3.2. Спрос и закономерности его изменения
Рыночный спрос – это то количество товаров и услуг, которое потребители хотят и в состоянии приобрести по любой из возможных цен за единицу времени в данных экономических условиях.
Взаимосвязь между ценой и количеством спрашиваемого продукта графически иллюстрируется кривой спроса и отражается в законе спроса.
Нисходящий наклон кривой говорит об обратной зависимости между ценой на товар и спросом на него. Кривая спроса обозначается английской аббревиатурой – D.
Закон спроса гласит: При снижении цены количество спрашиваемого товара увеличивается и, наоборот.
Рис. 3.2. Зависимость величины спроса от цены
Действие закона спроса объясняется:
действием закона убывающей предельной полезности. В любой данный момент времени каждый покупатель получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей приобретаемой им единицы продукта. Следовательно, покупатели покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается;
действием эффекта дохода. Снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату;
действием эффекта замещения. При более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже;
Итак, при изменении цены изменяется количество спрашиваемого продукта, то есть наблюдается движение по кривой спроса (рис. 3.3.).
Однако цена товара может оставаться неизменной, а спрос меняться. Происходит это под влиянием неценовых факторов спроса.
Неценовые факторы:
доход потребителя. Очевидно, что с ростом дохода спрос потребителя будет изменяться. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в обратной зависимости от изменения денежного дохода потребителя, называются товарами низшей категории;
вкусы и предпочтения покупателей;
инфляционные ожидания покупателей;
цены на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары. Если при росте цены на один товар спрос на другой снижается, то данные товары – взаимодополняющие. Если же при росте цены на один товар спрос на другой растёт, то данные товары – взаимозаменяемые;
число покупателей. Очевидно, что увеличение на рынке потребителей обуславливает повышение спроса, и наоборот.
Зависимость объема спроса от всех определяющих его факторов показывает функция спроса.
(1)
где Р – цена;
Z1, Z2, …Zn – неценовые факторы.
Не следует смешивать понятия «изменение спроса» и «изменение величины спроса».
Изменение одной или более детерминант спроса (неценовых факторов: потребительских вкусов, числа покупателей на рынке, денежных доходов, цен на другие товары или потребительских ожиданий) – вызывает изменение спроса.
увеличение спроса смещает кривую спроса вправо (от D1 к D2);
уменьшение спроса смещает кривую спроса влево (от D1 к D3).
Изменение цены продукта вызывает изменение величины спроса, ведет к перемещению от одной точки к другой на постоянной кривой спроса (рис. 16.).
Существование закона спроса не означает, что он всегда и при любых условиях проявляет свою сущность. Существуют исключения, когда объем спроса и цена данного товара связаны положительной зависимостью:
1) эффект Гиффена: рост спроса на товар происходит при повышении цены на него. Р. Гиффен (1837–1910) заметил, что в современной ему Англии «чем дороже становится хлеб, тем больше его покупали. Дело в том, что бедные слои населения в Англии имели очень низкий доход и жили в нищете. Повышение цен на хлеб – необходимый продукт питания – так сильно сказывалось на общей покупательной способности населения, что рабочие вынуждены были отказаться от покупки мяса и фруктов, которые были дороже хлеба. Хлеб стал почти единственным продуктом питания, поэтому его стали покупать в еще больших количествах. Эффект Гиффена имеет место при росте спроса на относительно дешевый товар, несмотря на то, что текущая цена на него повысилась;
Рис. 3.3. Изменение спроса и величины спроса
асимметричная информация, то есть ситуация, когда покупатели судят о качестве товара по его цене. Например, низкие цены «сигнализируют» покупателю о низком качестве товара или наоборот, высокие цены рассматриваются как сигнал высокого качества;
эффект Веблена (престижное потребление). Товар в этом случае покупается не столько за его качество, сколько за высокую цену, сама цена становится потребительским благом;
эффект ожидаемой инфляции. В период экономической нестабильности даже незначительное повышение цены товара инициирует инфляционные ожидания, что может привести к росту объема покупок.
- 1. Предмет и метод экономической теории
- 1.1. Этапы становления и развития экономической теории
- 1.2. Предмет экономической теории.
- Потребности
- Ресурсы
- 1.3. Методология экономической науки
- 2. Основные проблемы экономической организации общества
- 2.1. Производственные возможности общества
- Х, предметы потребления
- Абсолютные преимущества
- Сравнительные преимущества
- 0,67 Т зерна
- 1 Т сахара 1 т сахара 2 т зерна
- 2.2. Типы и модели экономических систем. Фундаментальные вопросы экономики
- 3. Рыночный механизм. Основы теории спроса и предложения
- 3.1. Понятие и составляющие рыночного механизма
- 3.2. Спрос и закономерности его изменения
- 3.3. Предложение и факторы его изменения
- 3.4. Рыночное равновесие и равновесная цена
- 3.5 Эластичность спроса и предложения
- 4. Теория потребительского поведения
- 4.1. Теория предельной полезности Полезность – это способность продукта удовлетворять те или иные потребности.
