18.3. Денежно-кредитная система: структура и функции
Кредитная система – это комплекс валютно-финансовыхучреждений, призванных регулировать экономику посредством изменения количества находящихся в обращении денег.
Современная денежно-кредитная система состоит из трех звеньев: Центральный банк, коммерческие банки, специализированные кредитно-финансовые институты.
На каждом из трех уровней выполняются соответствующие функции.
Денежно-хозяйственные функции (работа с деньгами вкладчиков, сделки по хранению, предоставление кредита, предоставление информации, консультирование и др.) осуществляются кредитными институтами (банками).
Регулирующие функции (установление учетной ставки, установление резервов и т. п.) осуществляются Центральным банком и ведомствами по надзору.
Регламентирующие функции (контроль над частными банками и т. п.) осуществляются Центральным банком и Министерством финансов.
Первый уровень кредитной системы представлен Центральным банком (ЦБ).
В его функции входят: эмиссия (выпуск) банкнот; хранение государственных золотовалютных резервов; хранение резервного фонда других кредитных учреждений, главным образом коммерческих банков; денежно-кредитное регулирование экономики, кредитование коммерческих банков и осуществление кассового обслуживания государственных учреждений; проведение расчетов и переводных операций; контроль над деятельностью кредитных учреждений.
Конечной целью всех этих функций является проведение денежной политики.
Денежная политика – это политика управления уровнем процента, величиной денежной массы и кредитов.
Управление уровнем процента осуществляется определением уровня учетной ставки процента.
Учетная ставка процента – это норма процента, по которой ЦБ предоставляет краткосрочные кредиты коммерческим банкам.
Коммерческие банки для осуществления своей деятельности берут кредит у ЦБ под определенный процент, т. е. учетную ставку (скажем, 80 %). Банки предоставляют полученные средства своим клиентам под процент, который выше учетного (скажем, 100 %). Если ЦБ повысит учетную ставку процента, то коммерческие банки поднимут ставку процента своим клиентам. Если ЦБ снизит учетную ставку, то же самое сделают коммерческие банки. Таким образом, ЦБ воздействует на экономику, проводя политику «дешевых» или «дорогих» денег, чтобы стимулировать или охладить деловую активность.
Управление величиной денежной массы осуществляется посредством определения нормы обязательных резервов. В соответствии с законом коммерческие банки часть своих средств обязаны хранить в виде резерва в ЦБ. Размер этого резерва устанавливает ЦБ. При уменьшении его величины у коммерческих банков возрастает возможность размещать деньги среди своих клиентов и денежная масса в стране растет. С увеличением резерва предложение денег уменьшается, цена на них, т. е. уровень процента, растет, деньги становятся «дорогими». Политика резервов, проводимая ЦБ, является наиболее жестким инструментом денежно-кредитного регулирования. Она применяется как средство для быстрого сжатия или расширения кредитной массы в стране.
Управление кредитами осуществляется методом «операции на открытом рынке», когда ЦБ проводит куплю-продажу ценных бумаг. Если ЦБ продает ценные бумаги, то он получает взамен денежные средства, количество денег в обращении падает, процент растет и деньги опять становятся «дорогими». Если же ЦБ покупает ценные бумаги, то это приводит к падению нормы процента и «удешевлению» денег. Этот метод применяется для проведения либо экспансивной (покупка), либо рестрикционной (продажа) политики ЦБ в отношении денежной массы.
Второй уровень кредитной системы представлен коммерческими банками, которые непосредственно работают с клиентами: физическими или юридическими лицами.
Благодаря развитой системе кредита банки обладают способностью порождать новые деньги.
Рассмотрим пример:
Таблица 18.1
Схема создания банковских депозитов
Допустим, что население хранит все свои деньги в банках, а банки не держат излишних резервов, а норма банковского резерва равна 1 /10.
Если доходы населения увеличатся на 100 единиц, то на столько же вырастут вклады населения в банки. Тогда прирост банковских вкладов составит 10 (1/10 от 100). Значит, 90 единиц банк выделит в качестве кредита населению. Получив эти деньги, население опять вложит их в банк. Дополнительный прирост банковских вкладов населению составит 90 единиц, из которых 9 останутся в форме банковских резервов, а 81 будет предоставлена населению в виде кредита, и т. д. В результате общий прирост кредитов населению составит 900 единиц, а прирост вкладов – 1000.
