logo
SHumakovaOV

4. Методика оптимизации размера трансакционных издержек при заключении договоров.

Основой рыночных отношений в агропромышленном секторе экономики являются контракты, условия которых могут ограничить влияние будущих неблагоприятных изменений на деятельность хозяйствующих субъектов и ритмичность движения финансовых ресурсов, а недобросовестное поведение участников сделки может привести к недостатку ликвидных активов, неплатежеспособности сельхозтоваропроизводителей, росту трансакционных издержек. Поэтому в ходе реализации контрактных отношений трансакционные издержки представлены как объективный фактор, обусловленный взаимодействием экономических агентов, направленный на обеспечение условий обмена-общения. Выяснено, на заключение и согласование сделки затрачивается примерно от 2 до 5 недель, причем основная часть времени приходится на согласования внутри организации между отделами. Чтобы избежать дополнительных трансакций, следует определить их еще на первоначальной стадии, т. е. заключения договора. В связи с этим разработана и апробирована методика экспертизы договоров, планируемых к заключению (рис. 3).

Анализ внутренней и внешней информации взаимодействия с контрагентами

Внутренняя информация

Внешняя информация

1. Решения суда, арбитража.

2. СМИ (Интернет, периодические издания).

3. Статистические сборники.

4. Бухгалтерская финансовая отчетность.

5. Деловая репутация контрагента.

1. Кадровая политика, Устав организации.

2. Регистры учета.

3. Заключенные договоры.

4. Реестры поставщиков.

5. Бухгалтерская финансовая отчетность.

Содержательный анализ предпосылок для заключения договора

Этапы проведения

Анализ предмета договора

Анализ количества времени и длительности заключения сделки

Определение размера сделки и формы ее оплаты

Анализ затрат, связанных с заключением и оформлением договоров

Анализ вида деятельности партнера

Анализ мер ответственности

Анализ уровня образования и квалификации работников, занимающихся составлением договора

Способ выбора потенциального партнера

Анализ участников договора, то есть тех, кто является партнерской стороной по договору

Составление технологической карты по определению состава и размера трансакционных издержек

Сопоставление фактических данных с нормативными показателями доли трансакционных издержек в общей сумме договора

Соответствие размера трансакционных издержек нормативным показателям

Слишком большой размер трансакционных издержек

по договору

Соблюдение всех условий методики

Отрицательная деловая репутация контрагента

Рис. 3. Концептуальная схема методики оптимизации трансакционных издержек при заключении и оформлении договоров

Величина трансакционных издержек зависит от многих факторов, связанных с производством и реализацией продукции, со статусом предприятия на рынке продукции, товаров и услуг, квалификацией сотрудников и т. д.

Оценить размер трансакционных издержек и эффективность заключаемой сделки можно на основании технологической карты, которая представляет собой матрицу, отображающую условия методики и трансакционные издержки: поиска информации, ведения переговоров, измерения, спецификации и защиты прав собственности, предупреждения оппортунизма и форм их проявления. Карта позволяет собрать все расходы на выполнение того или иного условия методики для анализа трансакционных издержек. Для расчета используются средние данные по ранее заключенным договорам.

По данным предложенной методики определены состав и уровень трансакционных издержек по уже заключаемым договорам и обследуемым сельскохозяйственным организациям в 2008 г. Удельный вес трансакционных издержек от суммы договора составляет 3,8–9,2%.

Исследования проводились по данным типичных сельскохозяйственных организаций Омской области, что позволило определить нормативный показатель удельного веса трансакционных издержек в общей сумме договора. Нормативные значения различны для каждого из представленных участников рынка и учитывают самостоятельность хозяйственных действий, масштабы производства, уровень квалификации сотрудников, наличие специализированного оборудования и др. Числовое значение норматива определялось экспертным путем. Таким образом, для предприятий, входящих в интегрированные формирования, норматив составляет 1–2% (значения по исследованным технологическим картам 3–4%); для агропромышленных формирований, занимающихся как производством продукции, так и ее переработкой, – 3–4% (5–6%); для крупных и средних предприятий без автономных подразделений – 4–5% (7–9%); для самостоятельных предприятий малых форм – 6–7% (10–12%). Такое соотношение связано, прежде всего, со степенью самостоятельности предприятия, налаженным процессом производства, переработки и продажи, территориальной отдаленности от основных рынков сбыта, уровня квалификации специалистов.