- Правило максимизации полезности
- 4.2. Бюджетные ограничения потребителя
- Кривая «доход-потребление»
- Кривые безразличия
- Бюджетные линии
- 5. Производство и издержки
- 5.1. Производственная функция фирмы.
- 5.2. Производство в краткосрочном и долгосрочном периоде.
- Капитал
- Экономическая прибыль и издержки производства
- Поэтому различают бухгалтерские и экономические издержки.
- Пример:
- Издержки в краткосрочный период производства
- Издержки производства в долгосрочном периоде
- 6. Определение цены и объема производства в условиях различных рыночных структур
- 6.1. Характеристика типов рыночных структур
- 6.2. Определение цены и объема производства
- Спрос на продукт конкурентного продавца
- Средний, валовой и предельный доход
- Спрос и доход фирмы в условиях чистой конкуренции
- 6.3. Чистая монополия: установление объема производства и цены.
- 6.4. Определение цены и объема производства в условиях олигополии
- 6.5. Определение объема производства и цен
- 7. Рынки факторов производства
- 7.1. Закономерности формирования спроса
- Эффект объема и эффект замещения
- Правило оптимального соотношения ресурсов
- Определения оптимального соотношения ресурсов
- 7.2. Рынок труда
- Предложение труда
- Эффект замены
- Эффект дохода
- Чистоконкурентный рынок труда
- Монопсония
- Дуополия
- 7.3. Рынок капитала: закономерности спроса и предложения;
- Амортизация
- Сложный процент
- 7.4. Рынок земли. Экономическая рента
- Спрос на землю
- Экономическая рента
- Единый налог на землю
- Дифференциальная рента
- Цена земли
- 8. Роль государства в рыночной экономике
- 8.1. Введение в макроэкономику
- 8.2. Экономические функции государства
- 8.3. Цели, направления и методы антимонопольного регулирования
- 8.4. Общественные блага и побочные эффекты
- Теорема Коуза
- 8.5. Общественный выбор и государственные решения
- 9. Основные результаты и показатели национальной экономики
- 9.1. Экономический кругооборот: равновесие и нестабильность
- 9.2. Измерение объема национального производства,
- 9.2.1. Внп: сущность и методы измерения.
- 9.2.2. Основные показатели системы национальных счетов
- 9.2.3. Номинальный и реальный ввп
- Уровень цен
- 10. Равновесный объем производства в классической и
- 10.1. Модель «совокупный спрос – совокупное предложение»
- 10.1.1. Понятие совокупного спроса.
- Эффект процентной ставки
- Эффект импортных закупок
- Неценовые факторы совокупного спроса
- 1) Потребительские расходы.
- Благосостояние потребителей
- Ожидания потребителей
- Задолженность потребителя
- 2) Инвестиционные расходы
- 10.1.2. Совокупное предложение.
- Кейнсианский (горизонтальный) отрезок
- Неценовые факторы совокупного предложения
- 10.1.3. Равновесие совокупного спроса и предложения
- 10.2. Классическая модель макроэкономики
- 10.3. Кейнсианская модель макроэкономики
- 10.4. Сравнительная характеристика кейнсианской и классической модели макроэкономики
- 10.5. Инструменты кейнсианской экономической теории.
- 10.6. Методы определения равновесного чнп в кейнсианской модели экономики
- 11. Экономические циклы и экономический рост
- 11.1. Экономические циклы: понятие, фазы, механизм развития, виды экономических циклов
- 11.2. Безработица
- 11.3. Инфляция
- 11.4. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Теория адаптивных ожиданий и теория рациональных ожиданий
- 11.5. Экономический рост
- 11.5.1. Типы экономического роста
- 11.5.2. Теории экономического роста
- Классическая динамика по а. Смиту и т. Мальтусу
- Неоклассическая модель
- Производственная функция Кобба-Дугласа
- Неокейнсианские модели
- Модель Домара
- Модель Харрода
- 12. Деньги. Банковская система.
- 12.1. Деньги: сущность, функции, особенности современного типа
- 12.2. Равновесие на денежном рынке
- 12.3. Банковская система и денежное предложение
- Коммерческие банки
- 12.4. Денежно-кредитная политика: сущность, цели, инструменты
- Денежный рынок в классической и кейнсианской теории
- 13. Фискальная политика
- 13.1. Содержание, инструменты и механизм фискальной политики. Автоматическая и дискреционная фискальная политика
- 13.2. Фискальная политика и состояние государственного бюджета. Концептуальные подходы к бюджету
- 13.3. Проблемы эффективности фискальной политики