Практикум по теме лекции 18
План семинара
Денежная масса. Спрос и предложение денег. Денежный рынок.
Кредит: сущность, функции, формы.
Денежно-кредитная система: структура и функции.
Ценные бумаги и их разновидности. Рынок ценных бумаг.
Инфляция: сущность, формы, причины, последствия.
Вопросы для дискуссий, контрольных работ и олимпиад
Проанализируйте уравнение обмена Фишера. Какие реальные ситуации могут быть описаны с помощью этого уравнения?
Что, на ваш взгляд, является принципиально новым в подходе Дж. Кейнса к анализу денежной сферы по сравнению с неоклассиками?
Как определяется совокупный спрос на деньги?
Назовите условия равновесия на денежном рынке. Что такое ликвидная ловушка?
Какие виды кредитно-финансовых учреждений вы знаете?
Как банки делают деньги? Что такое депозитный мультипликатор? Каков его экономический смысл?
Как рассчитывается норма банковской прибыли?
Каковы функции Центрального банка и его взаимоотношения с коммерческими банками?
Выполняют ли коммерческие банки эмиссионные функции?
Чем акции АО отличаются от облигаций?
Какие факторы определяют курс акций на рынке ценных бумаг?
В чем единство и различия в существующих подходах к объединению причин инфляции?
Является ли инфляция платой за политику полной занятости? В чем смысл кривой Филлипса?
Каковы последствия инфляции?
Какие методы борьбы с инфляцией вы знаете?
Тесты, ситуации, задачи
Верны ли следующие утверждения (да, нет)
Чем выше процентная ставка, тем выше предпочтение ликвидности.
Эмиссионные банки являются, как правило, государственными.
Увеличение ставки банковского процента, как правило, сопровождается снижением курса акций.
Чем выше скорость обращения денег (при неизменном доходе и ценах), тем меньше их требуется для обращения.
Выберите правильные ответы
1. Ликвидность банка обеспечивается:
а) его собственным капиталом;
б) банковскими резервами;
в) условиями обмена денег на золото;
г) вексельным курсом.
2. Укажите, какая из характеристик привилегированной акции ошибочна:
а) дает право участия в управлении АО;
б) гарантирует владельцу фиксированный размер дивидендов;
в) удовлетворяет право собственности на долю в уставном капитале фонда АО;
г) дает их держателям право вето.
3. Разграничьте активные и пассивные операции банков:
а) выдача ссуд под залог товаров, ценностей и ценных бумаг;
б) покупка акций и облигаций;
в) прием вкладов;
г) хранение сбережений граждан и организаций;
д) предоставление ипотечного кредита;
е) выдача ссуд под залог недвижимости.
4. Разграничьте ценные бумаги, как свидетельства о собственности и свидетельства о займе:
а) акции;
б) векселя;
в) банкноты;
г) опционные свидетельства;
д) финансовые фьючерсы;
е) чеки;
ж) облигации;
з) депозитные и сберегательные сертификаты.
5. Определите очередность выплаты дивидендов:
а) поставщикам;
б) держателям простых акций;
в) держателям привилегированных акций;
г) банкам;
д) владельцам облигаций.
6. Основное различие между акцией и облигацией состоит в том, что облигация:
а) может быть продана только однажды;
б) не связана с риском;
в) является более ценной бумагой;
г) представляет собой долговую расписку корпорации.
7. Курс акций – это:
а) цена, по которой продаются и покупаются акции;
б) капитализированный дивиденд;
в) изменение цены акции за определенный промежуток времени.
8. Дивиденд зависит от ссудного процента:
а) прямо пропорционально;
б) обратно пропорционально;
в) не зависит.
9. На рыночную стоимость акции влияют:
а) спрос и предложения акций;
б) прибыльность работы АО;
в) движение нормы ссудного процента.
10. Размещение ценных бумаг – это:
а) продажа Центральным банком на первичном рынке;
б) их продажа ЦБ на вторичном рынке.
11. Какие мероприятия следует провести, чтобы предотвратить инфляцию:
а) расширить продажу товаров в кредит;
б) осуществить дополнительную эмиссию денег;
в) увеличить производство товаров;
г) снизить государственные расходы на оплату военных заказов, содержание армии и милиции;
д) ускорить оборачиваемость денег.