С целью оперативности и упрощения расчетов нами в программе «Microsoft office Excel» разработана электронная форма технологической карты и вспомогательных таблиц для ее расчета. Эта расчетная таблица позволяет пользователю определить размер трансакционных издержек на каждом этапе методики, выявить отклонение от нормативного показателя. При выборе закладки по классификационной группе предприятия представляются этапы деятельности по подготовке и реализации контракта, формы проявления трансакционных издержек и определяется их размер исходя из уровня сложности заключения договора. Уровни сложности возникновения трансакционных издержек при заключении договора: первый – низкий, предусматривает постоянство партнера, налаженные связи с контрагентами, наличие специалиста по подготовке и заключению договоров, положительную деловую репутацию; второй – средний, к нему относятся такие договоры, при заключении которых имеется информация о партнерах от третьих лиц, уже заключались 2–3 сделки с этим контрагентом, среднее финансовое состояние, раньше возникали споры или не выполнялись условия договора; третий – высокий, к нему относятся разовые сделки, отсутствие информации о контрагенте, отрицательная деловая репутация партнера, критическое финансовое состояние, наличие в истории партнера судебных разбирательств, штрафов по поводу невыполнения условий договора.

Таким образом, предлагаемая методика оптимизации размера трансакционных издержек при оформлении и заключении договоров позволяет выявить неопределенность и несовершенство контрактных отношений на основании ряда факторов, каждый из которых дает возможность обозначить возникающие в ходе формирования и заключения договоров проблемы, приводящие к значительному росту трансакционных издержек. Выявленные в работе проблемы и формы трансакционных издержек позволяют определить особенности их влияния на формирование договоров и предусмотреть пути их оптимизации.

  1. Механизм преодоления барьеров на аграрном рынке с использованием проблемно ориентированного подхода.

Темпы экономического роста многих предприятий остаются низкими, эффективность и производительность не растет, низкой остается рентабельность. Так, в Омской области уровень рентабельности производства сельскохозяйственных организаций в 2008 г. составлял 15,2%. Изменения внешней среды заставляют предприятия работать в режиме реального времени, т. е. подстраиваться, приспосабливаться к этим изменениям. Мы считаем, что барьеры входа на аграрный рынок это совокупность экономических, организационных, административных, правовых, политических, социально-культурных институтов, действия которых затрудняют прибыльную деятельность, препятствуют выходу на рынок хозяйствующих субъектов.

Предложена классификация барьеров для предприятий, действующих на агропродовольственном рынке, с выделением трансакционных издержек, в состав которых входят: экономические, правовые, организационные, административные, социально-культурные и политические. Каждый барьер рассмотрен с позиции внешней и внутренней среды, так как трансакционные издержки имеют свою специфику формирования. Такое деление позволяет определить концепцию их регулирования и значимости (табл. 2).

Таблица 2. Классификация барьеров в деятельности сельскохозяйственных

организаций различных масштабов

Вид барьеров

Крупные интегрированные структуры

и холдинги

Агропромышленные формирования, включающие производство по переработке

Крупные и средние предприятия

Самостоятельные предприятия малых форм

Внешние барьеры

Внутренние барьеры

Внешние барьеры

Внутренние барьеры

Внешние барьеры

Внутренние барьеры

Внешние барьеры

Внутренние барьеры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Экономические

Ограничение емкости рынка

+

+

++

+

+++

+

+++

++

Уровень затрат

+++

+++

+++

+

+++

+

Первоначальные затраты

++

+

+++

++

+++

+++

+++

+++

Экономическая политика государства

+

++

+++

+++

Доступность каналов реализации

+

+++

++

+++

+++

+++

+++

+++

Наличие рыночной информации

+++

+

+++

+

+++

++

+++

+++

Правовые

Законодательные

+

+

+

+

++

+

++

+

Криминогенные

+

+

++

+

++

++

++

+

Окончание табл. 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Организационные

Развитость рыночной инфраструктуры

+

+

++

++

Стратегия интеграции

+

+

++

++

++

+++

Административные

Правила установленные госорганами

++

++

++

++

+++

+++

+++

+++

Социально-культурные

Коммуникативный процесс

+

+

+

+

++

++

++

++

Развитие

рынка труда

+

++

+++

+++

Образовательный процесс

+

+

+++

+

+++

Политические

Настрой административных, законодательных и судебных органов по отношению к бизнесу

+

+

+

+

Политическая стабильность

+

+

+

+

Группы по интересам и лоббисты

+

+

+

+

Примечание. «-» – отсутствие барьера; «+» – легко преодолимый барьер; «++» – преодолимый барьер;

«+++» – сложно преодолимый барьер.

