Внешнеэкономические связи
Значение внешнеэкономических связей для социально-экономического развития страны трудно переоценить, так как в Беларуси исторически сложилась высокая степень открытости экономики. В 2000 г. экспортная квота республики (отношение объема экспорта товаров и услуг к ВВП) составляла 68 %, а импорта – 69 %, отношение внешнеторгового оборота к ВВП приближалось к 140 %. Для сравнения: в Германии этот показатель составлял 66 %, Польше – 61 %, России – 71 %. Высокая степень вовлеченности экономики Беларуси в мирохозяйственные связи определяет высокую зависимость социально-экономической ситуации в стране от эффективности внешней торговли, от состояния ее торгового баланса, сбалансированности экспорта и импорта товаров и услуг.
Отдельные вопросы темы, такие как динамика и сбалансированность внешнеторгового оборота, объемы иностранных инвестиций в 1990-2000 гг. уже рассматривались при оценке общей социально-экономической ситуации в Беларуси. Поэтому в настоящей лекции, завершающей рассмотрение межотраслевых комплексов, основное внимание уделяется характеристике участия всех секторов хозяйства во внешнеэкономических связях страны, т.е. структуре и географии экспорта и импорта товаров и услуг, а также направлениям дальнейшего совершенствования внешнеэкономической деятельности.
Тем не менее следует напомнить, что внешнеторговый оборот суверенной Беларуси начал увеличиваться с середины 1990-х гг. и в 2001 г. достиг 15,6 млрд долл. США, превысив уровень 1995 г. в 1,5 раза. Но при этом, начиная с 1993 г. и по настоящее время внешнеторговый баланс страны постоянно дефицитен. Отрицательное сальдо по годам в зависимости от ситуации в стране и конъюнктуры на мировом рынке колебалось от 556 млн долл. до 1,5 млрд долл. (в 2001 г. – 656 млн долл.), что составляло в среднем 7-10 % от внешнеторгового оборота.
Хронический пассив внешнеторгового обмена приводит к дефициту валютных ресурсов в государстве, вследствие чего ухудшаются условия модернизации всего хозяйственного комплекса, в том числе экспортных производств. Поэтому развитие внешнеторговых связей и повышение их эффективности являются приоритетными направлениями национальной экономической политики. Осуществляемые в настоящее время Национальная программа развития экспорта на 2000-2005 гг. и Программа импортозамещения ориентированы на всемерное укрепление и расширение экспортного потенциала страны, на модернизацию сложившихся и создание новых экспортоориентированных производств, на рационализацию импорта.
Структура белорусского экспорта и импорта товаров, как свидетельствует статистика, на протяжении последнего десятилетия остается относительно стабильной. Она обусловлена структурой и специализацией хозяйства страны, сложившимися за годы ее развития в составе СССР, и объективными трудностями переходного кризисного периода, не позволившими перестроить отраслевую структуру экономики в соответствии с изменившимися условиями.
Ведущая роль в экономике страны обрабатывающей промышленности, ее специализация на отраслях машиностроения, химической и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности (см. лекцию 7) находят четкое отражение в товарной структуре белорусского ЭКСПОРТА (табл. 15). На первом месте среди экспортируемых Беларусью товаров (всего Беларусь экспортирует продукцию более 1000 наименований) закономерно находится продукция машиностроительного комплекса. Машины, оборудование и транспортные средства составляют по стоимости 15,7 % всего экспорта страны (3 место). Второе место (около 18,2 %) принадлежит продукции химической промышленности,первое– нефтеперерабатывающей (минеральные продукты – это главным образом нефтепродукты – 38 %). Затем по удельному весу в экспорте следуют: продукция пищевой промышленности и сельского хозяйства – продовольственные товары и сельхозсырье (10,7 % экспорта); продукция легкой промышленности – текстиль и текстильные изделия, кожевенное сырье и изделия из него (около 2,4 %). Между традиционными отраслями специализации Беларуси в международном разделении труда в последние годы оказалась и черная металлургия. Черные, цветные металлы и изделия из них стали весомой статьей белорусского экспорта (6,9 %) благодаря вывозу проката и металлокорда Белорусского металлургического завода, имеющего современную технику и технологию. Древесина и целлюлозно-бумажные изделия = 2,3%. ОБЩИЙ ЭКСПОРТ 21,3 млрд дол.
В целом товарную структуру экспорта Беларуси можно назвать прогрессивной благодаря сравнительно высокому удельному весу продукции машиностроения. Следует отметить что он самый высокий среди стран СНГ (например, в Украине – 13,4 %, в России –10,3 %, Казахстане – 3,6 %), но все же значительно ниже, чем у большинства экономически развитых стран (в Японии –68 %, США – 52 %, Германии – 50 %). Важнейшими видами экспортной машиностроительной продукции Беларуси (2001) являются тракторы (вывозится 96 % от объема производства), грузовые автомобили (68 %), холодильники и морозильники (75 %), телевизоры (76 %), микросхемы, оптические приборы, велосипеды (более 80 %), сельскохозяйственные машины, подшипники, газовая аппаратура и др. В последние годы увеличиваются поставки машиностроительной продукции на географически отдаленные рынки развивающихся государств Восточной и Юго-восточной Азии.
