34. Эффективная рыночная классификация р.Манделла
Роберт Манделл поставил проблему выбора экономической политики иначе, чем Тинберген. Он предположил, что в реальной действительности различные инструменты, как правило, находятся под контролем различных правительственных органов. Например, денежная политика может находиться в компетенции центрального банка, а фискальная — в компетенции исполнительной власти: Предположим, что эти органы не координируют свою политику, как предполагал Тинберген, а по разным политическим или институциональным соображениям предпочитают самостоятельно выбирать необходимые политические меры. Существует ли путь к решению проблемы выбора оптимальной политики в условиях, когда разработка политики и проведение ее в жизнь ведутся децентрализованно, т.е. когда каждый инструмент находится под контролем определенного органа власти и различные органы власти не координируют непосредственно свои действия?
Манделл предложил следующее решение этой проблемы. Он установил условия, при которых каждый инструмент может быть "приписан" к одному из целевых показателей, а также правило регулирования действия инструмента при отклонении целевой переменной от ее оптимального значения. Манделл показал, что если цели правильно привязаны к инструментам, то оптимальный пакет политических мер может быть выполнен и в условиях децентрализованного принятия решений. Привязывание инструментов экономической политики к целям, на которые эти рычаги оказывают наибольшее влияние, Манделл назвал принципом «эффективной рыночной классификации». По сути, это означает, что каждая цель должна быть "приписана" к тому инструменту, который оказывает на нее наиболее сильное влияние и, таким образом, имеет сравнительные преимущества с точки зрения регулирования целевого показателя.
В каждом случае выстраивается ряд — целевой показатель —
инструменты — орган, к которому данная цель «приписана». Орган приписки располагает как бы преимущественным воздействием.
Анализ использования «классических» инструментов регулирования для достижения общего равновесия был проведен американским экономистом Р. Манделлой. При исследовании соответствия рычагов экономической политики определенным целям он руководствовался «принципом Тинбергена», согласно которому для достижения данного количества независимых целей экономической политики (например, полной занятости, стабильности цен и т. п.) должно быть по крайней мере равное число инструментов '. Рассматривая проблему общего равновесия, Манделл предполагает существование фиксированных валютных курсов, отсутствие таможенных ограничений, валютного контроля и других барьеров на пути движения товаров и капитала. Эти предположения позволили ему абстрагироваться от ряда существенных факторов, являющихся неотъемлемой частью государственно-монополистического механизма, что, конечно, не могло не отразиться на практическом применении его теории. Широко используя метод графического анализа, Манделл пытался доказать, что проблема общего баланса будет решена только в том случае, если денежная политика направлена на поддержание внешнего баланса, а налоговые и бюджетные рычаги — на достижение внутреннего равновесия. ???Применение финансовых орудий для восстановления равновесия платежного баланса приводит к углублению диспропорций во внешней сфере, а денежная политика, ориентирующаяся на поддержание темпов экономического роста, усугубляет экономические трудности в стране.
Руководство принципом «эффективной рыночной классификации» при реализации экономической политики должно способствовать правильному ориентированию мероприятий правительства и повысить их эффективность. Итогом теоретических построений Манделла явилась концепция «смешанной политики», т. е. использование комплекса денежно-кредитных и финансовых инструментов, которые по принципу «эффективной рыночной классификации» были бы направлены на достижение различных целей экономической политики. По мнению Манделла, для успешного решения поставленных задач необходимо дифференцированное и синхронное использование рычагов денежно-кредитного и финансового характера, которые должны привести к балансированию внутренней и внешней экономики.
Концепция «смешанной политики» имеет существенные недостатки. Воздействуя на уровень потребления и спроса в стране, денежная и финансовая политика, в конечном счёте стабилизирует торговый баланс. Однако если рассматривать одновременно движение товаров и капитала, денежная политика направляется главным образом на регулирование перемещения капитала, а финансовая — на регулирование экспорта и импорта товаров. Повышение процентных ставок стимулирует приток иностранного и сдерживает отлив национального капитала.