Чтобы подсчитать, во сколько раз банки увеличивают размер денежной массы в обращении, используется депозитный мультипликатор (т): т = 1/г, где г – обязательные банковские резервы, здесь они равны 10 (табл. 18.1).
Связь предложения денег (Ms) с денежной базой (В) выражается равенством:
ΔMs = mΔB,
где ΔMs – прирост предложения денег; ΔВ – прирост денежной базы.
Среди услуг коммерческих банков, важных для макроанализа, выделяют следующие виды:
Прямое кредитование, т. е. выдача ссуды на условиях возвратности, платности, срочности.
Банковские инвестиции, т. е. приобретение банком акций и облигаций.
Лизинг, т. е. опосредованная банком аренда различных видов имущества и оборудования.
Факторинг, т. е. инкассирование дебиторской задолженности клиента с выплатой суммы счетов немедленно или по мере погашения задолженности.
Трастовые операции, т. е. операции по управлению капиталом клиентов.
Третий уровень кредитной системы представлен специализированными кредитно-финансовыми институтами: пенсионными фондами, страховыми компаниями, инвестиционными и ипотечными банками, ссудно-сберегательными ассоциациями и т. д. Они сосредоточивают у себя громадные денежные ресурсы и поэтому оказывают большое воздействие на денежную политику.
Для нормального функционирования экономики важно, чтобы банковская система была стабильна.
К причинам, вызывающим нарушения в функционировании банковской системы, относятся:
• нестабильность курса национальной валюты;
• неудачная денежно-кредитная политика ЦБ;
• неразумная фискальная (налоговая) политика;
• отсутствие системы страхования депозитов.
К мерам по стабилизации кредитно-банковской системы относятся:
• совершенствование банковского законодательства;
• приведение в соответствие уровня минимальных банковских резервов и уровня учетной ставки;
• развитие новых форм кредитно-банковских услуг и регулирование емкости кредитного рынка.
- Галина Афанасьевна Маховикова Галина Гукасьян Вера Амосова Экономическая теория. Завтра экзамен
- Аннотация
- Оглавление
- Раздел I введение в экономическую теорию
- Раздел II микроэкономика
- Раздел III макроэкономика. Закономерности функционирования национальной экономики
- Раздел IV особенности переходной экономики россии
- К читателю
- Раздел I введение в экономическую теорию
- Лекция 1 Тема: основные этапы развития экономической теории
- 1.1 Истоки
- 1.2 Меркантилизм – первая школа политической экономии
- 1.3 Классическая политическая экономия и физиократия
- 1.4 Марксизм
- 1.5 Неоклассическое направление
- 1.6 Кейнсианство
- 1.7 Институционально-социологическое направление
- 1.8 Российская экономическая школа и ее специфика
- Отличительные черты российской экономической школы
- 1.8.2 Экономические проблемы в работах в. И. Ленина, а. В. Чаянова, н. Д. Кондратьева
- 1.8.3 Экономисты советского и постсоветского периодов
- Практикум по теме лекции 1
- Лекция 2 Тема: предмет экономической теории, ее философские и методологические основы
- 2.1 Эволюция идей о предмете экономической науки. Политическая экономия. Экономикс. Экономическая теория
- 2.2 Предмет экономической теории
- 2.3 Методы экономического анализа
- 2.4 Функции экономической теории
- 2.5 Экономическая политика и экономические цели
- 2.5.1 Экономические интересы. Что? Как? Для кого?
- 2.6. Модель человека в экономической теории
- Практикум по теме лекции 2
- Лекция 3 Тема: блага, потребности, ресурсы. Экономический выбор
- 3.1 Естественные и социальные условия жизни. Рост потребностей и ограниченность ресурсов
- 3.2 Экономические ограничения. Граница производственных возможностей
- 3.3 Основы общественного производства
- 3.4 Факторы производства, их взаимоотношение и комбинация
- Практикум по теме лекции 3
- Лекция 4 Тема: экономическая система общества: классификация, виды и модели. Отличительные признаки новой экономики
- 4.1 Понятие и классификация экономических систем
- 1. Формационный подход.
