13.Стоимость, полезность и цена как элементы рыночного хозяйства.
Ценность — это денежная оценка потребителем полезности блага. Обычно она определяется потребителем так: к цене лучшего из доступных ему альтернативных товаров (цена такого товара называется ценой безразличия) потребитель прибавляет (вычитает) свою денежную оценку положительных и отрицательных отличий данного товара от базового (т.е. берущегося за базу). Ценность имеет синоним — стоимость. Оба термина взаимозаменяемы. Но в советской политической экономии термин «стоимость» имел другое значение, чем термин «ценность» в классической и современной экономической теории, термин «стоимость» означал, что потребитель определяет ценность товара (как говорят марксисты, потребительную стоимость товара) в конечном счете на основе затраченного на изготовление этого товара труда. Термин же «ценность», по их мнению, не подразумевал привязанность к трудовой теории (концепции) стоимости и означал приверженность к немарксистской экономической теории. В современной экономической литературе по отношению к благам формулируется понятие ценности, имеющее два аспекта: 1) оценку благ с точки зрения их полезности, способности удовлетворять определенные потребности человека;
2) оценку благ с точки зрения того, что стоит (во что обходится) их получение, т.е. с позиции вклада человека в процесс производства. Таким образом, ценность (стоимость) представляет собой синтез результатов и затрат, где результаты определяются как единство конкретной и абстрактной полезности, а затраты – как единство конкретного и абстрактного труда (шире: всех воспроизводимых и невоспроизводимых ресурсов, имеющих альтернативные возможности применения). В рамках трудовой теории стоимости четко различаются два свойства товара: потребительная стоимость и меновая стоимость Потребительная стоимость – это совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека (может служить пищей, быть одеждой или иным полезным предметом). Не всякая общественная потребительная стоимость является товаром, поскольку товар должен обладать еще одним свойством – свойством обмениваться на другой товар. Это свойство товаров называется меновой стоимостью. Меновая стоимость – это свойство товара обмениваться в определенных пропорциях на другие товары. То, что товары обмениваются в определенной пропорции, означает, что в них, независимо от их конкретной формы, имеется нечто общее. Общим объективным свойством товаров является то, что на их производство затрачен общественный труд: как потребительные стоимости товары различны, но как воплощение общественного труда они однородны. Общественный труд, воплощенный в товаре, составляет стоимость товара.
Полезностью- называется то удовлетворение, которое благо приносит потребителю. Определяя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление блага. Центральным моментом в теории предельной полезности является утверждение о том, что сведение стоимости к затратам неприемлемо. Ценность (стоимость) определяется степенью полезного эффекта, т.е. представителями теории предельной полезности была сделана попытка анализа экономических процессов с точки зрения потребителей. Ценой-- называется количество денег, за которое продается и покупается экономическое благо. Цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они сравнивают предложение и спрос на товар и устанавливают цену. Так как цена устанавливается на уровне, когда предложение товара равно спросу на него (предложение и спрос находятся в равновесии), то рыночная цена обычно является равновесной ценой. Но что стоит за спросом и предложением? Различные направления экономической теории предлагают различные ответы на этот простой, казалось бы, вопрос. Классическая экономическая теория полагала, что в основе цены, которая устанавливается в ходе обмена товара на другие ценности (меновая цена), лежат затраты на производство этого товара. Таким образом, цена товара определяется прежде всего издержками на его производство, т.е. платой за использованные экономические ресурсы. Неоклассическая теория в лице ее основателя Альфреда Маршалла предложила свой взгляд на цену и ценообразование. Подход Маршалла является синтезом классического и маржиналист-ского подхода к цене. Маршалл исходил из того, что Рикардо и Бем-Баверк сосредоточили свое внимание на различных сторонах одного и того же процесса — формирования ценности.
- 3.Экономическая система общества: понятие, структура, основные типы.
- 4. Собственность, ее сущность, типы и формы.
- 5. Социально-экономическое и юридическое содержание собственности. Объекты и субъекты собственности.
