logo search
Тексты лекций по Микро и Макро экономике ( 2й к

3.2. Спрос и закономерности его изменения

Рыночный спрос это то количество товаров и услуг, которое потребители хотят и в состоянии приобрести по любой из возможных цен за единицу времени в данных экономических условиях.

Взаимосвязь между ценой и количеством спрашиваемого продукта графически иллюстрируется кривой спроса и отражается в законе спроса.

Нисходящий наклон кривой говорит об обратной зависимости между ценой на товар и спросом на него. Кривая спроса обозначается английской аббревиатурой – D.

Закон спроса гласит: При снижении цены количество спрашиваемого товара увеличивается и, наоборот.

Рис. 3.2. Зависимость величины спроса от цены

Действие закона спроса объясняется:

  1. действием закона убывающей предельной полезности. В любой данный момент времени каждый покупатель получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей приобретаемой им единицы продукта. Следовательно, покупатели покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается;

  2. действием эффекта дохода. Снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату;

  3. действием эффекта замещения. При более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже;

Итак, при изменении цены изменяется количество спрашиваемого продукта, то есть наблюдается движение по кривой спроса (рис. 3.3.).

Однако цена товара может оставаться неизменной, а спрос меняться. Происходит это под влиянием неценовых факторов спроса.

Неценовые факторы:

Зависимость объема спроса от всех определяющих его факторов показывает функция спроса.

(1)

QD = f (P, Z1, Z2, …Zn),

где Р – цена;

Z1, Z2, …Zn – неценовые факторы.

Не следует смешивать понятия «изменение спроса» и «изменение величины спроса».

Изменение одной или более детерминант спроса (неценовых факторов: потребительских вкусов, числа покупателей на рынке, денежных доходов, цен на другие товары или потребительских ожиданий) – вызывает изменение спроса.

  1. увеличение спроса смещает кривую спроса вправо (от D1 к D2);

  2. уменьшение спроса смещает кривую спроса влево (от D1 к D3).

Изменение цены продукта вызывает изменение величины спроса, ведет к перемещению от одной точки к другой на постоянной кривой спроса (рис. 16.).

Существование закона спроса не означает, что он всегда и при любых условиях проявляет свою сущность. Существуют исключения, когда объем спроса и цена данного товара связаны положительной зависимостью:

1) эффект Гиффена: рост спроса на товар происходит при повышении цены на него. Р. Гиффен (1837–1910) заметил, что в современной ему Англии «чем дороже становится хлеб, тем больше его покупали. Дело в том, что бедные слои населения в Англии имели очень низкий доход и жили в нищете. Повышение цен на хлеб – необходимый продукт питания – так сильно сказывалось на общей покупательной способности населения, что рабочие вынуждены были отказаться от покупки мяса и фруктов, которые были дороже хлеба. Хлеб стал почти единственным продуктом питания, поэтому его стали покупать в еще больших количествах. Эффект Гиффена имеет место при росте спроса на относительно дешевый товар, несмотря на то, что текущая цена на него повысилась;

Рис. 3.3. Изменение спроса и величины спроса

  1. асимметричная информация, то есть ситуация, когда покупатели судят о качестве товара по его цене. Например, низкие цены «сигнализируют» покупателю о низком качестве товара или наоборот, высокие цены рассматриваются как сигнал высокого качества;

  2. эффект Веблена (престижное потребление). Товар в этом случае покупается не столько за его качество, сколько за высокую цену, сама цена становится потребительским благом;

  3. эффект ожидаемой инфляции. В период экономической нестабильности даже незначительное повышение цены товара инициирует инфляционные ожидания, что может привести к росту объема покупок.