logo
Обзорные лекции Гурьянова

5. Инфляция: сущность, причины, виды, последствия, антиинфляционная политика

Инфляция означает обесценение денежной единицы, уменьшение ее покупательной способности. Непосредственным проявлением инфляции является рост цена на товары, не обусловленный повышением их качества. Универсальный способ определения уровня инфляции состоит в установлении среднего по стране или по региону индекса роста розничных цен на группу наиболее употребительных товаров, называемую «потребительской корзиной». Индекс потребительских цен рассчитывается так:

цена потребительской корзины в текущем году

ИПЦ = --------------------------------------------------------------- х100%

цена корзины в базисном периоде

Уровень инфляции измеряется приростом цен в процентах и вычисляется чаще всего за месяц или за год. Для его расчета используется формула:

ИПЦ1 - ИПЦ0

Уровень инфляции = ------------------------ х 100%, где

ИПЦ0

ИПЦ1 – индекс потребительских цен текущего года;

ИПЦо - индекс потребительских цен базисного года.

Природа возникновения инфляции заключается в несоответствие между обращением товарной и денежной массы, вызываемым чаще всего наличием избыточных наличных и безналичных денег, не обеспеченных товарной массой. В этом случае деньги не обладают своей номинальной ценностью ввиду отсутствия эквивалентного по стоимости товарного покрытия. Причину возникновения инфляции можно объяснить с помощью уравнения денежного обращения Фишера:

MV=PQ, где

M – средняя масса денег в обращении, V – скорость обращения денег, равная числу оборотов, совершаемых за год денежной единицей, P – цена единицы товара, Q – масса обращающихся в стране товаров.

Основные причины инфляции экономисты видят в следующем:

1) государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на величину дефицита государственного бюджета, на величину внешнего и внутреннего долга, на дефицит внешнеторгового баланса, включая милитаризацию;

2) профсоюзная монополия – определяет размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы;

3) монополия крупных фирм – ведет к сокращению объемов производства и «вздутию» цен;

4) механизм налогообложения – при увеличении налога на прибыль проявляется тенденция к снижению объемов производства.

Для определения виды инфляции используются следующие показатели:

  1. темп роста цен;

  2. степень расхождения роста цен по различным группам товаров;

  3. ожидаемость или предсказуемость инфляции;

  4. форма проявления;

  5. источник инфляции

В зависимости от темпа роста цен различают три вида инфляции:

  1. ползучая – для нее характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или несколько выше процентов в год;

  2. галопирующая – в отличие от ползучей является трудно управляемой. Темп ее роста выражается двухзначными цифрами. Галопирующий рост цен проявляет себя неодинаково и не имеет строго обозначенных количественных параметров;

  3. гиперинфляция – рост цен достигает 50 и более процентов в месяц.

В зависимости от степени расхождения роста цен различают сбалансированную и несбалансированную инфляцию. При сбалансированной инфляции цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в разных пропорциях.

С точки зрения ожидаемости или предсказуемости инфляции выделяют ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой понимается инфляция, которая прогнозируется заранее, а под неожидаемой – наоборот.

По формам проявления инфляция делится на подавленную и открытую. В условиях рыночной экономики, когда цены и доходы свободно формируются в основном под воздействием спроса и предложения, обесценение денег носит открытый характер. В случае же жесткого установления цен в условиях административно-командной экономики имеет место подавленная или скрытая инфляция. В бывшем СССР существовали более или менее стабильные государственные цены на товары, что не может свидетельствовать об отсутствии инфляции. Возникновение дефицит товаров приводит к тому, что покупатель не обладает гарантированной возможностью приобрести товар по официальной цене и зачастую вынужден приобретать его на «черном» рынке по гораздо более высоким ценам. Инфляция в экономике государственно-централизованого типа наблюдается также в форме повышения государственных цен на товары и услуги. Однако надо отметить, что уровень реальной инфляции в советской экономике был невысоким.

По источнику возникновения инфляция делится на инфляцию спроса и инфляцию издержек производства. Инфляция спроса – это повышение цен вследствие появления избыточного спроса по сравнению с реальным объемом производства продукции. Ее причинами служат чрезмерное возрастание потока инвестиций или государственных расходов. Инфляция издержек производства – повышение цен вследствие роста затрат на производство продукции. Ее причинами является чрезмерный рост заработной платы или цен на сырье и ресурсы.

Иногда для экономики бывает характерным снижение цен. В этом случае говорят либо об отрицательной инфляции, либо о дефляции. Состояние экономики, при котором инфляция сопровождается спадом производства, называют стагфляцией.

Инфляция представляет собой негативное экономическое явление, а при высоких уровнях – экономическое бедствие. Однако было бы неверным утверждать, что инфляция никому не нужна и не выгодна. Правительство посредством инфляции, то есть выпуска в обращение «бестоварных» денег, увеличивает расходы бюджета и удовлетворяет многочисленные денежные запросы, чем иногда удается оживлять экономику. Берущий деньги в долг и возвращающий их в том же количестве, либо с процентами ниже инфляционных, получает солидный денежный выигрыш. Подобным образом поступают многие банки. В принципе любое лицо, задерживающее выплату денег, выигрывает от инфляции, так как платит более «дешевыми» деньгами. Однако в целом инфляция вредна.

К основным последствиям инфляции можно отнести следующие:

1) перераспределение доходов и богатства:

2) отставание цен государственных предприятий от рыночных ;

3) скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги;

4) ускоренная материализация денежных средств;

5) нестабильность экономической информации;

6) падение реального процента – реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного роста инфляции;

7) обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы, называемая кривой Филипса.

Антиинфляционное регулирование – это государственная политика, направленная на установление контроля над инфляцией и обеспечение стабильности цен в экономике.

Для проведения антиинфляционной политики используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятий в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией можно разделить на две группы:

1) косвенные методы – к ним относятся действия центрального банка по регулированию общей денежной массы, ссудного и учетного процента коммерческих банков, установление норм обязательных резервов, операции на открытом рынке;

2) прямые методы - основаны на регулировании государством кредитов, цен, заработной платы, внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

Как прямые, так и косвенные методы подавления инфляции очень сложны. Однако можно использовать несколько универсальных методов. Самый простой из них – сдерживание активной денежной массы, направляемой на покупку товаров, и увеличение товарной массы, продаваемой за деньги. Сдерживать денежную массу можно посредством ограничения эмиссии, побуждением к сбережению денежных средств, чтобы они сразу же не поступали в сферу обращения или даже отвлекались от нее. Иногда применяется ограничение или задержка выплаты денежных средств предприятиям и населению со стороны государственных органов. Если не удается увеличить производство товаров, использовать выгодный импорт, то в товарную массу вовлекаются товары и услуг, которые до этого были «бесплатными», то есть земля, жилье, государственное имущество.