Решите задачи
Задача 1.
Предположим, банк принял решение, что его резервы будут составлять 10 % суммы вкладов, а остальная часть начнет «работать». Чему в этом случае будет равна норма резерва?
Задача 2.
Рассчитайте величину обязательного резерва и количество денег, которое банк может ссужать фирмам, если норма резервирования составляет 30 %, а у банка есть 100 млн денежных единиц.
Задача 3.
Во сколько раз увеличится каждая 1000 денежных единиц, попадающая в банковскую систему, если в системе действует 5 банков, а норма резервирования составляет 25 %.
Темы для экономического анализа, рефератов, кроссвордов, эссе
Проведите анализ
Изучите банковские услуги.
Посетите коммерческий или сберегательный банк или иное финансовое учреждение и сделайте следующий анализ:
а) соберите в банке бланки предоставляемых им услуг;
б) зафиксируйте, какие конкретно услуги он предоставляет. Нет ли расхождений с тем, что он должен делать?
в) сообщите на семинаре о ваших выводах и сравните их с выводами студентов, посетивших другие денежно-кредитные учреждения.
Напишите реферат на выбранную тему
История банков с древнейших времен до наших дней.
Роль банковской системы в экономике.
Российские банки после кризиса.
Центральный банк и его роль в современной банковской системе РФ.
Коммерческий банк как экономический субъект рынка.
Кредитная система России: проблемы и пути их решения.
Российские банки – строители новой провинции.
Выступите на семинаре с сообщениями об интересных книгах
1. Мартынов С. Финансы и банковский промысел. СПб.: Пирс, 1993.
Темы
а) Формирование финансово-кредитной системы России.
б) Придворный банкир Штиглиц.
в) Финансовая империя братьев-банкиров Поляковых.
2. Петербург. История банков / Под ред. Б. В. Ананьича. СПб.: Третье тысячелетие, 2001.
Темы
а) Топография и особенности петербургских банков.
б) Образ жизни и менталитет петербургского банкира.
в) Банковские монополии: старые и новые формы.
Сочините экономическое эссе на одну из тем
«Дворцовые» тайны: Центральный банк правит страной?
«За всю историю мира было три великих изобретения: огонь, колесо, центральная банковская система» (Вилл Роджерс).
- Галина Афанасьевна Маховикова Галина Гукасьян Вера Амосова Экономическая теория. Завтра экзамен
- Аннотация
- Оглавление
- Раздел I введение в экономическую теорию
- Раздел II микроэкономика
- Раздел III макроэкономика. Закономерности функционирования национальной экономики
- Раздел IV особенности переходной экономики россии
- К читателю
- Раздел I введение в экономическую теорию
- Лекция 1 Тема: основные этапы развития экономической теории
- 1.1 Истоки
- 1.2 Меркантилизм – первая школа политической экономии
- 1.3 Классическая политическая экономия и физиократия
- 1.4 Марксизм
- 1.5 Неоклассическое направление
- 1.6 Кейнсианство
- 1.7 Институционально-социологическое направление
- 1.8 Российская экономическая школа и ее специфика
- Отличительные черты российской экономической школы
- 1.8.2 Экономические проблемы в работах в. И. Ленина, а. В. Чаянова, н. Д. Кондратьева
- 1.8.3 Экономисты советского и постсоветского периодов
- Практикум по теме лекции 1
- Лекция 2 Тема: предмет экономической теории, ее философские и методологические основы
- 2.1 Эволюция идей о предмете экономической науки. Политическая экономия. Экономикс. Экономическая теория
- 2.2 Предмет экономической теории
- 2.3 Методы экономического анализа
- 2.4 Функции экономической теории
- 2.5 Экономическая политика и экономические цели
- 2.5.1 Экономические интересы. Что? Как? Для кого?
- 2.6. Модель человека в экономической теории
- Практикум по теме лекции 2
- Лекция 3 Тема: блага, потребности, ресурсы. Экономический выбор
- 3.1 Естественные и социальные условия жизни. Рост потребностей и ограниченность ресурсов
- 3.2 Экономические ограничения. Граница производственных возможностей
- 3.3 Основы общественного производства
- 3.4 Факторы производства, их взаимоотношение и комбинация
- Практикум по теме лекции 3
- Лекция 4 Тема: экономическая система общества: классификация, виды и модели. Отличительные признаки новой экономики
- 4.1 Понятие и классификация экономических систем
- 1. Формационный подход.