- 2. Цивилизационный подход.
- 4. Классификация экономических систем на основе способа организации хозяйственной деятельности учитывает следующие признаки:
- 4.2.2. Плановая экономика
- 4.2.3. Рыночная экономика
- 4.2.4. Переходная экономика
- Практикум по теме лекции 4
- Лекция 5 Тема: становление и сущность товарно-рыночного производства. Теории товара, стоимости, денег и цены
- 5.1 Натуральное хозяйство и его признаки. Товарное производство и его типы
- 5.2 Товар и его свойства. Альтернативные теории формирования стоимости и цены товара
- 5.3. Деньги как категория товарного производства: происхождение, сущность и функции
- 5.4 История российских денег
- 5.5 Денежная система: содержание и назначение. Эволюция денежного обращения и денег
- Практикум по теме лекции 5
- Лекция 6 Тема: рыночные отношения: сущность, функции, структура
- 6.1 Рынок: сущность, роль, функции и структура
- 6.2 Хозяйствующие субъекты и их типы
- 6.3. Инфраструктура рынка
- 6.3.1. Торговля и коммерция
- 6.3.2 Биржа, банк, реклама, аудит и прочие службы
- Практикум по теме лекции 6
- Раздел II микроэкономика
- Лекция 7 Тема: механизм функционирования рынка: спрос, предложение, рыночное равновесие
- 7.1. Спрос на товар и его характеристика
- 7.2. Предложение товара и его кривая
- 7.3. Соотношение спроса и предложения. Рыночное равновесие
- Практикум по теме лекции 7
- Лекция 8 Тема: рыночная конкуренция и ее виды
- 8.1. Конкуренция – ключевая категория рынка
- 8.2. Виды конкурентной борьбы. Совершенная и несовершенная конкуренция
- 8.3. Потери от несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство
- Практикум по теме лекции 8
- Лекция 9 Тема: фирма – основной субъект бизнеса. Формирование и движение капитала фирмы
- 9.1. Фирма – первичное звено предпринимательства. Теории фирмы. Трансакционные издержки
- 9.2. Основной и оборотный капитал. Амортизация
- 9.3. Теория управления фирмой – менеджмент
- 9.4. Маркетинг: сущность, функции, принципы
- Практикум по теме лекции 9
- Лекция 10 Тема: издержки производства фирмы. Теория издержек
- 10.1. Концепции издержек производства
- 10.2. Классификация издержек производства2
- 10.3. Издержки фирмы в коротком и длительном периодах
- Практикум по теме лекции 10
- Лекция 11 Тема: экономика домашнего хозяйства. Теория потребительского поведения
- 11.1 Домохозяйство и семья как субъекты микроэкономики
- 11.2. Принципы рационального поведения потребителя
- 11.3. Количественный (кардиналистский) подход к анализу поведения потребителя
- 11.4. Порядковый (ординалистский) подход к анализу поведения потребителя
- Практикум по теме лекции 11
- Лекция 12 Тема: рынок факторов производства ценообразование и доходы от факторов производства
- 12.1. Спрос и предложение на факторы производства
- 12.2. Экономическая природа прибыли
- 12.3. Процент как доход собственника ссудного капитала
- 12.4. Земельная рента как доход с земли
- 12.5. Заработная плата: сущность, уровень, динамика
- Практикум по теме лекции 12
- Раздел III
- 13.2. Общая характеристика макроэкономических показателей
- 13.3. Валовой национальный продукт и методы его исчисления
- 13.4. Структура национальной экономики. Народнохозяйственные пропорции
- 13.5. Кругооборот ресурсов и экономических благ
- 13.6. Национальное счетоводство: балансовый метод, метод системы национальных счетов
- Практикум по теме лекции 13
- Лекция 14 Тема: потребление. Сбережения. Инвестиции. Экономический рост, его типы, темпы и модели
- 14.1. Совокупный спрос и его кривая
- 14.2. Совокупное предложение и его график, равновесие совокупного спроса и совокупного предложения
- 14.3. Потребление и сбережения: взаимосвязь и различия. Предельная склонность к потреблению и сбережению
- 14.4. Инвестиции и их функциональное назначение. Факторы, влияющие на величину инвестиций
- 14.5. Экономический рост, его типы, темпы и модели. Факторы экономического роста
- Практикум по теме лекции 14
- Лекция 15 Тема: макроэкономическое равновесие. Государственное регулирование экономики
- 15.1. Роль и значение экономического равновесия
- 15.2. Теории макроэкономического равновесия
- 15.2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 15.2.2. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия: конец эпохи «laisser faire»
- 15.3. Государственное регулирование экономики
- 15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики
- 15.3.2. Государство в командной экономике
- 15.3.3. Государство в переходной экономике
- 15.3.4. Средства государственного регулирования экономики
- Практикум по теме лекции 15
- Лекция 16 Тема: цикличность развития экономики и макроэкономическая нестабильность: кризисы
- 16.1. Цикличность развития – экономическая закономерность. «Длинные волны Кондратьева»
- 16.2. Экономические теории цикличности общественного воспроизводства
- 16.3. Содержание и общие черты экономического цикла. Фазы цикла
- 16.4. Особенности экономического кризиса в России (конец 80-х – начало 90-х гг. Хх в.)
