12.Товар и его свойства.
Товар представляет собой конечный продукт вложенного в него труда, производимый для обмена на другие различные продукты, а не для собственного потребления. Любому товару свойственны натурально—вещественная форма, а также обладание социально—экономической характеристикой. Предназначение товара заключается в удовлетворении потребностей общества, а не самого производителя, т. о., товар обладает общественной потребительской стоимостью. Свойство товара, способное удовлетворить любую потребность человека, формирует потребительскую стоимость. В основном она находится в зависимости от естественных свойств товаров, и на нее не оказывает влияния величина труда по изготовлению данного товара. В процессе постоянного развития общество открывает более новые свойства товаров, что формирует существование потребительской стоимости во все времена по их производству. В случае, если товар не будет обладать потребительской стоимостью, он не будет реализован. Для того чтобы потребительская стоимость обрела форму товара, ей необходимо стать продуктом труда с целью производства для других людей либо она должна поступать в процессе обмена. Для полного становления потребительского товара обладания данной стоимостью недостаточно, необходимо иметь меновую стоимость. Меновая стоимость представляет собой товар, который способен обмениваться в фиксированной количественной пропорции на другие различные товары. Иначе говоря, соотношение известного количества потребительских стоимостей определенного вида товара на количество потребительских стоимостей другого вида образует меновую стоимость. При осуществлении обмена действует определенная закономерность, т. е. меновые соотношения вещей в среднем притягиваются к определенному уровню, предполагается их объективное равенство. Однако равенство, а также соизмерение вещей не являются их потребительской стоимостью, т. к. они разнородны и не равны между собой. Общей основой для всех товаров, участвующих в обмене, служит общественно затраченный труд на их изготовление, поскольку он делает их количество соизмеряемым. Создание стоимости товара возникает в производстве, а ее обнаружение – только в процессе обмена посредством сравнения различных вещей по отношению друг к другу меновой стоимостью. Свойство товара, лежащее у него внутри, является его стоимостью, а внешнее проявление путем обмена – меновой стоимостью. Товар обладает двойственностью: потребительской стоимостью и стоимостью, это было открыто ученым—экономистом К. Марксом. Данное обстоятельство объясняется двойственным характером труда, т. к. труд является и абстрактным, и конкретным. Абстрактный труд представляет собой труд человека, который не зависит от его определенной формы, т. е. это затраты мозга, сил, мускулов и т. д. Конкретный труд – это трудовые затраты, выраженные в целесообразной форме. Конкретный труд у каждого товаропроизводителя различен по виду труда, характеру выполняемых операций, а также по использованию средств производства. Труд любого производителя товара является составной частью общественно необходимого труда. Однако товаропроизводители, которые основываются на частной собственности, во многих случаях заблаговременно не знают о потребностях общества, т. о., они работают на собственном риске, и их труд является частным. Противоречивость характера между общественным и частным трудом исключается путем продажи товаров, но может возникнуть такое обстоятельство, что на товар не будет спроса и он станет невостребованным, в результате труд товаропроизводителя становится независимым от общественного и теряет свою стоимость.
- 3.Экономическая система общества: понятие, структура, основные типы.
- 4. Собственность, ее сущность, типы и формы.
- 5. Социально-экономическое и юридическое содержание собственности. Объекты и субъекты собственности.
- 6. Реформирование отношений собственности при переходе к рыночной
- 7. Общественное производство, его структура и факторы.
- 8. Экономические ресурсы, их виды, классификация.
- 9. Ограниченность ресурсов и проблема экономического выбора.
- 10.Эффективность производства: понятие, показатели.
- 11.Этапы развития товарного производства. Формирование рыночной экономики.
- 12.Товар и его свойства.
- 13.Стоимость, полезность и цена как элементы рыночного хозяйства.
- 14.Деньги, их сущность и функции. Закон денежного обращения.
- 15.Рынок: понятие, виды, функции.
- 16.Структура и инфраструктура рынка.
- . Инфраструктура рынка Понятие инфраструктуры
- 17.Механизм функционирования рынка: спрос, предложение, цена.
- 18.Конкуренция, ее виды и формы. Механизм совершенной и несовершенной конкуренции.
- 19.Потребление, потребность и полезность. Закон предельной полезности.
- 20.Основы поведения потребителя: предпочтения и бюджетные ограничения. Кривые безразличия.
- 21.Фирма (предприятие) – основное звено в экономической системе общества. Классификация фирм (предприятий).
- 7.Производственный процесс. Постоянные и переменные факторы производства и их оптимальное сочетание.
- 10.Общий, средний и предельный продукт. Закон убывающей предельной производительности факторов производства.
- Закон убывающей предельной производительности
- 12.Издержки производства. Экономические и бухгалтерские издержки.
- 13.Постоянные и переменные издержки. Общие(валовые), средние и предельные издержки.
- 17.Доход фирмы. Общий, средний и предельный доход.
- 18.Чистый доход (прибыль) фирмы. Балансовая и экономическаяприбыль.
- 23.Особенности спроса и предложения на основные факторы производства (ресурсы).
- 24.Рынок труда. Спрос и предложение на рабочую силу.
- Спрос и предложение на рынке труда
- 27. Рынок капитала и особенности его функционирования. Капитал иссудный процент.
- 29.Инвестиции и их эффективность. Инвестиционная политика фирмы
- 32 Национальная экономика, ее цели и структура.
- 33.Национальный продукт и показатели его измерения.
- 34.Макроэкономическое равновесие, его сущность, основные признаки. Факторы, влияющие на макроэкономическое равновесие.
- 35.Макроэкономическая нестабильность и основные формы ее проявления.
- 36.Экономический цикл, его содержание и фазы.
- 37.Инфляция: сущность, причины, основные виды, социально-экономические последствия.
- 38. Занятость и безработица. Основные виды безработицы. Закон Оукена.
- 39. Финансовые отношения и финансовая система общества.
- 40. Налоговая система, ее сущность, основные элементы.
- 41. Сущность и принципы налогообложения. Виды налогов в Республике Беларусь.
- 43. Кредит: сущность, принципы и формы
- 44. Банковская система в рыночной экономике, ее сущность, уровни развития.
- 45. Экономический рост, его сущность, типы, основные источники
- 46)Государственное регулирование экономики, формы и методы. Экономическая политика государства.
- 48. Доходы населения в рыночной экономике. Проблема неравенства доходов.
- 50.Мировое хозяйство: сущность, структура, основные тенденции развития.
- 51.Мировой рынок: понятие, структура, особенности.
- 53.Международная торговля. Теория сравнительных преимуществ.
- 54.Торговые ограничения. Регулирование международной торговли. Международные торговые организации.
- Регулирование международной торговли на современном этапе
- 55.Вывоз капитала: сущность, причины, основные формы. Современные тенденции и экономические последствия вывоза капитала.
- Формы вывоза капитала
- 56.Международные валютные отношения и валютные системы. Мировой валютный рынок.
- 57.Международная миграция трудовых ресурсов: причины, последствия.
- Экономические последствия для стран, принимающих рабочую силу
- Экономические последствия миграций для стран-доноров
- 58.Глобальные проблемы современного мира.
- Глава 1.Понятие глобальных проблем.