8.4. Общественные блага и побочные эффекты
Производство общественных благ является одной из самых важнейших функций государства.
Рыночный механизм не может предоставить общественные блага.
На основе рыночной системы производятся товары индивидуального пользования. К общественным благам относятся такие блага, которые неделимы, то есть они состоят из таких крупных единиц, которые не могут быть проданы индивидуальным покупателям. Полезность общественных благ в отличие от частных товаров имеет внешний потребительский эффект и распространяется больше чем на одного человека, то есть не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования выгодами общественных благ, как только эти блага возникают. Поэтому, у частного сектора нет стимулов производить такие блага, поскольку положительным эффектом от их создания могут воспользоваться любые лица, независимо от того, платили они за эти блага или нет.
К общественным благам относятся: национальная оборона, вакцинация населения, дорожная разметка и знаки, маяки, уличное освещение и целый ряд аналогичных благ, где невозможно дозировать их потребление при помощи механизма цен. Общественным благом является и законотворческая деятельность государства, общественный порядок и т.п.
Чтобы общество могло пользоваться такими благами и услугами, обеспечить их должен государственный сектор, а финансировать их производство следует с помощью системы принудительных взысканий в форме налогов.
При этом отсутствует непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и реальным участием в процессе потребления данного общественного блага. Принято различать чистые общественные блага и смешанные общественные блага. Чистые общественные блага обладают свойствами неделимости и неисключения из потребления в ярко выраженной степени.
У смешанных общественных (квазиобщественных) благ одно или оба свойства могут быть выражены слабее. Правительство обеспечивает людям множество товаров и услуг, к которым принцип исключения может быть применим. Пример смешанного блага – автодороги. В некоторых случаях вводится плата при въезде на отдельные участки. Другие пример – полицейская и пожарная охрана, библиотеки и музеи, профилактическое медицинское обслуживание. Эти услуги вполне могут подпадать под действие принципа исключения, то есть на них можно устанавливать цены. Но рыночная система не станет производить их в достаточном количестве. Поэтому правительство берет на себя их производство или финансирование, чтобы не допустить возможного возникновения дефицитного выделения ресурсов в эту сферу.
Государство должно иметь источники для оплаты общественных благ и программ перераспределения дохода. Таким источником для него являются налоги, взимаемые с частных лиц и корпораций, с зарплаты, с продаж потребительских благ и т.д. Все уровни государства: муниципальный, региональный и федеральный собирают налоги для покрытия своих расходов. Налоги напоминают цену, которую мы платим за общественные блага, но налоги не добровольны. Каждый налог является предметом налогового законодательства, все мы обязаны платить, чтобы разделить затраты, на общественные блага.
Внешние (побочные) эффекты
Одна из ситуаций, в которой характеристики рынков не удовлетворяют критериям совершенной конкуренции – существование внешних эффектов, приводящих к недобровольным обменам затрат или выгод. Рыночные взаимоотношения строятся на добровольном обмене, при котором люди меняют товары или услуги на деньги. Но многие взаимодействия выходят за пределы рынка. Возникают ситуации, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товара «перемещаются» к третьим лицам, то есть к сторонам, не являющимися непосредственными покупателями или продавцами. Это явление носит название внешних (побочных) эффектов или переливов ресурсов.
Внешние (побочные) эффекты делятся на положительные (приносящие дополнительные выгоды третьим лицам), либо отрицательные (приносящие третьим лицам дополнительные издержки).
Например, производство, наносящее ущерб окружающей среде и другим производителям, порождает отрицательные внешние эффекты.
Услуги в области здравоохранения, образования, орошение, и озеленением порождают положительные внешние эффекты.
Внешние (побочные) эффекты нарушают эффективность работы рыночного механизма. Отрицательные внешние эффекты на конкурентном рынке порождают перепроизводство по сравнению с общественно эффективным объемом продукции. При положительных внешних эффектах, наоборот возникают случаи недопроизводства товаров и услуг.
Решить проблему непропорционального распределения ресурсов, связанную с наличием выгод и издержек перелива возможно следующими способами:
принятием соответствующих нормативных актов, которые обязывали бы производителя нести затраты по снижению отрицательных побочных эффектов;
стимулированием производителей, занимающихся производством товаров, обладающих положительным побочным эффектом;
стимулированием и прямым финансированием потребителей, предъявляющих спрос на товары с «положительным побочным эффектом»;
государство может само выступить в роли производителя соответствующих товаров и услуг.
- 1. Предмет и метод экономической теории
- 1.1. Этапы становления и развития экономической теории
- 1.2. Предмет экономической теории.