36.
Американский экономист Роберт Лукас, профессор Чикагского университета выступил в 1976 г. с монографией «Эволюция экономической политики». Критика Лукаса основывается на утверждении о наивности попыток предсказания последствий изменения экономической политики только на основе взаимоотношений показателей в имеющихся исторических данных.
Основная идея возникла до рассмотрения этого вопроса Лукасом (похожие идеи выражены в законе Кэмпбелла и в законе Гудхарта), однако статье 1976 года Лукас сумел доказать, что эта простая идея сделала несостоятельным рекомендации в отношении экономической политики, основанные на заключениях, следующих из крупномасштабных макроэкономических моделей. Из-за того, что параметры таких моделей не были структурными, то есть не безразличными к экономической политике, они должны были бы обязательно поменяться при изменении политики (правил игры). Поэтому выводы об экономической политике, основанные на таких моделях, могли бы быть обманчивыми. Это заключение поставило под вопрос господствующие крупномасштабные эконометрические модели, которые были не достаточно основаны на динамической экономической теории. Лукас подытожил эти критические замечания:
«Принимая во внимание, что структура эконометрической модели заключается в правилах оптимальных решений экономических агентов, и что правила оптимальных решений систематически меняются при изменениях структуры последовательностей, важных для принимающего решения, следует то, что любые изменения политики будут систематически изменять саму структуру эконометрических моделей».
Критика Лукаса предполагает то, что если мы хотим предсказать последствия опробования экономической политики, нам следует заложить в модель «глубокие параметры» (связанные к предпочтениями, технологией и ограничениями ресурсов), которые определяют индивидуальное поведение. Это позволяет впоследствии предсказывать то, как будут вести себя отдельные люди, принимая во внимание изменения политики, а затем обобщать решения отдельных людей для вычисления макроэкономических последствий изменения политики.
Критика Лукаса оказалась важной не только потому, что поставила под сомнение многие существующие модели, но также потому, что подтолкнула специалистов по макроэкономике к созданию микроэкономических оснований для своих моделей. До Лукаса всегда считалось, что микроэкономические основания являлись желательными, но он убедил многих экономистов в том, что они были необходимыми. Сторонники теории реальных экономических циклов, начиная с Финна Кидланда и Эдварда Прескотта, сосредотачиваются на изучении использования микроэкономических оснований для разработки макроэкономических моделей.
37. ТНК – главный фактор глобализации.
Важным компонентом процесса интернационализации и одним из основных источников глобализации является транснационализация, в рамках которой значительная доля производства, потребления, экспорта, импорта и дохода страны зависит от международных центров за пределами данного государства. В качестве ведущей силы здесь выступают транснациональные компании (ТНК), которые сами одновременно являются и результатом, и главными движущими силами интернационализации. Таким образом, наряду с государствами, остающимися основными действующими лицами в современной глобальной экономике, огромную роль в ней играют транснациональные корпорации.
ТНК производят и продают товары и услуги за национальные границы; они распространяют идеи, вкусы, стандарты и технологии по всему миру; они планируют свои операции в глобальных масштабах, но при этом сохраняют свой национальный характер. Под транснациональными компаниями чаще всего понимают фирмы, которые контролируют производственные активы более чем в одной стране. Материнские компании в странах базирования приобретают зарубежные активы, инвестируя в дочерние компании или филиалы в принимающих странах. Такой тип инвестирования предусматривает права на управление и контроль и рассматривается как прямые зарубежные инвестиции.
Компании не являются ТНК, если они просто торгуют за рубежом или выступают партнерами иностранных фирм. Существует несколько путей получения компанией статуса ТНК. Например, если: 1) компания имеет много аффилятов или филиалов за рубежом; 2) она действует в большом количестве стран мира; 3) доля прибыли или других доходов, полученных за рубежом, высока относительно всех доходов; 4) ее работники, акционеры и менеджеры из многих разных стран; 5) ее зарубежные операции - это не только продажи, но и производство, исследования, разработки.
