. Вместе с тем, статистика и исследования в этой области свидетельствуют, что демографическая ситуация, обеспеченность трудовыми ресурсами и уровень их использования различаются не столько по регионам страны, сколько между городом и сельской местностью, а в городской и сельской местности – в зависимости от размеров поселений.

Беларусь только во второй половине ХХ в. из преимущественно аграрной страны превратилась в индустриальную с доминирующим городским типом расселения. Сеть населенных пунктов представлена 213 городскими (109 городов и 104 поселка городского типа) и 24 150 сельскими населенными пунктами. Густота сети населенных пунктов – более 117 поселений на 1 тыс. км2. Урбанизация – 74,5.

Уровень жизни населения и развития социальной сферы. Региональные различия в уровне жизни. Развитие и география социальной инфраструктуры. Направления совершенствования территориальной организации сферы обслуживания населения.

Уровень жизни – это социально-экономическая категория, характеризующая уровень и степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения, классов и социальных групп, семьи, индивида. Исходя из такого определения, уровень жизни имеет количественную и качественную стороны.

Основным фактором дифференциации доходов населения Беларуси остаются отраслевые различия уровня заработной платы, т. к. доля оплаты труда в доходах населения составляет около 50 %, а по отраслям хозяйства среднемесячная зарплата различается весьма существенно. Так, в 2008 г. наибольшая средняя зарплата в науке и научном обслуживании, а в сфере бытового обслуживания , причем в течение 1991–2010 гг. эта дифференциация усилилась. 980 тыс. – ср. номинальная зарплата.

Нарастающие неоправданные различия в оплате труда по отраслям экономики приводят к социальному расслоению и напряженности в обществе, а также к увеличению территориальной дифференциации в уровне жизни населения, так как области, города, районы страны существенно различаются отраслевой структурой хозяйства.

Значительны также различия в средней заработной плате и денежных доходах населения между крупными и малыми городами, между городскими и сельскими поселениями. Поэтому проблема реформирования оплаты труда, нацеленная на повышение доли оплаты труда в ВВП, совершенствование форм и методов оплаты труда, снижение ее необоснованной дифференциации по отраслям – важнейший путь повышения доходов населения и уменьшения в его составе категории лиц, живущих за чертой бедности.

Прожиточный минимум – это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения и сохранения его здоровья. В него включаются такие виды материальных благ и услуг, как продукты питания, одежда, белье, обувь, предметы общесемейного пользования, лекарства, предметы санитарии и гигиены, жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги, а также услуги дошкольных учреждений. Потребность в благах и услугах определяется по научно обоснованным нормам. 385 тыс. руб.

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) – это стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы. БПМ является основным критерием признания граждан (семей) малообеспеченными (или бедными), т. е. это порог бедности, а граждане (семьи), которые по объективным причинам имеют среднедушевой доход ниже БПМ, считаются малообеспеченными и имеют право на государственную социальную помощь. 280 тыс. руб.

Для повышения реальных доходов населения в Беларуси должны быть решены такие социально-экономические проблемы, как обеспечение эффективной занятости населения, увеличение оплаты труда, развитие социального страхования, обеспечение государственной помощи социально уязвимым слоям населения, к которым относятся дети, инвалиды, пенсионеры.

Развитая социальная сфера, высокий уровень образования населения и положительная динамика ВВП позволяют Беларуси даже при сравнительно низких реальных доходах населения и высоком уровне его бедности оставаться в группе среднеразвитых стран по ИРЧП.

Социальная инфраструктура – это комплекс отраслей по обслуживанию населения, обеспечивающий ему необходимые условия жизнедеятельности, повышающий степень комфортности жизни, а следовательно, качество жизни. Всю социальную инфраструктуру делят на социально-бытовую (жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт и связь, бытовое обслуживание, торговля и общепит), которая обеспечивает условия воспроизводства человека вообще, и социально-культурную (здравоохранение, физкультура и спорт, культура и искусство), которая обеспечивает здоровье, профессиональную подготовку, формирование интеллектуальных и моральных качеств человека.

Основная особенность социальной инфраструктуры – ее теснейшая связь с размещением населения, так как потребление услуг неотделимо от потребителя. Поэтому для территориальной организации социальной инфраструктуры характерен иерархический уровень построения ее сети, определяемый иерархичностью системы расселения.

До начала 90-х гг. Беларусь имела хорошо развитую социальную инфраструктуру. За 10 лет переходного периода многие отрасли социальной инфраструктуры из-за снижения платежеспособного спроса населения, реструктуризации предприятий в связи со сменой собственности и действием других рыночных факторов оказались в кризисной ситуации и в настоящее время находятся в стадии реформирования.

Важнейшая отрасль, создающая жизненный комфорт – это жилищно-коммунальное хозяйство. Средняя обеспеченность населения жильем, несмотря на трудности переходного периода, повысилась 23,6 кв. м общей площади на 1 жителя. Обеспеченность жильем выше в сельской местности и ниже – в городской, самая высокая – в Могилевской и Минской области и самая низкая – в Минске.

Несмотря на довольно высокую обеспеченность жильем, в республике свыше 800 тыс. семей официально стоят в очереди на улучшение жилищных условий. К тому же более 40 % жилищного фонда изношено, а из всего общественного жилищного фонда на селе оборудовано водопроводом только 74 %, канализацией – 70 %, горячим водоснабжением – 45 %, центральным отоплением – 62 %.

Пассажирский транспорт, призванный обеспечивать населению пространственно-временную доступность к местам работы, бытовым и культурным объектам, также важнейший фактор комфортности среды жизнедеятельности. Ведущим видом транспорта по количеству перевозимых пассажиров (внутригородские и междугородние перевозки) является автобусный (57 %). За ним следует троллейбусный (25 %) и метрополитенный (9 %).

Современные проблемы пассажирского транспорта – это высокий износ подвижного состава, плохие дороги, низкая рентабельность, не позволяющая осуществлять необходимые инвестиции. По всем видам транспорта разработаны и осуществляются меры по решению этих проблем.

Система бытового обслуживания населения, объединяющая около 210 подотраслей по оказанию различных услуг, имевшая к началу 90-х гг. развитую сеть учреждений (в любом пункте Беларуси оказалось более 30 видов услуг), к 2000 г. сократила объем оказываемых услуг на 70 %.

В составе социально-культурной инфраструктуры самой важной является государственная система учреждений здравоохранения, которая в стране имеет иерархически организованную структуру. Обеспеченность населения услугами здравоохранения (количество врачей, среднего медицинского персонала, больничных коек, мощность поликлиник в расчете на 10 тыс. жителей) в Беларуси выше, чем во многих развитых странах.

Чтобы подвести итог рассмотрению социальной сферы, необходимо отметить, что доля услуг в сфере экономики, учитывая мировые тенденции, будет возрастать, и требования населения к их ассортименту и качеству – также. Поэтому перспективы развития и территориальной организации социальной инфраструктуры должны быть взаимоувязаны с перспективным развитием системы расселения.