7.2. Рынок труда
Рынок труда – совокупность отношений между субъектами экономической деятельности по поводу купли-продажи услуг труда.
Почему услуги труда, а не сам труд?
Труд неотделим от человека, он является формой жизнедеятельности личности и не может быть объектом купли-продажи в политически и экономически свободном обществе. Свободный человек не может быть продан, и постольку не могут служить объектом купли–продажи неотделимые от него функции, в том числе и труд. Поэтому на рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда. Купля–продажа услуг труда выступает в форме найма свободного работника на определенных условиях, касающихся продолжительности рабочего дня, размеров заработной платы, должностных обязанностей и некоторых иных.
Спрос на рынке труда, как и на любом другом рынке ресурсов, или факторов производства, является производным и зависит от спроса на ту продукцию, которая будет изготовлена с помощью этого ресурса.
Особенности рынка труда:
продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя, ограничена временем, на которое заключается договор найма работника;
присутствие неденежных факторов – сложность и престижность работы, условия труда, безопасность для здоровья, гарантия профессионального роста, моральный климат в коллективе;
воздействие институциональных структур – профсоюзов, трудового законодательства, союзов предпринимателей и т.д.
Доходом от фактора производства «труд» является заработная плата. В узком смысле слова заработная плата рассматривается как ставка заработной платы, то есть цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени.
Различают номинальную и реальную заработную плату.
Номинальная заработная плата – это сумма денег, полученная работником наемного труда за час, день, неделю и т.д.
Реальная заработная плата – количество благ и услуг, которые, можно приобрести на номинальную заработную плату (покупательная способность номинальной заработной платы).
Реальная и номинальная заработная плата не обязательно изменяются в одном и том же направлении. Например, номинальная заработная плата может повысится, а реальная заработная плата в то же самое время – понизится, если цены на товары возрастают быстрее, чем номинальная заработная плата.
Спрос, предложение и заработная плата на рынке труда
Субъектами спроса на рынке труда выступают фирмы и государство, а субъектами предложения – домашние хозяйства.
Объем спроса на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте ставки заработной платы, предприниматель сокращает применение труда, а при ее снижении величина спроса на труд возрастает. Функциональная зависимость между величиной заработной платы и объемом спроса на труд выражается в кривой спроса на труд.
Кривая спроса со стороны предпринимателя есть график предельной производительности труда (MRPL). Его сущность заключается в том, что фирма, нанимая больше рабочих, получает от них убывающую отдачу, поэтому оплачивает их труд по более низким ставкам.
Рис. 7.5. Кривая спроса на труд со стороны предпринимателя
- 1. Предмет и метод экономической теории
- 1.1. Этапы становления и развития экономической теории
- 1.2. Предмет экономической теории.
- Потребности
- Ресурсы
- 1.3. Методология экономической науки
- 2. Основные проблемы экономической организации общества
- 2.1. Производственные возможности общества
- Х, предметы потребления
- Абсолютные преимущества
- Сравнительные преимущества
- 0,67 Т зерна
- 1 Т сахара 1 т сахара 2 т зерна
- 2.2. Типы и модели экономических систем. Фундаментальные вопросы экономики
- 3. Рыночный механизм. Основы теории спроса и предложения
- 3.1. Понятие и составляющие рыночного механизма
- 3.2. Спрос и закономерности его изменения
- 3.3. Предложение и факторы его изменения
- 3.4. Рыночное равновесие и равновесная цена
- 3.5 Эластичность спроса и предложения
- 4. Теория потребительского поведения
- 4.1. Теория предельной полезности Полезность – это способность продукта удовлетворять те или иные потребности.
- Правило максимизации полезности
- 4.2. Бюджетные ограничения потребителя
- Кривая «доход-потребление»
- Кривые безразличия
- Бюджетные линии
- 5. Производство и издержки
- 5.1. Производственная функция фирмы.
- 5.2. Производство в краткосрочном и долгосрочном периоде.
- Капитал
- Экономическая прибыль и издержки производства
- Поэтому различают бухгалтерские и экономические издержки.