Комиссия ООН по ТНК в свое время давала такое определение транснациональным корпорациям - это компания:
- включающая единицы в двух или более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности;
- оперирующая в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один или более руководящий центр;
- в которой отдельные единицы связаны между собой посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими.
Растущее присутствие ТНК в мировой экономике доказывает их роль как агентов глобализации. Они доминируют в настоящее время практически во всех сферах международных экономических отношений, а их число стремительно растет. К 1988 г. их насчитывалось около 19 тыс., они контролировали 25-30% ВВП всех стран с рыночной. В начале 90-х гг. их число выросло до 37 тыс. ТНК и примерно 900 тыс. зарубежных филиалов. В результате этой экспансии почти 40% сегодняшних мировых потоков товаров и услуг носят внутрикорпорационный характер.(2011 год)
Через ТНК и транснациональные банки (THБ) проходят финансовые и товарные потоки, определяющие развитие мировой экономики. Экономически процессы транснационализации обусловлены главным образом возможностью и необходимостью перелива капитала из стран с его относительным избытком в страны с его дефицитом, где, однако, имеются другие факторы производства (труд, земля, полезные ископаемые, энергоресурсы, технологии), которые не могут быть рационально использованы в воспроизводственных процессах из-за нехватки капитала.
ТНК - это основные экспортеры капитала в форме прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ). Вывоз капитала и делает, по определению, компанию транснациональной. Несмотря на колебания в отдельные годы, ПЗИ росли гораздо быстрее, чем международная торговля. ТНК контролируют до половины мирового промышленного производства. Две трети мировой торговли осуществляется ТНК: почти 40% мирового товарооборота - это внутрифирменные поставки ТНК, еще одна треть - продажи ТНК третьим фирмам, а остальное - торговля между фирмами, не относящимися к ТНК. Еще более важно, что ТНК владеют примерно 80% всех действующих в мире патентов и лицензий на новую технику, технологию, ноу-хау, т.е. важнейшим фактором производства, определяющим конкурентоспособность товаров.
38.
Экономическая политика в области организационно-технологического взаимодействия между предприятиями (аутсорсинг, аутстаффинг, субконтрактинг, кластеризация и т.п.)
1)Аутсо́рсинг (от англ. outsourcing: (outer-source-using) использование внешнего источника/ресурса) — передача организацией на основании договора определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года). Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания.
Главным источником экономии затрат с помощью аутсорсинга является повышение эффективности предприятия в целом и появление возможности освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления, или сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания.
Аутсорсинг позволяет компании-заказчику сократить издержки и значительно снизить трудоёмкость и затраты на эксплуатацию информационных систем и приложений, сконцентрироваться на основных бизнес-процессах компании, не отвлекаясь на вспомогательные.
Выгоды:
сокращение и контроль издержек (как правило дешевле, чем зарплата штатной единице)
экономия на налогах на зарплату штатной единице (иногда)
освобождение внутренних ресурсов компании для других целей (возможен синергетический эффект)
увеличение качества получаемых продуктов или услуг:
фокусирование компании на основной деятельности (как фирмы-заказчика, так и исполнителя — здесь также возможен синергетический эффект)
использование специализированного оборудования, знаний, технологий
использование конкуренции на рынке исполнителя
сокращение влияния неуправляемых факторов (нехватка комплектующих)
разделение и частичная передача другой компании рисков
дополнительный доступ к финансам (на фондовом рынке) — повышение инвестиционной привлекательности фирмы
Недостатки:
уровень профессионализма сотрудников аутсорсинговой компании — аутсорсера (как исполнителя, так и его руководителя) может оказаться недостаточным для выполнения работ или оказания услуг на должном уровне,
недостаточность рычагов управляющего воздействия, что может привести к снижению эффективности процессов и увеличению затрат на обслуживание,
наличие рисков нарушения сохранности имущества, безопасности и утечки сведений конфиденциального характера, в результате предоставления нерегулируемого доступа к документам, данным и материальным ценностям предприятия
увеличение времени решения проблем в аварийных ситуациях, связанное с лишним передаточным звеном и согласованиями
Недостаточный уровень подбора кадровыми агентствами, где HR менеджеры часто способны подбирать неквалифицированную рабочую силу, но часто не способны оценить квалификацию соискателя на место «синего воротничка»
Большая текучесть персонала
Штатный сотрудник (за счёт рабочего общения с коллегами) способен своевременно выявлять некоторые ошибки (как ошибка в получателе корреспонденции), а иногда проинформировать клиента о новинках, при том что внештатный обычно выявляет только «шаблонные» ошибки, которые являются менее критичными.