Основными видами экспортной продукции химической промышленности являются калийные удобрения (вывозится более 90 % от всего производства), полимеры этилена (83 %), химические волокна и нити (около 70 %), шины, азотные удобрения. Подавляющая часть данной продукции (за исключением калийных удобрений) идет в Россию и некоторые другие страны СНГ. В то же время калийные удобрения в основном направляются в Китай, Бразилию, Индию, Польшу, США, Малайзию. Кроме России и стран СНГ химические волокна и нити поставляются в Германию, Иран, Литву, Польшу, Турцию, Италию, полимеры этилена – в Литву, Латвию, Германию, шины – на Кубу, в Польшу, Нидерланды, Литву, Швецию, Венгрию, Германию, Великобританию и другие страны.
Крупной статьей экспорта Беларуси являются нефтепродукты, которые вырабатываются на НПЗ республики из давальческой нефти, ей не принадлежат и отправляются в основном в соседние и близлежащие страны – Латвию, Литву, Эстонию, Великобританию, Нидерланды, Польшу.
В значительных объемах вывозится мебель. В основном в Россию, но отправляется и в Германию, Францию, Данию.
В целом, если оценивать структуру и географию экспорта страны, то можно сделать вывод, что в государства запада вывозятся в основном сырьеемкие товары, производство которых сопряжено с экологическими издержками и использованием дешевой рабочей силой. Более технологичная конечная белорусская продукция пользуется спросом на традиционных для нас рынках СНГ, стран Балтии и осваиваемых азиатских рынках. На рынках высокоразвитых стран Западной Европы и Северной Америки она не выдерживает конкуренции по качеству. В итоге основными партнерами Беларуси по экспорту (см. табл. 16) являются: Россия – на нее приходится 53,4 % всего белорусского экспорта; соседние и близлежащие государства – Латвия (6,6 %), Украина (около 6 %), Литва (около 4 %), Польша, Германия, Великобритания, Нидерланды Эстония; географически удаленные, но имеющие емкий рынок страны – Китай (2 %), США (1 %), Бразилия (1 %). При этом в 1995-2001 гг. проявилась тенденция расширения экспорта Беларуси в развивающиеся дальние страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и постепенного ухудшения положения на ближних европейских рынках. Это, безусловно, увеличивает транспортные расходы и уменьшает эффективность внешнеторгового обмена.
Структура белорусского ИМПОРТАотражает зависимость экономики страны и ее экспортных отраслей от привозных энергоресурсов, сырья, материалов, комплектующих изделий (см. табл. 15). Первое место (40 % импорта) занимают минеральные продукты (в основном нефть). На втором (22,5 %) – машины, оборудование, транспортные средства, не выпускаемые в стране. Здесь также высока доля узлов, деталей, комплектующих изделий. На третьем месте – импорт черных и цветных металлов – 19%, пищевая – 18%; продукции химической промышленности – 12%. Высок удельный вес импорта черных и цветных металлов. Для Беларуси характерен также значительный по объему импорт продовольственных товаров и сельхозсырья – это растительные масла, сахар, зерно.
В географии импорта Беларуси, так же как и в географии экспорта, основным партнером является Россия – на ее долю приходится 65,2 % от всех импортируемых товаров (см. табл. 16). Это 100 % ввозимых нефти и природного газа, более 97 % - угля, 79 % - электроэнергии, 90 % - черных металлов, машины и оборудование, химическая продукция растительное масло, сахар, зерно и др. Из других государств – партнеров по импорту сравнительно крупными поставщиками товаров в Беларусь являются в основном близкорасположенные европейские страны: Германия (химическая и машиностроительная продукция, продовольственные товары и др.), Украина (металл, уголь, растительное масло, сахар, зерно), Польша, Италия, Литва, Франция и др.
Таблица 16
- Металлурго-машиностроительный комплекс
- Химический комплекс
- Лесопромышленный КомПлекс
- Строительно-промышленный комплекс
- Комплекс по производству товаров народного потребления
- Производство важнейших товаров легкой промышленности
- Агропромышленный комплекс
- Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в Беларуси (млн т)
- Структура посевных площадей сельскохозяйственных культур, 2001г., (в %)
- Инфраструктурный комплекс
- Основные показатели работы транспорта Беларуси (2001г.)
- Внешнеэкономические связи
- Основные внешнеторговые партнеры Беларуси в 2010 г.
- Общая политико-географическая и экономико-географическая характеристика республики беларусь
- Природно-ресурсный потенциал
- Экологическая инфраструктура. Экологический каркас и пр.
- Социально-демографический потенциал
- Производственно-экономический потенциал