logo
Экономика Шпоры

13. Типология рынка. Типы

рынок – сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хоз. связей включая контакты с участником посредника.

Неразвитый рынок характеризует тем, что рыночные отношения носят случайный характер. Свободный рынок характер-ся: а) неограниченным числом участников рыночных отношений и свободная конкуренция м/у ними; б) абсолютно свободный доступ любой хоз. деятельности; в) абсолютная мобильность факторов производства; г) абсолютная информированность о рынке; д) абсолютная однородность одноименных товаров; е) ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать непоср. влияние на решение другого не-эк. методами; ж) цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции; з) отсутствует монополизм и гос. регулирование. Недостатки этого типа: Рынок приводит к дифференциации уровня жизни; Механизм своб. конкуренции не обесп. экономику нужным кол-вом денежной массы для развития производства; Рынок не в состоянии обесп. общество услугами в которых нуждается любой человек и от кот. никто не получает прибыль; Рынок не реализует научно-технические достижения для фундам-ых исследований НиТ, кот. .необх. для развития общ.. Регулируемый рынок подчиненный особому порядку, когда гос-во стремится смягчить удары рынка по интер. отд. членов общ., но не на столько чтобы свести на нет мотивацию к творческому неинициативному труду и риску хоз. деят.

Деформированный рынок – чрезмерная централизация, монополизм, несбалансированность спроса и предложения, безудержная инфляция, расцвет теневой экономики, отсутствие у потребителя права выбора товара.

14. Конкуренция – способ отношения между производителями, основанный на соперничестве по поводу доступа к дешёвым рынкам сырья, раб.силе, а также степени влиянияна рынке.

Типы: совершенная, несовершенная.

Бывает: добросовестная – ценовая, реклама, повыш.кач-ва продукции, благотворит.акции

Недобросовестная – шпионаж, недобросов.реклама, сокрытие финанс.инфо, подделка бренда, марки

Конкуренция на рынке имеет свои функции: -Выявление или установление рыночной стоимости товара; Выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда; -Регулирование перелива средств между отраслями и производствами.