Одним из первооткрывателей аутсорсинга считается всемирно известная фирма Kodak. В начале 90-х годов прошлого века руководство компании пришло к неожиданному решению — достижение мирового лидерства в сфере высоких технологий не является основной целью компании. В результате, топ-менеджеры решили передать все IT-звено компании IBM, которая как раз и стремилась к лидерству в упомянутой сфере. Процесс, как и предполагалось, оказался взаимовыгодным. Kodak обеспечила себе отличное обслуживание информационных систем, а IBM получила очень выгодный долгосрочный контракт. Сотрудники IBM получили возможности дальнейшего повышения квалификации.
Ещё одним примером внедрения аутсорсинга является иллюстрация современной стратегии развития компании Nike. Она пошла ещё дальше, передав на аутсорсинг производство спортивной одежды, распространение и реализацию. Сама же компания оставила за собой лишь дизайн производимой одежды и управление патентами, товарными знаками
2) Субконтрактинг (субконтрактация) — одна из форм производственного (промышленного) аутсорсинга, применяемый промышленными предприятиями для оптимизации производственных процессов. Заключается в том, что одно промышленное предприятие (контрактор) размещает на другом предприятии (субконтракторе) заказ на разработку или изготовление некоторой продукции, или на выполнение технологических процессов в соответствии с требованиями заказчика, позволяющее компании-контрактору выстроить более действенную и эффективную организационную структуру производства.
Применение механизма субконтрактации (субконтрактинга) позволяет головному предприятию (контрактору) избавиться от непроизводительных издержек на содержание недозагруженных производственных мощностей и сконцентрировать усилия на важнейших задачах — технологическом перевооружении, обновлении модельного ряда выпускаемой продукции. Субконтракторы (как правило, малые и средние предприятия), выполняя работы по субконтрактам, достигают высокого уровня загрузки оборудования и высокой производительности. Применение механизма субконтрактации позволяет оптимизировать процесс производства и существенно повысить конкурентоспособность, как на уровне предприятия, так и на уровне региона.
3) Краудсо́рсинг (англ. crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») — передача определённых производственных функций неопределённому кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключение трудового договора.
Сильные стороны:
Доступ к талантливым кадрам по всему миру
Меритократия: значение имеет только конкретный продукт. Национальная принадлежность и профессиональная квалификация не важны.
Примеры использования краудсорсинга в мире:
Публикация фото преступников в СМИ для опознания и поиска.Такая практика популярна по всему миру. В ряде случаев объявляется вознаграждение за сообщение любой полезной информации.
Threadless (англ.) — компания по производству футболок из Чикаго. Процесс разработки дизайна состоит исключительно из проведения он-лайн конкурса. Каждую неделю компания получает сотни идей от любителей и профессиональных художников. Threadless публикует эти рисунки на своём сайте, и каждый зарегистрировавшийся пользователь может оценить ту или иную футболку. Каждую неделю в производство запускается от четырёх до шести наиболее популярных дизайнов, но только после того, как достаточно покупателей сделают предварительные заказы, чтобы не потерпеть убытков.
Победители каждой недели получают $ 2 тыс. и различные призы, однако настоящей мотивацией является желание увидеть свою работу запущенной в производство и, возможно, носимой на публике. На этикетке каждой футболки Threadless печатает имя разработчика. С точки зрения Threadless — компании не нужно нанимать команду дизайнеров, при этом она вкладывает деньги только в проверенные, предварительно заказанные дизайны, а это значительное снижение риска.
