logo
вопросы по эт

20.Основы поведения потребителя: предпочтения и бюджетные ограничения. Кривые безразличия.

Потребительское поведение – процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товара с учетом цен и личных средств. Поведение потребителя носит сугубо индивидуальный характер. При формировании спроса потребитель исходит из бюджетного ограничения – ограничения денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены покупки.   Ресурс потребления – товары, которые могут быть приобретены на денежные доходы. Ресурс потребления индивидуален. В основу предпочтений положена полезность. Существует 2 подхода к определению полезности: 1) кардиналистская – предполагает, что полезность можно измерить количественно  2) ординалистическая – основывается на: • множественность видов потребителей • ненасыщенность • транзитивность (разные возрасты) • субституция (взаимозаменяемые) • убывающая предельная полезность

Кривая безразличия – функция полезности, описывающая в каком порядке потребитель предпочитает ранжировать множество потребительских наборов, т.е. товаров и услуг. 3.Бюджетное ограничение Спрос потребителей ограничивается их доходами (бюджетным ограничением). Каждый потребитель в состоянии приобрести определенный потребительский набор, соответствующий по своей стоимости бюджетные ограничения. В целом бюджетное ограничение означает равенство всех расходов на приобретенное благо доходам потребителя.

Основные принципы теории поведения потребителя: 1) принцип свободного выбора и суверенитета потребителя 2) принцип рационального поведения человека в экономике 3) принцип редкости 4) принцип полезности 5) принцип убывания предельной полезности в потреблении 6) принцип учета дохода потребителя 7) принцип излишка потребителя

Кривая безразличия является графическим отображением набора безразличия. Кривая безразличия — совокупность наборов благ, обеспечивающих потребителю равный объем удовлетворения потребностей, т. е. приносящих ему одинаковую полезность. Взяв другие возможные сочетания благ, соответствующие различным величинам совокупной полезности, можно составить карту безразличия. Карта безразличия — совокупность кривых безразличия, соответствующих различным уровням полезности для одного потребителя и одной пары благ. Вкусы и предпочтения потребителя представляются картой кривых безразличия. Каждая следующая кривая безразличия, проходящая дальше от начала координат, предполагает относительно большую величину полезности.