- 6. Реформирование отношений собственности при переходе к рыночной
- 7. Общественное производство, его структура и факторы.
- 8. Экономические ресурсы, их виды, классификация.
- 9. Ограниченность ресурсов и проблема экономического выбора.
- 10.Эффективность производства: понятие, показатели.
- 11.Этапы развития товарного производства. Формирование рыночной экономики.
- 12.Товар и его свойства.
- 13.Стоимость, полезность и цена как элементы рыночного хозяйства.
- 14.Деньги, их сущность и функции. Закон денежного обращения.
- 15.Рынок: понятие, виды, функции.
- 16.Структура и инфраструктура рынка.
- . Инфраструктура рынка Понятие инфраструктуры
- 17.Механизм функционирования рынка: спрос, предложение, цена.
- 18.Конкуренция, ее виды и формы. Механизм совершенной и несовершенной конкуренции.
- 19.Потребление, потребность и полезность. Закон предельной полезности.
- 20.Основы поведения потребителя: предпочтения и бюджетные ограничения. Кривые безразличия.
- 21.Фирма (предприятие) – основное звено в экономической системе общества. Классификация фирм (предприятий).
- 7.Производственный процесс. Постоянные и переменные факторы производства и их оптимальное сочетание.
- 10.Общий, средний и предельный продукт. Закон убывающей предельной производительности факторов производства.
- Закон убывающей предельной производительности
- 12.Издержки производства. Экономические и бухгалтерские издержки.
- 13.Постоянные и переменные издержки. Общие(валовые), средние и предельные издержки.
- 17.Доход фирмы. Общий, средний и предельный доход.
- 18.Чистый доход (прибыль) фирмы. Балансовая и экономическаяприбыль.
- 23.Особенности спроса и предложения на основные факторы производства (ресурсы).
- 24.Рынок труда. Спрос и предложение на рабочую силу.
- Спрос и предложение на рынке труда
- 27. Рынок капитала и особенности его функционирования. Капитал иссудный процент.
- 29.Инвестиции и их эффективность. Инвестиционная политика фирмы
- 32 Национальная экономика, ее цели и структура.
- 33.Национальный продукт и показатели его измерения.
- 34.Макроэкономическое равновесие, его сущность, основные признаки. Факторы, влияющие на макроэкономическое равновесие.
- 35.Макроэкономическая нестабильность и основные формы ее проявления.
- 36.Экономический цикл, его содержание и фазы.
- 37.Инфляция: сущность, причины, основные виды, социально-экономические последствия.
- 38. Занятость и безработица. Основные виды безработицы. Закон Оукена.
- 39. Финансовые отношения и финансовая система общества.
- 40. Налоговая система, ее сущность, основные элементы.
- 41. Сущность и принципы налогообложения. Виды налогов в Республике Беларусь.
- 43. Кредит: сущность, принципы и формы
- 44. Банковская система в рыночной экономике, ее сущность, уровни развития.
- 45. Экономический рост, его сущность, типы, основные источники
- 46)Государственное регулирование экономики, формы и методы. Экономическая политика государства.
- 48. Доходы населения в рыночной экономике. Проблема неравенства доходов.
- 50.Мировое хозяйство: сущность, структура, основные тенденции развития.
- 51.Мировой рынок: понятие, структура, особенности.
- 53.Международная торговля. Теория сравнительных преимуществ.
- 54.Торговые ограничения. Регулирование международной торговли. Международные торговые организации.
- Регулирование международной торговли на современном этапе
- 55.Вывоз капитала: сущность, причины, основные формы. Современные тенденции и экономические последствия вывоза капитала.
- Формы вывоза капитала
- 56.Международные валютные отношения и валютные системы. Мировой валютный рынок.
- 57.Международная миграция трудовых ресурсов: причины, последствия.
- Экономические последствия для стран, принимающих рабочую силу
- Экономические последствия миграций для стран-доноров
- 58.Глобальные проблемы современного мира.
- Глава 1.Понятие глобальных проблем.