16. Государственное регулирование
Рыночный механизм - такая форма организации производства, при которой потребители и производите¬ли взаимодействуют посредством рынка для решения основных проблем экономики. Рыночный механизм представляет собой взаимодействие четырех его элементов: спроса, предложения, цены и конку¬ренции.
Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой энергетической системы, охраны общественного порядка, аппарата управления государством и т. п. Поскольку речь идёт о товарах и услугах, которыми поровну пользуются все граждане страны, они получили название «общественных» (или «коллективных») товаров. «Производство» этих товаров и услуг целиком вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счёт налогов на доходы предприятий и отдельных граждан. При этом государство должно учитывать, что «общественные товары» имеют весьма сложную структуру, ибо часть из них (например, национальная оборона) «потребляется» всем населением страны поровну, другая - лишь частью населения (услуги милиции данного региона), третья - лишь малым коллективом коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного населённого пункта). Но тем не менее совершенно ясно, что удовлетворение потребностей на «общественные товары» не может происходить на рыночной основе.
Вторая проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связана с так называемыми «внешними эффектами». Суть их в том, что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, не имеющие, но реально влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к примеру, внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве, и пр. Конечно же, рыночный механизм «сам по себе» не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платёжеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство.
Гос-во для обеспечения устойчивости (стабильности) рыночного равновесия может производить закупки данного товара в периоды, когда его рыночная цена слишком низка. В результате цена товара несколько повысится. И наоборот, в периоды, когда цена товара слишком высока, государство может выбрасывать на рынок часть накопленных им товарных запасов с тем, чтобы добиться понижения рыночной цены. Подобные действия могут предпринимать и частные спекулянты. Спекулянтом - экономический субъект, который приобретает товар не с целью потребления или использования его в качестве производственного ресурса, а с целью его последующей перепродажи по более высокой цене.
недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т.д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Поэтому государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее ослаблять или усиливать действие рыночных сил. Следует помнить, что все экономические регуляторы противоречивы. Краткосрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями. Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации. Вообще сфера действия прямых и косвенных административных методов должна быть строго определена.
- 1.Предмет, цели, задачи и методология экономики
- 2.Основные этапы развития экономики
- 3.Экономическая система и основы ее функционирования
- 5. Собственность
- 6. Разгосударствление и приватизация
- 7. Предпринимательство
- 8.Формы предпринимательства
- 12. Рынок
- 13. Типология рынка. Типы
- 15.Монополии
- 16. Государственное регулирование
- 19. Рыночная цена
- 21. Потребительский выбор. Закон убыв.Предельной полезности
- 23. Факторы производства
- 25.Предельные издержки. Экономическое равновесие
- 27. Зарплата.
- 28.Безработица.Регулирование рынка труда.
- 29.Процент и рынок капитала. Дисконтирование.
- 31. Прибыль
- 32. Макроэкономические показатели
- 33. Сс и сп. Равновесие.
- 34.Экономические функции государства.
- 35.Государственное регулирование экономики и его инструменты. Пределы гос.Вмешательства.
- 36. Деньги
- 37. Денежное обращение.Денежная система.Денежная масса.
- 38. Инфляция
- 39.Финансы и финансовая система.Финансовая политика.
- 40. Гос.Бюджет. Система бюджетов. Дефицин. Гос.Долг
- 41. Налоги. Принципы налогообложения.
- 41.Налоговая система России. Оптимизация системы
- 43. Кредитная система. Цб
- 44. Коммерч.Банки. Капитал, прибыль банков.
- 45. Ценные бумаги.
- 46. Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа.
- 47.Социальная политика. Доходы населения и уровень жизни.
- 48.Мировое хозяйство:черты и тенденции развития.
- 49.Мировая торговля.
- 50.Мировой рынок ссудного капитала.
- 51. Валютная система и Валютный курс
- 52.Мирохозяйственные связи и проблемы международного регулирования.
- 53.Экономический рост. Факторы роста.
- 54.Цикличность развития экономики. Понятие цикла., фазы
- 55.Глобальные экономические проблемы цивилизации.
- 56. Перспективы международного сотрудничества и роль общественно-политических организаций в решении глобальных экономических проблем.