Институциональные меры
Институциональные меры предполагают создание, поддержание и развитие определённых общественных институтов. При этом под «институтом» понимается словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Наличие институтов означает существование в обществе преобладающего и устойчивого способа мышления или действия, который стал привычкой для определённых социальных групп или обычаем для народа. Примеры: «институт права», «институт собственности».
Различными вариантами распространения институциональных форм являются[7]:
структура органов исполнительной государственной власти, непосредственная задача которых — практическая реализация целей правительства;
формирование и поддержание объектов государственного сектора экономики, то есть государственной собственности;
разработка национальных экономических программ и экономических прогнозов;
поддержка исследовательских центров по экономике (имеющих разную форму собственности), институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, различных экономических советов и союзов, обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам экономики;
правовая, информационная поддержка негосударственных структур: предпринимательских и профессиональных союзов;
участие в различных формах экономической интеграции, организация регулярных международных встреч по экономическим вопросам (Большая семёрка, большая восьмёрка, большая двадцатка, АТЭС и другие).
Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и взаимодополняет другие. Система даёт эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и её составляющие не противоречат друг другу.
- Современные вызовы экономического развития экономики.
- 2. Глобализация как современный вызов и новый феномен конца хх - начала ххi вв. К понятию «глобализация».
- 3. Эволюция государственно оформленных рыночных систем. Стадии эволюции.
- 5. Глобализация мировой экономики как переход эволюции на качественно новую ступень - формирование единой мировой сетевой рыночной экономики – геоэкономики
- 6. Интернационализация и глобализация. Стадии глобализации.
- 7. Направления глобализации: транснационализация и регионализация.
- Формы проявления глобализации
- Государство и субъекты рыночной системы.
- Возникновение государственного регулирования в рациональном смысле в рыночных системах. Государственное регулирование как настраивающий блок
- Антимонопольное регулирование.
- Антикризисное (антициклическое) регулирование.
- Социальное регулирование.
- Микрорегулирование.Регулирование «внешних эффектов» и решение проблемы «безбилетника». Регулирование асимметричной информации.
- 15. Формы государственного регулирования
- 18. Структурная политика
- 19. Инвестиционная политика
- 22. Внешнеэкономическая политика.
- 23. Научно-техническая и инновационная политика.
- 24. Налоговая политика
- 25. Бюджетная политика
- 26. Пирамида целей экономической политики. Реализация экономической политики.
- Инструменты реализации экономической политики
- Классификация методов экономической политики
- Административные меры
- Экономические меры
- Институциональные меры
- 29. Открытая экономика. Формирование новой экономической политики и неоконсерватизм
- 30. От государственного регулирования к государственно-частному партнерству. Формы гчп
- 31. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере
- 32. Эволюция теорий макроэкономической политики. Позитивная и нормативная теории экономической политики;
- 33. Базовая теория экономической политики я.Тинбергена
- 34. Эффективная рыночная классификация р.Манделла
- 44. История взаимодействия Беларуси и Европейского союза.
- 45. Трансформация роли государственного регулирования в Республике Беларусь и необходимость формирования внешней экономики.