Выводы и предложения
1. В отечественной практике под управлением трансакционными издержками понимается управление затратами в сфере обеспечения рыночных процессов. Сравнительный анализ существующих в экономической науке концепций управления трансакционными издержками показывает на отсутствие единства в понимании их роли. Нередко узкое понимание сущности издержек в рыночном процессе приводит к их механическому снижению, а управление трансакционными издержками сводится к несбалансированному сокращению, что влияет на инновационное развитие, маркетинговую деятельность, наносит ущерб качеству продукции.
2. Исследование теоретических основ позволило систематизировать основные понятия трансакционных издержек, их классификацию, методы оценки и управления. В диссертации отмечается особая роль трансакционных издержек на аграрном рынке и необходимость их регулирования. Дано обоснование авторского определения содержания сущности «трансакционных издержек», учитывающее отраслевую специфику и механизмы их выявления. Трансакционные издержки являются частью общих издержек управления предприятий и в то же время объединяются в самостоятельный массив расходов организации на ведение своей хозяйственной деятельности. Их величина во многом определяется институтами, сложившейся внешней средой функционирования предприятий, спецификой регионального законодательства и многими другими факторами контрактных отношений, которые влияют на эффективность функционирования предприятий аграрных предприятий. Предлагается классификация трансакционных издержек с учетом специфики АПК, обеспечивающая возможность прямого влияния на процесс управления издержками. Выделены следующие виды затрат: внутрипроизводственные – затраты, непосредственно связанные с продвижением товаров на рынке собственными подразделениями хозяйствующего субъекта (рабочая сила, средства труда, предметы труда, финансовые ресурсы); внешние – затраты, обусловленные покупкой услуг сторонних организаций, способствующих продвижению товаров на рынке; в форме недополученной выручки – затраты, возникающие при потере сельхозорганизациями части выручки в результате расхождения качественных показателей продаваемого товара, при реализации продукции в сроки и по ценам в ущерб собственной выгоде, а также при потере физического объема продукции в процессе реализации.
3. Решение проблемы повышения эффективности аграрного производства в условиях рынка должно быть в первую очередь направлено на управление его затратами, в том числе и трансакционными издержками. В определениях, предложенных разными авторами, нет единого подхода к понятию «управления затратами» и более полного понимания его сущности, а также происходит игнорирование отраслевой специфики предприятий, иногда существенно влияющей на механизм управления затратами. Это позволило представить в диссертации авторский вариант сущности понятия «управление трансакционными издержками», под которым понимается система, выражающая производственные отношения, связанные с планированием, формированием, учетом, анализом, контролем и регулированием трансакционных издержек на основании полученной внешней информации от соответствующих рыночных институтов и внутренней информации о затратах для различных целей и позволяющая в реальном диапазоне принимать последовательные рациональные управленческие решения, влияющие на результаты деятельности организации.
4. Сбои в хозяйственном механизме связаны с такими причинами, как неэквивалентный обмен товарами и услугами, расхождение экономических интересов у партнеров, несоответствие прав и обязанностей и, как следствие, возникновение дополнительных издержек трансакционного характера. В повседневной практике эти несоответствия отражаются на работе сельскохозяйственных предприятий. Проявляются они в трудностях, с которыми организации встречаются, когда реализуют продукцию, пользуются производственными услугами, вступают во взаимоотношения с органами управления и различными организациями. Именно эти противоречия и проблемы приводят к возникновению трансакционных издержек. Для выявления и решения данных проблем наиболее подходит проблемно ориентированный анализ, под которым мы понимаем анализ, позволяющий выявить причины и противоречия, возникающие в результате взаимоотношений сельскохозяйственных организаций с контрагентами, направленный на повышение эффективности и устойчивости развития предприятий. Исследования показали, что величина трансакционных издержек в исследуемых сельскохозяйственных организациях Омской области составляет 17–35%, включая внутрипроизводственные, внешние трансакционные издержки и издержки в форме недополученной выручки.