Оценка значимости барьеров входа на региональный рынок имеет принципиальное значение для всех хозяйствующих субъектов АПК. Задача по оценке барьеров входа усложняется тем, что нет универсальной единой формулы, с помощью которой можно было бы подсчитать высоту барьера входа. Более того, некоторые входные барьеры вообще не поддаются количественному измерению, и в этом случае специалистам приходится надеяться на свою интуицию и профессиональные навыки. Авторская оценка барьеров входа на региональный рынок субъектов АПК представлена в табл. 3.

При оценке величины рыночных барьеров организации, формирующие инфраструктуру АПК, были сгруппированы в семь классификационных групп. Проблемно ориентированный подход позволил определить основные из них, с которыми сталкиваются товаропроизводители, и эффективность выполнения организациями инфраструктуры АПК своих функций.

Таблица 3. Оценка барьеров на региональном рынке хозяйствующих

субъектов АПК за 2008 г. (в среднем на одно предприятие)

Барьеры

Крупные интегрированные структуры

и холдинги

Агропромышленные формирования

Крупные и средние предприятия

Самостоятельные предприятия

малых форм

тыс. руб.

уд.

вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд.

вес, %

Экономические

4778

22,82

1387

8,85

1030

13,49

142

7,93

Правовые

12767

60,99

10450

66,72

5190

68,0

1324

73,97

Организационные

368

1,76

327

2,08

234

3,07

64

3,58

Административные

2628

12,56

3220

20,55

973

12,75

182

10,17

Социально-культурные

392

1,87

283

1,80

205

2,69

78

4,35

Политические*

Всего

20933

100

15661

100

7632

100

1790

100

* Невозможно определить.

В работе доказано, что часть организаций, формирующих инфраструктуру АПК региона, выполняет свои функции не в полной мере. Такая ситуация приводит к росту трансакционных издержек, связанных с преодолением барьеров, что еще более усугубляется в условиях кризисных явлений. Исследование позволило определить механизм преодоления барьеров на аграрном рынке, при разработке которого использован проблемно ориентированный подход. Фрагмент представлен в табл. 4.

Механизм регулирования в сфере действия барьеров на аграрном рынке – это возможности маневра объемами производства и каналами продаж, выбор рациональных «продуктовых цепочек», обучение кадров, введение в состав должностных инструкций функций поиска информации, планирование уровня трансакционных издержек, ведение реестра учета трансакционных издержек, установление оптимального режима налогообложения, получение дотаций и субсидий сельскохозяйственными организациями, повышение управляемости поведения субъектов хозяйствования, создание государственной службы рыночной информации, распространение общедоступной экономической информации, защита информации, электронный документооборот, создание информационно-консультационного центра при МСХиП Омской области и др.

Таблица 4. Механизм регулирования в сфере действия барьеров на аграрном рынке в системе

проблемно ориентированного подхода (фрагмент)

Вид барь-ера

Составляющая барьера

Проблемы, возникающие при преодолении

барьера

Действия по регулированию механизмов преодоления

Виды эффекта

Внешнийй

Внутренний

Внешние

Внутренние

Внешние

Внутренние

1

2

3

4

5

6

7

8

Экономический

Ограничение емкости рынка

Привлечение покупателей, инвесторов; преодоление конкуренции; затраты на изготовление рекламной продукции; поиск каналов продаж

Регулирование объемов производства

Возможности маневра объемами производства и каналами продаж, выбор рациональных «продуктовых цепочек»

Возможности маневра объемами производства и каналами продаж

Сокращение издержек ведения переговоров, поиска информации о партнерах, рынках сбыта, повышение рентабельности производства, отстаивание своих интересов на рынке, снижение транс-портныхных издержек в форме недополученной выручки

Уровень затрат

Высокие транспортные расходы; издержки поиска информации, ведения переговоров; аренда помещений и производственных мощностей

Отсутствие квалифицированных специалистов по управлению затратами предприятия

Создание кооперативов, строительство собственных помещений и покупка производственных мощностей, стандартизация методов измерения, учета

Обучение кадров, введение в состав должностных инструкций функций поиска информации, планирование уровня трансакционных издержек, ведение реестра учета трансакционных издержек

Снижение издержек поиска информации, ведения переговоров, оппортунистического поведения, недополученной прибыли, выделение реальных расходов организаций, контроль за размером трансакционных издержек и предотвращение их роста, повышение рентаб. производства