- 2. Цивилизационный подход.
- 4. Классификация экономических систем на основе способа организации хозяйственной деятельности учитывает следующие признаки:
- 4.2.2. Плановая экономика
- 4.2.3. Рыночная экономика
- 4.2.4. Переходная экономика
- Практикум по теме лекции 4
- Лекция 5 Тема: становление и сущность товарно-рыночного производства. Теории товара, стоимости, денег и цены
- 5.1 Натуральное хозяйство и его признаки. Товарное производство и его типы
- 5.2 Товар и его свойства. Альтернативные теории формирования стоимости и цены товара
- 5.3. Деньги как категория товарного производства: происхождение, сущность и функции
- 5.4 История российских денег
- 5.5 Денежная система: содержание и назначение. Эволюция денежного обращения и денег
- Практикум по теме лекции 5
- Лекция 6 Тема: рыночные отношения: сущность, функции, структура
- 6.1 Рынок: сущность, роль, функции и структура
- 6.2 Хозяйствующие субъекты и их типы
- 6.3. Инфраструктура рынка
- 6.3.1. Торговля и коммерция
- 6.3.2 Биржа, банк, реклама, аудит и прочие службы
- Практикум по теме лекции 6
- Раздел II микроэкономика
- Лекция 7 Тема: механизм функционирования рынка: спрос, предложение, рыночное равновесие
- 7.1. Спрос на товар и его характеристика
- 7.2. Предложение товара и его кривая
- 7.3. Соотношение спроса и предложения. Рыночное равновесие
- Практикум по теме лекции 7
- Лекция 8 Тема: рыночная конкуренция и ее виды
- 8.1. Конкуренция – ключевая категория рынка
- 8.2. Виды конкурентной борьбы. Совершенная и несовершенная конкуренция
- 8.3. Потери от несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство
- Практикум по теме лекции 8
- Лекция 9 Тема: фирма – основной субъект бизнеса. Формирование и движение капитала фирмы
- 9.1. Фирма – первичное звено предпринимательства. Теории фирмы. Трансакционные издержки
- 9.2. Основной и оборотный капитал. Амортизация
- 9.3. Теория управления фирмой – менеджмент
- 9.4. Маркетинг: сущность, функции, принципы
- Практикум по теме лекции 9
- Лекция 10 Тема: издержки производства фирмы. Теория издержек
- 10.1. Концепции издержек производства
- 10.2. Классификация издержек производства2
- 10.3. Издержки фирмы в коротком и длительном периодах
- Практикум по теме лекции 10
- Лекция 11 Тема: экономика домашнего хозяйства. Теория потребительского поведения
- 11.1 Домохозяйство и семья как субъекты микроэкономики
- 11.2. Принципы рационального поведения потребителя
- 11.3. Количественный (кардиналистский) подход к анализу поведения потребителя
- 11.4. Порядковый (ординалистский) подход к анализу поведения потребителя
- Практикум по теме лекции 11
- Лекция 12 Тема: рынок факторов производства ценообразование и доходы от факторов производства
- 12.1. Спрос и предложение на факторы производства
- 12.2. Экономическая природа прибыли
- 12.3. Процент как доход собственника ссудного капитала
- 12.4. Земельная рента как доход с земли
- 12.5. Заработная плата: сущность, уровень, динамика
- Практикум по теме лекции 12
- Раздел III
- 13.2. Общая характеристика макроэкономических показателей
- 13.3. Валовой национальный продукт и методы его исчисления
- 13.4. Структура национальной экономики. Народнохозяйственные пропорции
- 13.5. Кругооборот ресурсов и экономических благ
- 13.6. Национальное счетоводство: балансовый метод, метод системы национальных счетов
- Практикум по теме лекции 13
- Лекция 14 Тема: потребление. Сбережения. Инвестиции. Экономический рост, его типы, темпы и модели
- 14.1. Совокупный спрос и его кривая
- 14.2. Совокупное предложение и его график, равновесие совокупного спроса и совокупного предложения
- 14.3. Потребление и сбережения: взаимосвязь и различия. Предельная склонность к потреблению и сбережению
- 14.4. Инвестиции и их функциональное назначение. Факторы, влияющие на величину инвестиций
- 14.5. Экономический рост, его типы, темпы и модели. Факторы экономического роста
- Практикум по теме лекции 14
- Лекция 15 Тема: макроэкономическое равновесие. Государственное регулирование экономики
- 15.1. Роль и значение экономического равновесия
- 15.2. Теории макроэкономического равновесия
- 15.2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 15.2.2. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия: конец эпохи «laisser faire»
- 15.3. Государственное регулирование экономики
- 15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики
- 15.3.2. Государство в командной экономике
- 15.3.3. Государство в переходной экономике
- 15.3.4. Средства государственного регулирования экономики
- Практикум по теме лекции 15
- Лекция 16 Тема: цикличность развития экономики и макроэкономическая нестабильность: кризисы
- 16.1. Цикличность развития – экономическая закономерность. «Длинные волны Кондратьева»
- 16.2. Экономические теории цикличности общественного воспроизводства
- 16.3. Содержание и общие черты экономического цикла. Фазы цикла
- 16.4. Особенности экономического кризиса в России (конец 80-х – начало 90-х гг. Хх в.)
