7.1. Закономерности формирования спроса
и предложения экономических ресурсов
Тема посвящена исследованию рынков, на которых фирмы покупают необходимые им для производства товаров и услуг ресурсы.
Ресурсы (факторы производства) – это экономические блага, используемые для производства других экономических благ.
Экономическая наука выделяет четыре группы ресурсов (факторов производства):
человеческие ресурсы («труд») L – это способность человека к любой интеллектуальной или физической деятельности, направленной на получение благ или оказание услуг. Цена труда (W) – заработная плата;
природные ресурсы («земля») А – естественные блага, которые используются при создании товаров и услуг (полезные ископаемые, лес, вода, воздух и т.п.). Цена за использование земли – рента (R). Рента – доход владельцев земли;
капитал (K) – это созданные людьми производственные ресурсы (машины, здания, компьютеры, трубопроводы, железные дороги и т.п.), предназначенные для повышения производительной силы труда. Под капиталом также понимают деньги, на которые приобретают физические факторы производства. Плата за использование чужих денег или физического капитала называется процентом (r). Процент – доход поставщиков капитала;
предпринимательские способности (В) – это совокупность усилий особого рода: управленческих и организационных навыков, необходимых фирмам для производства товаров и услуг. Задача предпринимателя – соединить указанные выше три фактора производства наиболее эффективным, рациональным образом. В случае успеха предприниматель получает предпринимательскую прибыль (Р), а в случае неудачи – терпит убытки. Предпринимательская прибыль – вознаграждение за фактор предпринимательства (за усилия, инновации, риск). Важно отметить, что вознаграждение за этот фактор производства осуществляется после того, как вознаграждены три предыдущие фактора – труд, земля, капитал.
Владельцами ресурсов являются домашние хозяйства. На рынках ресурсов они выступают в качестве продавцов, а фирмы – в качестве покупателей.
Рынки ресурсов и рынки готовых товаров имеют много общего в принципах их организации и установления равновесия. Но имеются некоторые отличия:
спрос на факторы производства является взаимозависимым. Производительность одного фактора, такого как труд, зависит от других факторов, с которыми приходится работать;
спрос фирмы на производственные ресурсы порожден потребительским спросом на ее конечный продукт, то есть носит производный характер.
Спрос на ресурс
Чем будет руководствоваться фирма, определяя объем закупок факторов производства?
Предположим, что фирма должна решить, сколько ей необходимо нанять рабочей силы. Она уже использует определенное число рабочих, но хочет знать, выгодно ли нанять еще одного рабочего. Этот работник принесет фирме некоторое количество дополнительного, предельного продукта (МР). Каждая дополнительная единица этого дополнительного продукта будет продана и принесет некоторый дополнительный доход – предельный доход (MR).
(34)
MRP = MP* MR
Рис. 7.1. Предельная производительность ресурса
График MRP отражает спрос фирмы на ресурс, ибо каждая точка на этом графике показывает количество ресурса, которое использовала бы фирма при каждом возможном уровне цен на ресурсы.
Изменение в спросе на ресурс
Изменение в производительности ресурса ведет к однонаправленному изменению кривой спроса на ресурс;
Изменение в спросе на продукт, который производится определенным видом ресурса, приведет к сдвигу в спросе на ресурс в том же самом направлении;
Изменение цены одного ресурса на спрос на другой ресурс зависит от степени их взаимозаменяемости или степени их взаимодополняемости.
Ресурсозаменители
Предположим, что в определенном производственном процессе технология такова, что труд и капитал являются замещающими друг друга. Другими словами, фирма может производить какую-то данную продукцию с относительно небольшим количеством труда и относительно большим количеством капитала и наоборот. Допустим, происходит падение цен на оборудование. Соответствующее воздействие на спрос явится результатом двух противоположных эффектов: эффекта замещения и эффекта объема.
- 1. Предмет и метод экономической теории
- 1.1. Этапы становления и развития экономической теории
- 1.2. Предмет экономической теории.
- Потребности
- Ресурсы
- 1.3. Методология экономической науки
- 2. Основные проблемы экономической организации общества
- 2.1. Производственные возможности общества
- Х, предметы потребления
- Абсолютные преимущества
- Сравнительные преимущества
- 0,67 Т зерна
- 1 Т сахара 1 т сахара 2 т зерна
- 2.2. Типы и модели экономических систем. Фундаментальные вопросы экономики
- 3. Рыночный механизм. Основы теории спроса и предложения
- 3.1. Понятие и составляющие рыночного механизма
- 3.2. Спрос и закономерности его изменения
- 3.3. Предложение и факторы его изменения
- 3.4. Рыночное равновесие и равновесная цена
- 3.5 Эластичность спроса и предложения
- 4. Теория потребительского поведения
- 4.1. Теория предельной полезности Полезность – это способность продукта удовлетворять те или иные потребности.
