Антимонопольное регулирование.
Антимонопольное регулирование — это комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование подразумевает регулирование степени концентрации и монополизации производства, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование, воздействие на стратегии предприятий.
Монопольная власть может представлять опасность связанную с неоправданным завышением цен на продукцию монополий и чрезмерным занижение цен на сырье для фирмы монополиста. Для большинства монополий свойственны тенденции к бюрократизации и неэффективности (когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек). Для монополистического рынка характерна неэффективность в распределении ресурсов. Влияние монополий может усиливать дифференциацию доходов, что в свою очередь оказывает негативное влияние на общество и чревато социальными конфликтами. В силу всего перечисленного в развитых странах существует антимонопольное регулирование экономики.
В странах Запада государство активно регулирует хозяйственную деятельность монополий и олигополии. Оно стремится не допустить чрезмерного влияния монополий и олигополии в экономике, а также снизить негативное воздействие на общество. Основой подобного регулирования является антимонопольное (антитрестовское) законодательство.
Антимонопольное законодательство — это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм. Все эти меры направлены на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.
Современное антимонопольное регулирование со стороны государственных органов можно свести к трем группам мер:
Первая группа мер — административно-правовое воздействие в виде:
запрета монополии в какой-либо отрасли хозяйства;
роспуска существующих монополистических объединений;
расчленения монополий на ряд самостоятельных производств.
Вторая группа мер — административно-экономическое воздействие, направленное на:
преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию (завышение цен, не обусловленное издержками производства);
преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию товаров путем использования рекламы;
запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.
Третья группа мер — экономическое воздействие, проводимое государством:
использование разных приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;
поощрение выпуска товаров-заменителей. Разнообразие товаров личного и производительного потребления снижает спрос на товары монопольного производства;
расширение рынка за счет установления международных экономических связей и увеличения импорта; распространение научных и технологических знаний.
- Современные вызовы экономического развития экономики.
- 2. Глобализация как современный вызов и новый феномен конца хх - начала ххi вв. К понятию «глобализация».
- 3. Эволюция государственно оформленных рыночных систем. Стадии эволюции.
- 5. Глобализация мировой экономики как переход эволюции на качественно новую ступень - формирование единой мировой сетевой рыночной экономики – геоэкономики
- 6. Интернационализация и глобализация. Стадии глобализации.
- 7. Направления глобализации: транснационализация и регионализация.
- Формы проявления глобализации
- Государство и субъекты рыночной системы.
- Возникновение государственного регулирования в рациональном смысле в рыночных системах. Государственное регулирование как настраивающий блок
- Антимонопольное регулирование.
- Антикризисное (антициклическое) регулирование.
- Социальное регулирование.
- Микрорегулирование.Регулирование «внешних эффектов» и решение проблемы «безбилетника». Регулирование асимметричной информации.
- 15. Формы государственного регулирования
- 18. Структурная политика
- 19. Инвестиционная политика
- 22. Внешнеэкономическая политика.
- 23. Научно-техническая и инновационная политика.
- 24. Налоговая политика
- 25. Бюджетная политика
- 26. Пирамида целей экономической политики. Реализация экономической политики.
- Инструменты реализации экономической политики
- Классификация методов экономической политики
- Административные меры
- Экономические меры
- Институциональные меры
- 29. Открытая экономика. Формирование новой экономической политики и неоконсерватизм
- 30. От государственного регулирования к государственно-частному партнерству. Формы гчп
- 31. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере
- 32. Эволюция теорий макроэкономической политики. Позитивная и нормативная теории экономической политики;
- 33. Базовая теория экономической политики я.Тинбергена
- 34. Эффективная рыночная классификация р.Манделла
- 44. История взаимодействия Беларуси и Европейского союза.
- 45. Трансформация роли государственного регулирования в Республике Беларусь и необходимость формирования внешней экономики.