- Практикум по теме лекции 16
- Лекция 17 Тема: труд и занятость. Экономическая нестабильность на рынке труда: безработица
- 17.1. Труд как ресурс рыночной экономики. Теории труда
- 17.2. Рынок труда: функции и механизм действия. Кривые спроса и предложения труда
- 17.3. Занятость и безработица: причины, основные черты, виды и последствия
- Практикум по теме лекции 17
- Лекция 18 Тема: денежно-кредитная система. Экономическая нестабильность на денежном рынке: инфляция
- 18.1. Денежная масса и ее измерение: общее и различия в монетаристском и кейнсианском подходах
- 18.2. Кредит: сущность, функции, формы
- 18.3. Денежно-кредитная система: структура и функции
- 18.4. Ценные бумаги и их разновидности. Рынок ценных бумаг
- 18.5. Экономическая нестабильность на денежном рынке: инфляция
- Практикум по теме лекции 18
- Лекция 19 Тема: финансовая система и финансовая политика государства
- 19.1. Финансовая система: сущность и функции
- 19.2. Государственный бюджет и государственный долг
- 19.3. Налоговая система и принципы ее функционирования
- Практикум по теме лекции 19
- Лекция 20 Тема: совокупные доходы населения и их перераспределение. Социальная политика государства
- 20.1. Доходы населения и их источники
- 20.2. Уровень жизни населения и показатели его измерения
- 20.3. Неравенство в распределении доходов. Проблема бедности и богатства
- 20.4. Перераспределение доходов. Социальная политика государства
- Практикум по теме лекции 20
- Лекция 21 Тема: международные экономические отношения. Теория глобализации
- 21.1. Формы международных экономических отношений
- 21.2. Международная валютная система
- 21.3. Теория глобализации мировой экономики
- Практикум по теме лекции 21
- Раздел IV особенности переходной экономики россии
- Лекция 22 Тема: собственность как экономическая категория. Приватизация и разгосударствление
- 22.1. Собственность как экономическая категория
- 22.2. Формы собственности
- 22.3. Приватизация и разгосударствление
- 22.4. Модели приватизации и управление собственностью
- Практикум по теме лекции 22
- Лекция 23 Тема: предпринимательская деятельность: сущность, формы и виды. Теория рисков
- 23.1. Предпринимательство: экономическое содержание, признаки, виды
- 23.2. Организационные формы предпринимательства в России
- 23.3. Риск в предпринимательстве
- Практикум по теме лекции 23
- Лекция 24 Тема: методы рыночной трансформации экономики россии
- 24.1. Первоначальное накопление капитала
- 24.2. Признаки переходной экономики. Механизм рыночных преобразований
- 24.3. Обеспечение экономической безопасности
- 24.4. Роль институтов в рыночной трансформации экономики России. Теневая экономика
- Практикум по теме лекции 24
- Ответы на задачи Лекция 3
- Лекция 5
- Лекция 6
- Лекция 7
- Лекция 9
- Лекция 10
- Лекция 11
- Лекция 12
- Лекция 13
- Лекция 15
- Лекция 17
- Лекция 18
- Лекция 19
- Лекция 21