56. Перспективы международного сотрудничества и роль общественно-политических организаций в решении глобальных экономических проблем.
Глобальные проблемы человечества невозможно решить силами одного отдельного государства. Перед всем мировым сообществом ставится задача - создать единый механизм регулирования на глобальном уровне, отвечающем всем потребностям человека. Исходить при этом следует не из узконациональных интересов, а выработать международные нормы, которые определяют права и обязанности всех стран и народов.
Это создает объективные предпосылки для существенной активизации деятельности различных международных организаций и форумов. В первую очередь, речь должна идти о новом качестве ООН, о выработке новой концепции роли, функций и перспектив деятельности этой всемирной организации в современных условиях. В Стокгольмской инициативе под- черкивается необходимость реформы ООН, одним из направлений которой должно стать «усиление и рационализация активности ООН в экономической и социальной областях» (7).
Второе направление усилий мирового сообщества - придание международному экономическому сотрудничеству всеобщего характера. Необходимо четко разграничить структуру и сферу деятельности таких финансовых инструментов, как МБРР и МВФ.
Третье направление, изложенное в Стокгольмской инициативе, - реализация двух взаимосвязанных идей: создание независимой Международной комиссии по глобальному управлению и созыв всемирного совещания по глобальному управлению на высшем уровне. Стокгольмская инициатива гласит: «Народам мира следует жить, исходя из общей ответственности при определении будущего человечества» (7).
Одним из приоритетных направлений деятельности ООН является вопрос о формировании долгосрочной многокомпонентной концепции задействования сил ООН по поддержанию мира на Земле, ликвидации военных очагов, национальных конфликтов и т. п.
В ряду важнейших направлений деятельности ООН видится и формирование системы общечеловеческого партнерства в экономической сфере, которая в будущем может стать материальной основой стабильного мироустройства, обеспечивающей всеобъемлющую интеграцию национальных хозяйств государств в мировую экономику и способствующей постепенной ликвидации экономических причин социально-политических кризисов.
Именно ООН может обеспечить консенсус в отношении путей развития международного экономического сотрудничества, расширения и совершенствования мирохозяйственных связей. Без целенаправленных и продуманных усилий, без корректировки стихийного развития мирового сообщества, без введения элементов глобальной управляемости экономических отношений дальнейшее развитие цивилизации уже немыслимо. Человечество пока серьезно не задумывалось над проблемой пределов экономического роста и конечности ресурсов. Настало время качественной перестройки процесса антропогенеза, т.е. поиска нового места человека в природе.
В настоящее время практически во всех развитых странах мира разработаны, приняты и действуют национальные программы охраны окружающей среды. Вначале реализация этих программ была направлена на ликвидацию последствий накопленного загрязнения, а меры, предусмотренные в них, касались, прежде всего, негативных итогов производственной деятельности и почти не касались первопричин деградации окружающей среды.
Государственное вмешательство в природопользование в развитых странах имеет довольно ощутимый характер. Созданы иерархические системы управления, в которых выделяют цели природоохранной политики, её объекты, а также уровни осуществления. В основу проведения экологической политики и ее финансирования в большинстве развитых странах был положен принцип нормативного качественного состояния окружающей среды, который достигается путем установления стандартов на загрязнение различного рода.
Переход к этим стандартам обеспечивается соответствующей налоговой политикой, носящий как карательный, так и щадящий, стимулирующий характер, использованием дотаций, льготного кредитования, введением в практику систем торговли загрязнениями или платежей за их нормативный и сверхнормативный уровни, штрафы. В настоящее время важно сохранить все положительное из этого опыта, имея в виду то обстоятельство, что в течение ближайших лет страны с развивающейся экономикой будут испытывать серьезные ограничения в средствах, которые можно было бы использовать для прямых природоохранных мероприятий. В условиях сложного социально- экономического положения всегда будет существовать соблазн экономии на природозащитных затратах.
Во многих развивающихся странах разработано законодательство, учреждены государственные органы по окружающей среде, стали создаваться программы сохранения экосистем, повышения их биопродуктивности, разрабатываются стандарты и нормы загрязнения.
В настоящее время существует несколько форм международного сотрудничества в сфере решения глобальных экологических проблем.
1. Деятельность в сфере охраны окружающей среды следующих специализированных учреждений ООН: ЮНЭП, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, ВМО, МОТ, МАГАТЭ.
2. Работа региональных организаций, осуществляющих природоохранную деятельность: Евратом, Европейский совет, Европейское экономическое сообщество, Организация экономического сотрудничества и развития, Азиатско-Африканский юридический консультативный комитет и т.д.
3. Международные договоры, и конвенции в области охраны окружающей среды.
4. Международные экологические неправительственные организации: Международный союз по охране природы, Всемирный фонд охраны дикой природы, Римский клуб.
5. Международные конференции и соглашения по охране окружающей среды.
6. Экологические движения и политические партии экологической направленности.
- 1.Предмет, цели, задачи и методология экономики
- 2.Основные этапы развития экономики
- 3.Экономическая система и основы ее функционирования
- 5. Собственность
- 6. Разгосударствление и приватизация
- 7. Предпринимательство
- 8.Формы предпринимательства
- 12. Рынок
- 13. Типология рынка. Типы
- 15.Монополии
- 16. Государственное регулирование
- 19. Рыночная цена
- 21. Потребительский выбор. Закон убыв.Предельной полезности
- 23. Факторы производства
- 25.Предельные издержки. Экономическое равновесие
- 27. Зарплата.
- 28.Безработица.Регулирование рынка труда.
- 29.Процент и рынок капитала. Дисконтирование.
- 31. Прибыль
- 32. Макроэкономические показатели
- 33. Сс и сп. Равновесие.
- 34.Экономические функции государства.
- 35.Государственное регулирование экономики и его инструменты. Пределы гос.Вмешательства.
- 36. Деньги
- 37. Денежное обращение.Денежная система.Денежная масса.
- 38. Инфляция
- 39.Финансы и финансовая система.Финансовая политика.
- 40. Гос.Бюджет. Система бюджетов. Дефицин. Гос.Долг
- 41. Налоги. Принципы налогообложения.
- 41.Налоговая система России. Оптимизация системы
- 43. Кредитная система. Цб
- 44. Коммерч.Банки. Капитал, прибыль банков.
- 45. Ценные бумаги.
- 46. Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа.
- 47.Социальная политика. Доходы населения и уровень жизни.
- 48.Мировое хозяйство:черты и тенденции развития.
- 49.Мировая торговля.
- 50.Мировой рынок ссудного капитала.
- 51. Валютная система и Валютный курс
- 52.Мирохозяйственные связи и проблемы международного регулирования.
- 53.Экономический рост. Факторы роста.
- 54.Цикличность развития экономики. Понятие цикла., фазы
- 55.Глобальные экономические проблемы цивилизации.
- 56. Перспективы международного сотрудничества и роль общественно-политических организаций в решении глобальных экономических проблем.