- Потребности
- Ресурсы
- 1.3. Методология экономической науки
- 2. Основные проблемы экономической организации общества
- 2.1. Производственные возможности общества
- Х, предметы потребления
- Абсолютные преимущества
- Сравнительные преимущества
- 0,67 Т зерна
- 1 Т сахара 1 т сахара 2 т зерна
- 2.2. Типы и модели экономических систем. Фундаментальные вопросы экономики
- 3. Рыночный механизм. Основы теории спроса и предложения
- 3.1. Понятие и составляющие рыночного механизма
- 3.2. Спрос и закономерности его изменения
- 3.3. Предложение и факторы его изменения
- 3.4. Рыночное равновесие и равновесная цена
- 3.5 Эластичность спроса и предложения
- 4. Теория потребительского поведения
- 4.1. Теория предельной полезности Полезность – это способность продукта удовлетворять те или иные потребности.
- Правило максимизации полезности
- 4.2. Бюджетные ограничения потребителя
- Кривая «доход-потребление»
- Кривые безразличия
- Бюджетные линии
- 5. Производство и издержки
- 5.1. Производственная функция фирмы.
- 5.2. Производство в краткосрочном и долгосрочном периоде.
- Капитал
- Экономическая прибыль и издержки производства
- Поэтому различают бухгалтерские и экономические издержки.
- Пример:
- Издержки в краткосрочный период производства
- Издержки производства в долгосрочном периоде
- 6. Определение цены и объема производства в условиях различных рыночных структур
- 6.1. Характеристика типов рыночных структур
- 6.2. Определение цены и объема производства
- Спрос на продукт конкурентного продавца
- Средний, валовой и предельный доход
- Спрос и доход фирмы в условиях чистой конкуренции
- 6.3. Чистая монополия: установление объема производства и цены.
- 6.4. Определение цены и объема производства в условиях олигополии
- 6.5. Определение объема производства и цен
- 7. Рынки факторов производства
- 7.1. Закономерности формирования спроса
- Эффект объема и эффект замещения
- Правило оптимального соотношения ресурсов
- Определения оптимального соотношения ресурсов
- 7.2. Рынок труда
- Предложение труда
- Эффект замены
- Эффект дохода
- Чистоконкурентный рынок труда
- Монопсония
- Дуополия
- 7.3. Рынок капитала: закономерности спроса и предложения;
- Амортизация
- Сложный процент
- 7.4. Рынок земли. Экономическая рента
- Спрос на землю
- Экономическая рента
- Единый налог на землю
- Дифференциальная рента
- Цена земли
- 8. Роль государства в рыночной экономике
- 8.1. Введение в макроэкономику
- 8.2. Экономические функции государства
- 8.3. Цели, направления и методы антимонопольного регулирования
- 8.4. Общественные блага и побочные эффекты
- Теорема Коуза
- 8.5. Общественный выбор и государственные решения
- 9. Основные результаты и показатели национальной экономики
- 9.1. Экономический кругооборот: равновесие и нестабильность
- 9.2. Измерение объема национального производства,
- 9.2.1. Внп: сущность и методы измерения.
- 9.2.2. Основные показатели системы национальных счетов
- 9.2.3. Номинальный и реальный ввп
- Уровень цен
- 10. Равновесный объем производства в классической и
- 10.1. Модель «совокупный спрос – совокупное предложение»
- 10.1.1. Понятие совокупного спроса.
- Эффект процентной ставки
- Эффект импортных закупок
- Неценовые факторы совокупного спроса
- 1) Потребительские расходы.
- Благосостояние потребителей
- Ожидания потребителей
- Задолженность потребителя
- 2) Инвестиционные расходы
- 10.1.2. Совокупное предложение.
- Кейнсианский (горизонтальный) отрезок
- Неценовые факторы совокупного предложения
- 10.1.3. Равновесие совокупного спроса и предложения
- 10.2. Классическая модель макроэкономики
- 10.3. Кейнсианская модель макроэкономики
- 10.4. Сравнительная характеристика кейнсианской и классической модели макроэкономики
- 10.5. Инструменты кейнсианской экономической теории.
- 10.6. Методы определения равновесного чнп в кейнсианской модели экономики
- 11. Экономические циклы и экономический рост
- 11.1. Экономические циклы: понятие, фазы, механизм развития, виды экономических циклов
- 11.2. Безработица
- 11.3. Инфляция
- 11.4. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Теория адаптивных ожиданий и теория рациональных ожиданий
- 11.5. Экономический рост
- 11.5.1. Типы экономического роста
- 11.5.2. Теории экономического роста
- Классическая динамика по а. Смиту и т. Мальтусу
- Неоклассическая модель
- Производственная функция Кобба-Дугласа
- Неокейнсианские модели
- Модель Домара
- Модель Харрода
- 12. Деньги. Банковская система.
- 12.1. Деньги: сущность, функции, особенности современного типа
- 12.2. Равновесие на денежном рынке
- 12.3. Банковская система и денежное предложение
- Коммерческие банки
- 12.4. Денежно-кредитная политика: сущность, цели, инструменты
- Денежный рынок в классической и кейнсианской теории
- 13. Фискальная политика
- 13.1. Содержание, инструменты и механизм фискальной политики. Автоматическая и дискреционная фискальная политика
- 13.2. Фискальная политика и состояние государственного бюджета. Концептуальные подходы к бюджету
- 13.3. Проблемы эффективности фискальной политики