Первоначальные затраты

Затраты времени и ресурсов; издержки ведения переговоров; привлечение инвесторов; получение лицензий и других разрешительных документов; регистрация предприятия; оформление кредитов и лизинга

Оформление специальных документов (лицензий, патентов), прав собственности; оплата консультаций специалистов; поиск потребителей; высокие расходы на заключение и оформление контрактов; территориальная отдаленность

Проведение тендерного отбора, лицензирование деятельности, объединение материальных ресурсов и капитала с другими организациями, искоренение бюрократии

Собственные юридические службы, обучение персонала

Снижение издержек ведения переговоров и поиска информации, снижение затрат на регистрацию, получение кредитов, снижение риска оппортунизма, сокращение организационных затрат

Экономическая политика государства

Оформление кредита, лизинга; господдержка сельского хозяйства; издержки поиска информации; дополнительное материальное стимулирование

Установление оптимального режима налогообложения, выдача дотаций и субсидий сельскохозяйственным организациям

Снижение налоговой нагрузки, издержек поиска информации, повышение рентабельности производства

Окончание табл. 4

1

2

3

4

5

6

7

8

Доступность каналов

реализации

Затраты времени и ресурсов; издержки ведения переговоров, поиска информации; транспортировка продукции

Затраты времени и ресурсов, издержки ведения переговоров, поиска информации, связанные с личными связями сотрудников; неэффективность использования транспортных средств

Приобретение транспортных средств, услуг посреднических организаций по транспортировке продукции, повышение управляемости поведения субъектов хозяйствования

Контроль за рациональным использованием транспортных средств предприятия, стимулирование сотрудников

Снижение издержек поиска информации и ведения переговоров, снижение издержек оппортунистического поведения, повышение эффективности сбора информации, экономия на издержках мониторинга

Наличие рыночной информации

Затраты времени и ресурсов; издержки ведения переговоров; издержки поиска информации; оформление договорных отношений

Затраты времени и ресурсов; издержки ведения переговоров, поиска информации; оформление договорных отношений; отсутствие оргтехники и Интернет-источников

Создание государственной службы рыночной информации, распространение общедоступной экономической информации, защита информации

Электронный документооборот, оказание государственной помощи в приобретении оргтехники и установлении Интернет-источников

Повышение эффективности информационного обмена, предупреждение оппортунистического поведения, экономия на издержках поиска информации

Правовой

Законодательные

Затраты времени и ресурсов; издержки ведения переговоров; поиска информации; финансово-кредитная и господдержка сельского хозяйства; оформление кредитов; реструктуризация задолженности; сдача отчетности через ТКС

Затраты времени и ресурсов; издержки поиска информации; некорректное оформление документации; низкая квалификация специалистов

Создание оптимальной законодательной базы для сельскохозяйственных организаций, создание информационно-консультационного центра при МСХиП Омской области

Подбор квалифицированных специалистов, обучение персонала, наличие информационно-справочных систем

Снижение издержек ведения переговоров, поиска информации, снижение затрат времени и ресурсов, снижение потерь, связанных с неграмотностью персонала

Криминогенные

Издержки оппортунистического поведения; контрабандный ввоз и вывоз продукции

Издержки оппортунистического поведения; отсутствие личного транспорта, складов для хранения продукции; нелегальный сбыт продукции сотрудниками предприятия; ведение двойной бухгалтерии

Государственный контроль контрабандного вывоза и ввоза продукции, повышение эффективности правоохранительной системы

Дополнительное стимулирование работников, контроль за хранением продукции, организация системы внутреннего контроля

Снижение издержек оппортунистического поведения, снижение издержек текущего контроля, снижение издержек на вынужденную защиту

Административный

Правила, установленные государственными органами

Оформление кредитов, лицензий, сертификатов и другой разрешительной документации; реструктуризация задолженности; сдача отчетности через ТКС; неформальные отношения между органами власти и предприятиями

Низкая квалификация сотрудников бухгалтерской службы для понимания, расшифровки законов

Оптимизация правовых актов по отношению к производителям, стандартизация методов учета и отчетности, повышение эффективности административного управления

Подбор квалифицированных специалистов и их обучение, внутренний контроль, аудиторские и ревизионные проверки

Снижение издержек спецификации и защиты прав собственности, издержек оппортунистического поведения, снижение издержек входа-выхода на рынок, сокращение времени ожидания решений