4) Инсорсинг – англ. Insourcing, передача проекта работнику или отделу внутри компании вместо того, чтобы нанять внешнего исполнителя или компанию для выполнения этой работы. В то время как аутсорсинг для компании обычно считается возможностью экономить деньги, иногда экономически более выгодно выполнять некоторые функции за счет внутренних ресурсов.В США к инсорсингу также относится использование находящихся в США филиалов иностранными транснациональными корпорациями. Осуществление инсорсинга этими компаниями способствует проведению научных исследований, капиталовложениям, экспорту и созданию новых рабочих мест. Хотя аутсорсинг часто рассматривается как отрицательный эффект глобализации, поскольку «забирает» американские рабочие места за границу в страны с более дешевой рабочей силой, он фактически работает в обоих направлениях, потому что он также «приносит» рабочие места в США из зарубежных стран.
5) Кластер (в экономике) (англ. cluster) — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.
Примеры кластеров:
Силиконовая долина в США,Европейский союз
Характерными признаками кластера являются:
максимальная географическая близость;
родство технологий;
общность сырьевой базы;
наличие инновационной составляющей.
39.
Государственное регулирование инновационного развития направлено на формирование экономических условий для выпуска инновационных продуктов и услуг с соответствии с приоритетами национальной экономики. Инновационное развитие тесно связано с экономическим ростом в стране и уровнем жизни населения. В мире наивысший уровень жизни в тех странах, где большая социальная ориентированность экономики тесно связана с инновационным развитием. В этих странах в структуре экономике преобладает инновационная деятельность.
40.
Вестфальско-подсдамский мировой порядок и государственно оформленные рыночные системы.
Договор в вестфале был подписан в 1648 году как итог тридцатилетней войны. Договор закреплял суверенитет стран, участвовавших в тридцатилетней войне, границы государств оставались относительно устойчивыми.
Подсдамский договор был подписан после второй мировой войны западными странами. Вторая мировая была самой разрушительной войной. В результате, ряд западных стран подписал мирное соглашение, устанавливающее их границы и суверенность.
Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем. Итогом этой эволюции является мировое разделение труда, миграции в масштабах всей планеты, переток капитала. Эволюция происходит главным образом благодаря деятельности ТНК.
41.
ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ (от англ. west-запад)-термин, означающий перенос структур, технологий и образа жизни западных (европейских) обществ в незападные.
Инициаторами вестернизации других стран были страны Западной Европы, она проходила преимущественно в форме колонизации. Западные ценности и структуры часто навязывались силой, т. к. у местного населения не было стимулов приобщаться к западному образу жизни. Череду завоеваний Западом остального мира начал Генрих-мореплаватель в Португалии. После освобождения от мавров на этот путь вступила Испания. С сер, 17 в. инициативу перехватила Англия и до последних десятилетий 19 в. она делила с Францией лидерство в этом отношении. Западные страны знакомили незападные народы с достижениями своей цивилизации, но одновременно, и в большей мере, использовали ресурсы колонизируемых стран, отрицая ценность их опыта.
Вестернизация как важнейшая и невиданная трансформация несла другим народам коренные изменения в политике, социальной сфере, экономике, культуре. Запад не считался с отсутствием готовности и склонности народов вестернизируемых стран к таким переменам. Капитализм превратил историю во всемирную. Общность судеб человечества могла быть описана с началом вестернизации не в виде абстрактного сходства или общего, закона развития, а как реальное проникновение обществ современного типа в традиционные. Походы за пряностями, богатствами, новыми землями убедили Запад в своем превосходстве и создали такие “эквиваленты общения” с другими, как западные ценности, менталитет, идеология, образ жизни и технология.
Наиболее распространенной реакцией на вестернизацию было сопротивление, а на более позднем этапе, по мере осознания преимуществ западного образа жизни сопротивление сменилось попытками идти по западному пути, но без насилия, своими темпами, в условиях изоляции, диктатуры или авторитарной власти. Россия и Оттоманская империя прошли этот путь от первоначального сопротивления до проведения контролируемой вестернизации.
