logo
вопросы по эт

11.Этапы развития товарного производства. Формирование рыночной экономики.

Рынок - это объективное явление экономики, известное любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. Происходящие на рынках изменения интересуют и затрагивают даже тех, кому практически нечего терять. Дать исчерпывающее определение рынку трудно, которое позволило бы охватить все стороны столь сложного явления.

В теории существуют два подхода:

1) Рынок как особая экономическая система, способная воспроизводить и совершенствовать себя.

2) Рынок - как результат исторической эволюции хозяйственной системы конкретной страны или группы стран.

Каждый из названных подходов имеет свои возможности в изучении рынка как явления.

В целом рынок можно определить как систему экономических отношений по поводу купли-продажи товаров. В теории рынка особо выделяются три категории:

1- спрос;2- предложение;3- цены;

А также три основных субъекта рыночных отношений:

- покупатели; - продавцы;- производители товаров.

"Рынок - совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит в итоге к возможности обмена. В экономике рынок обеспечивает функции реализации товаров (услуг) и поддержки обратной связи между производителем и потребителем. Функции рынка можно очертить фазами распределения и обмена, соединяющими производство (на входе) с потреблением (на выходе). Процесс обмена приобретает рыночный характер, поскольку осуществляется на взаимовыгодных, эквивалентных началах. В рыночном процессе обмена любой человек скорее достигнет своей цели, если обратится к другим участникам обмена и сумеет доказать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он хотел бы получить от них. Именно таким путем люди получают максимум потребительских благ в условиях ограниченности ресурсов и разделения труда. Желаемого результата они достигают вовсе не потому, что благожелательно относятся друг к другу, а потому, что каждый человек преследует свои индивидуальные интересы. В рыночной организации экономики принято полагаться не на чувства людей, а на их рационализм. Участники рыночного обмена отнюдь не ставят цель содействовать общественной пользе. Участники обмена продуктами труда имеют в виду лишь свой собственный, индивидуальный интерес, преследуют лишь собственную выгоду. При этом "невидимая рука" направляет их к цели, которой они совсем не руководствовались в своих действиях. Преследуя собственные экономические интересы, люди зачастую более действенно служат интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремятся служить им.

Рыночная экономика возникла на определенном этапе развития человеческого общества, ее становление самым тесным образом связано с формированием капитализма и частной собственности.

Этот процесс начался в XVI в., хотя первые признаки стали проявляться немного раньше. Процесс формирования рынка характеризуется рядом важных моментов:

1) Его отличает несомненная прогрессивность, связанная с экономической свободой, новыми социальными перспективами определенных слоев населения;

2) Это насильственность процесса (все помнят процесс огораживания общинных пастбищ в Англии);

3) Участие государства в формировании условий для первоначального накопления капитала, в поощрении капиталистических мануфактур. Для экономической политики эпохи формирования рынка характерны протекционизм, обеспечение активного денежного и торгового баланса. Принцип свободы предпринимательства был сформулирован впервые только к концу этого периода А. Смитом в книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" в 1776 г.;

4) Вместе с рынком происходит формирование определенной идеологии, морали, психологии, специфического менталитета людей.

Переход к рыночной экономике в нашей стране был вызван необходимостью использования огромных возможностей, заложенные в рыночном координирующем механизме, прежде всего экономической эффективностью рыночной экономики, ее способностью к новациям, быстрым изменениям.

Раньше закономерности формирования рыночной экономики диктовали политику протекционизма, но в современных условиях перед нашей страной стоит задача преодоления изоляции от мирового хозяйства. Поэтому важно найти оптимальное сочетание этих двух на первый взгляд противоречивых задач.

Ученые выделяют следующие исторические этапы развития рыночной экономики:

- свободная конкуренция ;- массовое производство; - сбыт; - постиндустриализм.

Свободная конкуренция в экономике всегда проявлялась с ограничениями (зачастую значительными), по поводу чего П. Самуэльсон заметил: "Свободная конкуренция всем хороша, но она никогда не была испытана"'. Всегда что-нибудь ее ограничивало: либо остатки феодализма, либо разного рода диктатуры, либо войны, либо социальное давление.