Антикризисное (антициклическое) регулирование.
Существуют различные взгляды на причины циклических колебаний, однако несмотря на значительный разброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно выделить два направления регулирования: неокейнсианство и неоконсерватизм, развившееся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения. Для наглядности можно представить их различие в виде таблицы:
В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которое можно использовать для этих целей.
Например, сторонники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).
Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Главным образом это вопрос объема денежной массы и его регулирования.
По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах - в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.
Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний.
В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете - и производства.
Что же происходит в обратном случае, то есть в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.
Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к сглаживанию покупательской способности, а значит, и спроса, что ведет в конечном счете к некоторому спаду экономической активности
В общем и целом о политике, которую должно проводить государство в целях сглаживания циклических колебаний, можно сказать, что в период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева» экономики стремится сдерживать деловую активность.
- Современные вызовы экономического развития экономики.
- 2. Глобализация как современный вызов и новый феномен конца хх - начала ххi вв. К понятию «глобализация».
- 3. Эволюция государственно оформленных рыночных систем. Стадии эволюции.
- 5. Глобализация мировой экономики как переход эволюции на качественно новую ступень - формирование единой мировой сетевой рыночной экономики – геоэкономики
- 6. Интернационализация и глобализация. Стадии глобализации.
- 7. Направления глобализации: транснационализация и регионализация.
- Формы проявления глобализации
- Государство и субъекты рыночной системы.
- Возникновение государственного регулирования в рациональном смысле в рыночных системах. Государственное регулирование как настраивающий блок
- Антимонопольное регулирование.
- Антикризисное (антициклическое) регулирование.
- Социальное регулирование.
- Микрорегулирование.Регулирование «внешних эффектов» и решение проблемы «безбилетника». Регулирование асимметричной информации.
- 15. Формы государственного регулирования
- 18. Структурная политика
- 19. Инвестиционная политика
- 22. Внешнеэкономическая политика.
- 23. Научно-техническая и инновационная политика.
- 24. Налоговая политика
- 25. Бюджетная политика
- 26. Пирамида целей экономической политики. Реализация экономической политики.
- Инструменты реализации экономической политики
- Классификация методов экономической политики
- Административные меры
- Экономические меры
- Институциональные меры
- 29. Открытая экономика. Формирование новой экономической политики и неоконсерватизм
- 30. От государственного регулирования к государственно-частному партнерству. Формы гчп
- 31. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере
- 32. Эволюция теорий макроэкономической политики. Позитивная и нормативная теории экономической политики;
- 33. Базовая теория экономической политики я.Тинбергена
- 34. Эффективная рыночная классификация р.Манделла
- 44. История взаимодействия Беларуси и Европейского союза.
- 45. Трансформация роли государственного регулирования в Республике Беларусь и необходимость формирования внешней экономики.