Результатами вестернизации можно считать: автократический индустриализм в Латинской Америке—поддержание цивилизационных начал в условиях отсутствия демократии; создание стабильных полудемократий и квазидемократий в Азии; появление патерналистской полудемократии, нестабильных и хрупких демократических структур с преобладанием традиционных укладов в Африке. Варианту прямой вестернизации под патронажем одной из западных стран некоторые страны предпочитали “догоняющую модель”, когда западная цивилизация сознательно бралась за образец, которого они пытались достичь самостоятельно.
Во 2-й пол. 20 в. произошла замена носителя западных образцов, насаждаемых или перенимаемых другими странами мира в ходе их модернизации. Вместо Западной Европы им стали Соединенные Штаты Америки. Вестернизация по преимуществу означала уже американизацию. Последней не избежали и европейские страны. Понятие “вестернизация” связано с такими понятиями современных теорий социального развития и политического влияния, как диффузионизм, атлантизм, европоцентризм
42.
Суть современного мирового порядка выражается в разделении стран на богатые страны (это и есть одноцентричность,насколько я понял) (монополизировавшие высокие технологии и сконцентрировавшие мировой капитал) и бедные страны (находящиеся в кабальной финансовой и технологической зависимости от богатых, развитых стран). Второй чертой этого порядка является международная эксплуатация богатыми странами бедных. Третья черта – конкурентная борьба между странами – эксплуататорами за рынки сбыта, сферы вложения капитала, за долю прибыли.
Этот порядок мы называем глобальный транснациональный финансово-олигархический капитализм. Место Беларуси в нем – небольшой сырьевой придаток мировых эксплуататоров, находящийся в рядах эксплуатируемых мировым капиталом стран.
Современный мировой экономический порядок определяется экономической системой, характерной для ведущих экономических держав.
Международное разделение труда связывает все страны в единый экономический организм, где все зависят от всех. Высокотехнологичное производство сконцентрировано в двадцатке богатых стран. На долю остальных стран приходится сырьевое производство, экологически грязное производство и низко-технологичное производство. Экономические связи между странами реализуются через три канала: а)международную торговлю (экспорт- импорт), б)международные кредиты в)деятельность ТНК. Каждый из этих каналов при делении мира на богатые и бедные страны приносит прибыли богатым странам, делая их еще богаче, а бедных еще беднее. Естественно, что мировая торговля и мировой кредит контролируются и регулируются ведущими странами с целью сохранения режима эксплуатации ресурсов и народов отсталых стран.
Одноцентричность мирового порядка заключаются в доминировании США в мировой экономике. Доминирование выражается в самом большом ВВП в мире а также завязанностью практически всех экономик мира на американской валюте. США членствует практически во всех международных организациях, и имеет серьёзную власть над этими организациями. Это всё в совокупности позволяет США доминировать в мире. США может в любой момент начать войну под предлогом “нарушения демократических прав человека”, как это было в Ирак, Ливии и т.д. И поэтому всех мировым экономикам приходится считаться с позициями США.
.
43. Основными стратегическими направлениями развития экономики, включения ее в систему нового международного экономического порядка, по нашему мнению, должны стать следующие приоритеты и мероприятия.
Во-первых, необходима разработка на государственном уровне ясной и комплексной внешнеэкономической стратегии развития, под которой должна пониматься целенаправленная деятельность государства по достижению долгосрочных ориентиров экономического развития, определяемых пятилетними планами и программами с учетом достигнутого уровня социально-экономического развития страны. Внешнеэкономическая стратегия - это направление, главный вектор развития национальной экономики во взаимодействии с внешней мировой экономикой в самых разнообразных формах внутренней и внешне направленной интернационализации деловой активности.
