31. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере
Партнёрские отношения предполагают разрешение вопроса о распределении затрат на НИКОР между государством и производственным (частным) сектором экономики.
Соотношение участия государства и бизнеса в финансировании исследований и разработок прямо зависит от состояния экономики страны.
Формы участия государства в финансовом обеспечении инновационной деятельности:
Субсидирование
Льготирование
В последнее время наметилась тенденция к преимущественному применению льгот ( косвенное стимулирование) по сравнению с субсидиями и займами (прямое стимулирование).
Роль государства в активизации инновацционной деятельности:
Для условий Беларуси активизация инновационной деятельности должна обеспечиваться доминирующей ролью государства:
Увеличение доли расходов белорусского бюджета по статье «Наука и научное обслуживание» до уровня 2-4% и придания этой статье приоритетного характера;
Финансирование в полном объеме фундаментальных, прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок, проводимых в рамках национальных приоритетов научно-технической деятельности;
Выделение грантов для долевого финансирования исследовательских проектов, инициируемых наукоёмкими, высокотехнологичными предприятиями.
Доля государства в финансировании НИОКР должна быть эволюционно доведена до 70%.
Направления государственной поддержки частного производственного сектора в рамках ГЧП
необходимость предоставления белорусским предприятиям серьезных налоговых льгот при финансировании отечественных НИОКР и/или внедрении их результатов в производство (освобождение от налогов на прибыль и добавленную стоимость средства, направляемые на исследования и разработки, а так же производства, основанные на использовании инноваций);
максимальное сокращение налоговой льготы и преференций для предприятий, не проводящих активной политики технологического перевооружения;
освобождение от нологооблажения части прибыли банков, получаемой ими в результате предоставления долгосрочных кредитов под конкретные конкретные инновационные проекты и пр. Институциональный фундамент для пррименения принципов ГЧП
2. Свободные экономические зоны;
Торгово-промышленная палата;
Белорусская научно-промышленная ассоциация;
Ассоциация промышленников и предпринимателей;
Льготирование инвестиций в исследования и разработки;
Льготирование производства конкурентоспособной продукции;
Предоставление таможенных преференций на приобретение высокотехнологичного оборудования;
Использование внутренних резервов для создания фондов инновационного развития;
Привлечение иностранных инвестиций в основной капитал;
Переориентация промышленности с производства материалоёмкой на наукоёмкую продукцию, ускоренное развитие высокотехнологичных средств;
Содействие созданию инновационно активных форм организации и управления предприятием;
Формирование международных корпоративных альянсов;
Повышение уровня квалификации персонала для его соответствия новым организационно-экономическим и технологическим стандартам. Стратегические направления развития партнёрских отношений между государством и производственным сектором
Формирование благоприятных условий развития ГЧП, включая оптимизацию нормативного правового обеспечения;
Принятие системы мер по государственной поддержке и гарантиям цивилизационному бизнесу;
Участие государства в финансировании научно- технической деятельности и реализации инновацционных проектов;
Развитие эффективной инфраструктуры ГЧП, включая субъекты рынка ОИС;
Вовлечение общественности в формирование и обсуждение проектов ГЧП.
- Современные вызовы экономического развития экономики.
- 2. Глобализация как современный вызов и новый феномен конца хх - начала ххi вв. К понятию «глобализация».
- 3. Эволюция государственно оформленных рыночных систем. Стадии эволюции.
- 5. Глобализация мировой экономики как переход эволюции на качественно новую ступень - формирование единой мировой сетевой рыночной экономики – геоэкономики
- 6. Интернационализация и глобализация. Стадии глобализации.
- 7. Направления глобализации: транснационализация и регионализация.
- Формы проявления глобализации
- Государство и субъекты рыночной системы.
- Возникновение государственного регулирования в рациональном смысле в рыночных системах. Государственное регулирование как настраивающий блок
- Антимонопольное регулирование.
- Антикризисное (антициклическое) регулирование.
- Социальное регулирование.
- Микрорегулирование.Регулирование «внешних эффектов» и решение проблемы «безбилетника». Регулирование асимметричной информации.
- 15. Формы государственного регулирования
- 18. Структурная политика
- 19. Инвестиционная политика
- 22. Внешнеэкономическая политика.
- 23. Научно-техническая и инновационная политика.
- 24. Налоговая политика
- 25. Бюджетная политика
- 26. Пирамида целей экономической политики. Реализация экономической политики.
- Инструменты реализации экономической политики
- Классификация методов экономической политики
- Административные меры
- Экономические меры
- Институциональные меры
- 29. Открытая экономика. Формирование новой экономической политики и неоконсерватизм
- 30. От государственного регулирования к государственно-частному партнерству. Формы гчп
- 31. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере
- 32. Эволюция теорий макроэкономической политики. Позитивная и нормативная теории экономической политики;
- 33. Базовая теория экономической политики я.Тинбергена
- 34. Эффективная рыночная классификация р.Манделла
- 44. История взаимодействия Беларуси и Европейского союза.
- 45. Трансформация роли государственного регулирования в Республике Беларусь и необходимость формирования внешней экономики.