- Практикум по теме лекции 16
- Лекция 17 Тема: труд и занятость. Экономическая нестабильность на рынке труда: безработица
- 17.1. Труд как ресурс рыночной экономики. Теории труда
- 17.2. Рынок труда: функции и механизм действия. Кривые спроса и предложения труда
- 17.3. Занятость и безработица: причины, основные черты, виды и последствия
- Практикум по теме лекции 17
- Лекция 18 Тема: денежно-кредитная система. Экономическая нестабильность на денежном рынке: инфляция
- 18.1. Денежная масса и ее измерение: общее и различия в монетаристском и кейнсианском подходах
- 18.2. Кредит: сущность, функции, формы
- 18.3. Денежно-кредитная система: структура и функции
- 18.4. Ценные бумаги и их разновидности. Рынок ценных бумаг
- 18.5. Экономическая нестабильность на денежном рынке: инфляция
- Практикум по теме лекции 18
- Лекция 19 Тема: финансовая система и финансовая политика государства
- 19.1. Финансовая система: сущность и функции
- 19.2. Государственный бюджет и государственный долг
- 19.3. Налоговая система и принципы ее функционирования
- Практикум по теме лекции 19
- Лекция 20 Тема: совокупные доходы населения и их перераспределение. Социальная политика государства
- 20.1. Доходы населения и их источники
- 20.2. Уровень жизни населения и показатели его измерения
- 20.3. Неравенство в распределении доходов. Проблема бедности и богатства
- 20.4. Перераспределение доходов. Социальная политика государства
- Практикум по теме лекции 20
- Лекция 21 Тема: международные экономические отношения. Теория глобализации
- 21.1. Формы международных экономических отношений
- 21.2. Международная валютная система
- 21.3. Теория глобализации мировой экономики
- Практикум по теме лекции 21
- Раздел IV особенности переходной экономики россии
- Лекция 22 Тема: собственность как экономическая категория. Приватизация и разгосударствление
- 22.1. Собственность как экономическая категория
- 22.2. Формы собственности
- 22.3. Приватизация и разгосударствление
- 22.4. Модели приватизации и управление собственностью
- Практикум по теме лекции 22
- Лекция 23 Тема: предпринимательская деятельность: сущность, формы и виды. Теория рисков
- 23.1. Предпринимательство: экономическое содержание, признаки, виды
- 23.2. Организационные формы предпринимательства в России
- 23.3. Риск в предпринимательстве
- Практикум по теме лекции 23
- Лекция 24 Тема: методы рыночной трансформации экономики россии
- 24.1. Первоначальное накопление капитала
- 24.2. Признаки переходной экономики. Механизм рыночных преобразований
- 24.3. Обеспечение экономической безопасности
- 24.4. Роль институтов в рыночной трансформации экономики России. Теневая экономика
- Практикум по теме лекции 24
- Ответы на задачи Лекция 3
- Лекция 5
- Лекция 6
- Лекция 7
- Лекция 9
- Лекция 10
- Лекция 11
- Лекция 12
- Лекция 13
- Лекция 15
- Лекция 17
- Лекция 18
- Лекция 19
- Лекция 21