Главной целью внешнеэкономической деятельности провозглашено создание благоприятных условий для повышения эффективности экономики, ее модернизации на основе углубления взаимодействия страны с мировым рынком. Основными направлениями ВЭД в прогнозируемом периоде должны стать расширение экспорта, рационализация объема и структуры импорта, углубление взаимодействия с мировым рынком, осуществление эффективной внешнеторговой политики, взаимоувязанной с макроэкономической и промышленной политикой, обеспечивающей динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры.
Во-вторых, важнейшим стратегическим приоритетом должно стать формирование благоприятного международного имиджа Республики Беларусь как страны, открытой внешнему миру, а получение более высоких страновых и кредитных рейтингов облегчит доступ к внешним заимствованиям недостающих ресурсов. Страна и ранее декларировала свою открытость путем создания свободных экономических зон (СЭЗ) и политикой привлечения иностранных инвестиций (ПИИ).
В-третьих, необходимо создание привлекательных условий в первую очередь для деятельности отечественных предпринимателей, а за ними потянется и иностранный капитал. При этом возможно реальное переплетение экономических интересов белорусского и иностранного бизнеса. Это позволит привлечь инвестиции и в финансовый и реальный сектор экономики.
В-четвертых, необходимо разработать стратегию привлечения и создания новых технологий для наращивания экспорта. В Беларуси до сих ощущается недостаток новых привлеченных из-за рубежа современных технологий, внедрение которых позволило бы существенно увеличить экспортный потенциал. При этом внешние источники финансирования для технического перевооружения практически не используются, а белорусские предприятия не располагают достаточными собственными средствами. А ведь изношенность основных фондов в промышленности — 65-70%
В-пятых, и самое болезненное, но необходимое в условиях мирового кризиса и возможно длительной рецессии — это свертывание неэффективных производств, теряющих сравнительные конкурентные преимущества на внешних рынках, перевод высвобожденных ресурсов в производства новых технологических укладов. Речь идет о долговременной структурной и технологической перестройке с учетом новых реалий. Государству необходимо избирательно поддерживать инновационные предприятия V и VI технологических укладов, которые обеспечат существенное приращение экспорта и экономический рост.
- Современные вызовы экономического развития экономики.
- 2. Глобализация как современный вызов и новый феномен конца хх - начала ххi вв. К понятию «глобализация».
- 3. Эволюция государственно оформленных рыночных систем. Стадии эволюции.
- 5. Глобализация мировой экономики как переход эволюции на качественно новую ступень - формирование единой мировой сетевой рыночной экономики – геоэкономики
- 6. Интернационализация и глобализация. Стадии глобализации.
- 7. Направления глобализации: транснационализация и регионализация.
- Формы проявления глобализации
- Государство и субъекты рыночной системы.
- Возникновение государственного регулирования в рациональном смысле в рыночных системах. Государственное регулирование как настраивающий блок
- Антимонопольное регулирование.
- Антикризисное (антициклическое) регулирование.
- Социальное регулирование.
- Микрорегулирование.Регулирование «внешних эффектов» и решение проблемы «безбилетника». Регулирование асимметричной информации.
- 15. Формы государственного регулирования
- 18. Структурная политика
- 19. Инвестиционная политика
- 22. Внешнеэкономическая политика.
- 23. Научно-техническая и инновационная политика.
- 24. Налоговая политика
- 25. Бюджетная политика
- 26. Пирамида целей экономической политики. Реализация экономической политики.
- Инструменты реализации экономической политики
- Классификация методов экономической политики
- Административные меры
- Экономические меры
- Институциональные меры
- 29. Открытая экономика. Формирование новой экономической политики и неоконсерватизм
- 30. От государственного регулирования к государственно-частному партнерству. Формы гчп
- 31. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере
- 32. Эволюция теорий макроэкономической политики. Позитивная и нормативная теории экономической политики;
- 33. Базовая теория экономической политики я.Тинбергена
- 34. Эффективная рыночная классификация р.Манделла
- 44. История взаимодействия Беларуси и Европейского союза.
- 45. Трансформация роли государственного регулирования в Республике Беларусь и необходимость формирования внешней экономики.