- Пример:
- Издержки в краткосрочный период производства
- Издержки производства в долгосрочном периоде
- 6. Определение цены и объема производства в условиях различных рыночных структур
- 6.1. Характеристика типов рыночных структур
- 6.2. Определение цены и объема производства
- Спрос на продукт конкурентного продавца
- Средний, валовой и предельный доход
- Спрос и доход фирмы в условиях чистой конкуренции
- 6.3. Чистая монополия: установление объема производства и цены.
- 6.4. Определение цены и объема производства в условиях олигополии
- 6.5. Определение объема производства и цен
- 7. Рынки факторов производства
- 7.1. Закономерности формирования спроса
- Эффект объема и эффект замещения
- Правило оптимального соотношения ресурсов
- Определения оптимального соотношения ресурсов
- 7.2. Рынок труда
- Предложение труда
- Эффект замены
- Эффект дохода
- Чистоконкурентный рынок труда
- Монопсония
- Дуополия
- 7.3. Рынок капитала: закономерности спроса и предложения;
- Амортизация
- Сложный процент
- 7.4. Рынок земли. Экономическая рента
- Спрос на землю
- Экономическая рента
- Единый налог на землю
- Дифференциальная рента
- Цена земли
- 8. Роль государства в рыночной экономике
- 8.1. Введение в макроэкономику
- 8.2. Экономические функции государства
- 8.3. Цели, направления и методы антимонопольного регулирования
- 8.4. Общественные блага и побочные эффекты
- Теорема Коуза
- 8.5. Общественный выбор и государственные решения
- 9. Основные результаты и показатели национальной экономики
- 9.1. Экономический кругооборот: равновесие и нестабильность
- 9.2. Измерение объема национального производства,
- 9.2.1. Внп: сущность и методы измерения.
- 9.2.2. Основные показатели системы национальных счетов
- 9.2.3. Номинальный и реальный ввп
- Уровень цен
- 10. Равновесный объем производства в классической и
- 10.1. Модель «совокупный спрос – совокупное предложение»
- 10.1.1. Понятие совокупного спроса.
- Эффект процентной ставки
- Эффект импортных закупок
- Неценовые факторы совокупного спроса
- 1) Потребительские расходы.
- Благосостояние потребителей
- Ожидания потребителей
- Задолженность потребителя
- 2) Инвестиционные расходы
- 10.1.2. Совокупное предложение.
- Кейнсианский (горизонтальный) отрезок
- Неценовые факторы совокупного предложения
- 10.1.3. Равновесие совокупного спроса и предложения
- 10.2. Классическая модель макроэкономики
- 10.3. Кейнсианская модель макроэкономики
- 10.4. Сравнительная характеристика кейнсианской и классической модели макроэкономики
- 10.5. Инструменты кейнсианской экономической теории.
- 10.6. Методы определения равновесного чнп в кейнсианской модели экономики
- 11. Экономические циклы и экономический рост
- 11.1. Экономические циклы: понятие, фазы, механизм развития, виды экономических циклов
- 11.2. Безработица
- 11.3. Инфляция
- 11.4. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Теория адаптивных ожиданий и теория рациональных ожиданий
- 11.5. Экономический рост
- 11.5.1. Типы экономического роста
- 11.5.2. Теории экономического роста
- Классическая динамика по а. Смиту и т. Мальтусу
- Неоклассическая модель
- Производственная функция Кобба-Дугласа
- Неокейнсианские модели
- Модель Домара
- Модель Харрода
- 12. Деньги. Банковская система.
- 12.1. Деньги: сущность, функции, особенности современного типа
- 12.2. Равновесие на денежном рынке
- 12.3. Банковская система и денежное предложение
- Коммерческие банки
- 12.4. Денежно-кредитная политика: сущность, цели, инструменты
- Денежный рынок в классической и кейнсианской теории
- 13. Фискальная политика
- 13.1. Содержание, инструменты и механизм фискальной политики. Автоматическая и дискреционная фискальная политика
- 13.2. Фискальная политика и состояние государственного бюджета. Концептуальные подходы к бюджету
- 13.3. Проблемы эффективности фискальной политики