1. Рынок: сущность, условия возникновения, функции, классификация, преимущества и недостатки.
Рынок – это совокупность процессов купли-продажи, вне зависимости от того, где они происходят.
Известны три условия возникновения рынка:
1) общественное разделение труда, происходившее в три этапа: отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла как самостоятельной отрасли, возникновение купечества;
2) экономическая обособленность производителей, возникающая на базе частной собственности;
3) самостоятельность товаропроизводителя, свобода предпринимательства.
Рынок как экономическая категория выполняет 6 функций:
1) информационная функция – через постоянно меняющиеся цены рынок дает участникам производства объективную информацию о необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поступают на рынок;
2) посредническая функция – поскольку в условиях рынка производители экономически обособлены, рынок помогает им встретиться и обменяться результатами своей деятельности, то есть рынок является посредником между производителями и потребителями;
3) ценообразующая функция – обычно на рынок поступают товары и услуги одного назначения, но содержащие неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Однако рынок признает только общественно необходимые затраты и только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь устанавливается подвижная связь между индивидуальной и общественной стоимостью, между стоимостью и ценой.
4) стимулирующая функция – рынок побуждает производителей к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получению более высокой прибыли за счет снижения издержек и внедрения новой техники и технологий;
5) регулирующая функция – является самой важной, так как связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Рынок дает ответы на вопросы: что, как и для кого производить, в результате чего устанавливает основные соотношения в хозяйстве на микро- и макроуровнях за счет расширения или сужения спроса и предложения.
6) оздоровительная (санирующая) функция – на рынке обязательна конкуренция, с помощью которой рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых хозяйственных единиц и стимулирует развитие более эффективных и предприимчивых хозяйств. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.
Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков. Его можно классифицировать по разнообразным признакам:
1) по экономическому назначению рынка – рынок товаров и услуг, средств производства, труда, технологий, ценных бумаг;
2) по товарным группам – рынки товаров производственного назначения, народного потребления, продовольственных товаров, факторов производства;
3) по географическому положению – местный, региональный, межрегиональный, национальный, мировой;
4) по отраслям – автомобильный, сельскохозяйственный, строительный и тт.д.;
5) по степени ограничения конкуренции – монопольный, свободный, олигопольный, смешанный;
6) по характеру продаж – оптовый, розничный, фьючерсный;
7) по соответствию законодательным нормам – легальный, черный.
В своем воздействии на экономическую систему рынок многогранен и противоречив, выполняет как позитивную, так и негативную роль. К преимуществам рынка можно отнести следующие:
1) способствует более эффективному использованию ресурсов;
2) вызывает необходимость более гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
3) создает условия пот оптимальному использованию НТП при создании новых товаров, внедрении новых технологий, методов организации и управления производством;
4) обеспечивает свободу выбора и действий производителей и потребителей;
5) нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и повышение качества товаров и услуг.
Позитивные функции рынка делает его достаточно эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов неизбежно ведут к возникновению и обострению многих противоречий, затрагивающих все важнейшие ступени существования и развития общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные несовершенства:
1) рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
2) отрицательно сказывается на защите окружающей среды;
3) не обеспечивает развития производства товаров и услуг коллективного пользования;
4) не создает условий для развития фундаментальной науки, системы образования, социальной защиты и т.д.;
5) не гарантирует права на труд, отдых, доходы;
6) вызывает имущественное расслоение населения;
7) не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен;
8) рынок подвержен нестабильному развитию с периодическими подъемами и спадами производства, приводящими к возникновению безработицы и инфляции.
- 1. Рынок: сущность, условия возникновения, функции, классификация, преимущества и недостатки.
- 2. Законы спроса и предложения, их практическое применение
- 3.Рыночные структуры и поведение производителя
- 4. Рынок труда и безработица
- 5. Инфляция: сущность, причины, виды, последствия, антиинфляционная политика
- 6. Государственное регулирование экономки: необходимость, сущность, формы, методы
- 7. Доходы населения и проблема бедности
- 8.Рынок ценных бумаг и его роль в функционировании рыночной экономики
- 9. Государственный бюджет как основное звено финансовой системы
- 10. Сущность, функции и классификация кредита