5. Выявленная зависимость экономических показателей сельхозтоваропроизводителя от качества их рыночной эффективности определяется выбором рациональных продуктовых цепей в рыночном процессе. Эффективность в первую очередь определяется выбором каналов сбыта и уровнем цен, во вторую – уровнем издержек. Необходимо развивать рыночную инфраструктуру в АПК, создавать институты, которые будут способствовать поиску информации, заключению сделок. Повышение управляемости достигается путем создания вертикально интегрированных организационных структур, в результате чего обеспечивается снижение издержек, риска оппортунизма, существенно повышаются возможности эффективного сбора информации. Совместное производство позволяет экономить на издержках мониторинга, поиска информации и избегать услуг посреднического звена.
6. Разработана и апробирована авторская методика, создан программный продукт предварительной экспертизы договоров, планируемых к заключению, которая позволяет выявить основную часть трансакционных издержек, оценить размер и состав издержек этого вида, выявить слабые и сильные стороны контрагентов, скорректировать их действия, что способствует повышению устойчивости организаций. На основании расчетов определен нормативный показатель удельного веса трансакционных издержек в общей сумме договора по таким классификационным группам, как крупные интегрированные структуры и холдинги – 1–2%, агропромышленные формирования, имеющие производство по переработке, – 2–3%, крупные и средние предприятия, не имеющие в своем составе автономных подразделений, – 3–4% и самостоятельные предприятия малых форм – 4–5%. Нормативные значения различны для каждого из представленных участников рынка, в них учтены самостоятельность хозяйственных действий, масштабы производства, уровень квалификации сотрудников, наличие специализированного оборудования и др.
7. Разработанный механизм оценки и регулирования рыночных барьеров на аграрном рынке как особых институтов, включающих формальные и неформальные правила, выступающих составной частью институциональной среды хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций, является эффективной системой управления затратами, включающей организационно-экономические механизмы проблемно ориентированного подхода. Существующие рыночные барьеры играют важную роль в деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Такая ситуация в совокупности с увеличением процентных ставок за пользование кредитными ресурсами, повышенными требованиями по обеспечению залогов кредитными организациями, отсутствием квалифицированных кадров, техники, рыночной информации, неразвитой рыночной инфраструктурой, «проблемным» законодательством негативно сказывается на финансовом состоянии организаций и приводит к возникновению рыночных барьеров и увеличению трансакционных издержек.
8. Мониторинг состояния информационной инфраструктуры аграрного рынка Омской области позволил выявить, что организации не объединены в единую систему, функционируют обособленно друг от друга. Обоснована необходимость корректировки деятельности его институтов. Для решения управленческих задач требуется набор рациональных «продуктовых цепочек», выбор которых зависит от наличия оперативной рыночной информации, позволяющей сельскохозяйственным производителям сократить количество осуществляемых трансакций и, следовательно, сумму трансакционных издержек при выборе рационального способа реализации своей продукции от производителя до конечного потребителя. Существует объективная проблема дефицита информации о ценах на различных рынках по каналам продаж, что значительно увеличивает трансакционные издержки, в т. ч. в виде упущенной выгоды.
9. Для предприятий аграрного рынка, имеющих широкий ассортимент производимой продукции, а соответственно и большие объемы производства, характерно несовершенство организационной и управленческой структуры, так как из-за трудоемкости процесса переработки и хранения существует множество отделов, контролирующих различные этапы производства от закупа сырья до конечного потребителя. Необходимо создать оптимальную структуру управления предприятия путем налаживания работы маркетингово-логистической системы, что позволит устранить дублирование функций различных отделов, избежать задержки в принятии какого-либо управленческого решения. Такая координация порождает необходимость ведения рациональной сбытовой политики предприятия, позволяя ему лучше адаптироваться к рыночным условиям. Механизм эффективности маркетингово-логистических цепей на предприятиях АПК способствует ликвидации неэффективных связей посреднического звена.