- Правило максимизации полезности
- 4.2. Бюджетные ограничения потребителя
- Кривая «доход-потребление»
- Кривые безразличия
- Бюджетные линии
- 5. Производство и издержки
- 5.1. Производственная функция фирмы.
- 5.2. Производство в краткосрочном и долгосрочном периоде.
- Капитал
- Экономическая прибыль и издержки производства
- Поэтому различают бухгалтерские и экономические издержки.
- Пример:
- Издержки в краткосрочный период производства
- Издержки производства в долгосрочном периоде
- 6. Определение цены и объема производства в условиях различных рыночных структур
- 6.1. Характеристика типов рыночных структур
- 6.2. Определение цены и объема производства
- Спрос на продукт конкурентного продавца
- Средний, валовой и предельный доход
- Спрос и доход фирмы в условиях чистой конкуренции
- 6.3. Чистая монополия: установление объема производства и цены.
- 6.4. Определение цены и объема производства в условиях олигополии
- 6.5. Определение объема производства и цен
- 7. Рынки факторов производства
- 7.1. Закономерности формирования спроса
- Эффект объема и эффект замещения
- Правило оптимального соотношения ресурсов
- Определения оптимального соотношения ресурсов
- 7.2. Рынок труда
- Предложение труда
- Эффект замены
- Эффект дохода
- Чистоконкурентный рынок труда
- Монопсония
- Дуополия
- 7.3. Рынок капитала: закономерности спроса и предложения;
- Амортизация
- Сложный процент
- 7.4. Рынок земли. Экономическая рента
- Спрос на землю
- Экономическая рента
- Единый налог на землю
- Дифференциальная рента
- Цена земли
- 8. Роль государства в рыночной экономике
- 8.1. Введение в макроэкономику
- 8.2. Экономические функции государства
- 8.3. Цели, направления и методы антимонопольного регулирования
- 8.4. Общественные блага и побочные эффекты
- Теорема Коуза
- 8.5. Общественный выбор и государственные решения
- 9. Основные результаты и показатели национальной экономики
- 9.1. Экономический кругооборот: равновесие и нестабильность
- 9.2. Измерение объема национального производства,
- 9.2.1. Внп: сущность и методы измерения.
- 9.2.2. Основные показатели системы национальных счетов
- 9.2.3. Номинальный и реальный ввп
- Уровень цен
- 10. Равновесный объем производства в классической и
- 10.1. Модель «совокупный спрос – совокупное предложение»
- 10.1.1. Понятие совокупного спроса.
- Эффект процентной ставки
- Эффект импортных закупок
- Неценовые факторы совокупного спроса
- 1) Потребительские расходы.
- Благосостояние потребителей
- Ожидания потребителей
- Задолженность потребителя
- 2) Инвестиционные расходы
- 10.1.2. Совокупное предложение.
- Кейнсианский (горизонтальный) отрезок
- Неценовые факторы совокупного предложения
- 10.1.3. Равновесие совокупного спроса и предложения
- 10.2. Классическая модель макроэкономики
- 10.3. Кейнсианская модель макроэкономики
- 10.4. Сравнительная характеристика кейнсианской и классической модели макроэкономики
- 10.5. Инструменты кейнсианской экономической теории.
- 10.6. Методы определения равновесного чнп в кейнсианской модели экономики
- 11. Экономические циклы и экономический рост
- 11.1. Экономические циклы: понятие, фазы, механизм развития, виды экономических циклов
- 11.2. Безработица
- 11.3. Инфляция
- 11.4. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Теория адаптивных ожиданий и теория рациональных ожиданий
- 11.5. Экономический рост
- 11.5.1. Типы экономического роста
- 11.5.2. Теории экономического роста
- Классическая динамика по а. Смиту и т. Мальтусу
- Неоклассическая модель
- Производственная функция Кобба-Дугласа
- Неокейнсианские модели
- Модель Домара
- Модель Харрода
- 12. Деньги. Банковская система.
- 12.1. Деньги: сущность, функции, особенности современного типа
- 12.2. Равновесие на денежном рынке
- 12.3. Банковская система и денежное предложение
- Коммерческие банки
- 12.4. Денежно-кредитная политика: сущность, цели, инструменты
- Денежный рынок в классической и кейнсианской теории
- 13. Фискальная политика
- 13.1. Содержание, инструменты и механизм фискальной политики. Автоматическая и дискреционная фискальная политика
- 13.2. Фискальная политика и состояние государственного бюджета. Концептуальные подходы к бюджету
- 13.3. Проблемы эффективности фискальной политики