10.Реализация предложений по созданию системы рыночной информации в Омской области и оценка отдельных мероприятий, осуществленных участниками аграрного рынка в соответствии с нашими рекомендациями, позволяют судить о наличии положительного социально-экономического эффекта. Субъекты рыночных отношений получили возможность разрабатывать оптимальные планы поставки аграрной продукции на рынок в зависимости от сложившейся конъюнктуры, определять сроки реализации и устанавливать цены на продукцию, снижая тем самым трансакционные издержки. Проведенные на основе имеющейся рыночной информации мероприятия позволили обследованной группе предприятий получить дополнительную выручку в размере 7,4–10,7% от общего объема продаж. Этот прирост обеспечен путем перераспределения необоснованно высоких доходов посредников, которые получали дополнительную выручку за счет асимметрии рыночной информации. Эффект по группе предприятий-производителей составил 1 924 млн руб.
11. Полученные в результате проведенного эксперимента результаты по созданию структуры рыночной информации на рынке аграрной продукции Омской области позволяют предложить методологические подходы к определению ее эффективности. Прежде всего, деятельность на аграрном рынке связана с возможностью покупки на одном рынке продукции по низкой цене и продажи на другом по более высокой, так называемым арбитражированием. Это рассматривается как благоприятная возможность для получения прибыли. Однако при асимметрии информации возникает ситуация, когда часть участников рынка обладает информацией, которой не располагают другие.
В начале проведения эксперимента цены на основную сельскохозяйственную продукцию колебались в пределах районов Омской области в 1,7–2,1 раза. В 2009 г. разница в ценах на аграрную продукцию увеличилась, и связано такое увеличение в основном с кризисной ситуацией на рынке и значительным темпом инфляции. Однако колебания в ценах в 2003–2009 гг. не превышали 20–25%. Таким образом, арбитражирование как способ регулирования рынка выполняет свою роль при наличии информации.
12. Важным видом эффекта деятельности службы рыночной информации в регионе является создание условий для сбалансирования цен на сельскохозяйственную продукцию, продукцию и услуги других отраслей, т. е. появляется инструмент воздействия на механизм паритета цен. Это воздействие осуществляется за счет создания предпосылок для осуществления экономических выборов, которые делают субъекты рынка. Кроме того, мониторинг цен на различные виды продукции по каналам продаж позволяет, накапливая информацию, выявлять закономерности в динамике с целью прогнозирования. Предложенная стратегия развития информационной инфраструктуры регионального рынка обеспечит значительное повышение эффективности сельскохозяйственного производства путем сокращения трансакционных издержек, связанных с поиском информации и принятием управленческих решений. Для участников агропродовольственного рынка создана в сети Интернет информационная система (http://ww.agro55.ru), обеспечивающая информацией как органы управления, так и непосредственных участников аграрного рынка.
- Управление трансакционными издержками в системе аграрного рынка региона
- Основные положения, выносимые на защиту
- Результаты проведенных исследований
- 2. Методика проблемно ориентированного анализа трансакционных издержек в сельскохозяйственных организациях.
- 3. Взаимосвязь трансакционных издержек и масштабов производственной и рыночной деятельности.
- 4. Методика оптимизации размера трансакционных издержек при заключении договоров.
- 6. Обоснована необходимость корректировки деятельности институтов информационной инфраструктуры и наличия оперативной рыночной информации.
- Торговля непосредственно на губернской ярмарке
- (216 Руб.)
- 7. Принципы и методические подходы к проектированию и внедрению маркетингово-логистической системы в сельскохозяйственных организациях.
- 8. Стратегия формирования инфраструктуры государственной системы сбора, анализа и распространения рыночной информации на аграрном рынке региона.
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики
- По Омской области
- Отдел сбора и обработки статистической информации муниципальных районов г. Омска и муниципальных районов
- Выводы и предложения
- Основные публикации по теме диссертации Монографии
- Статьи в сборниках научных трудов и журналах
- Документ интеллектуального продукта