12.4. Земельная рента как доход с земли
Земля и ее недра, являясь одним из трех факторов производства, приносят доход, называемый рентой.
Земля обладает важной особенностью: в отличие от двух других факторов (труд, капитал), которые являются свободно воспроизводимыми, предложение земли ограничено: ее количество является величиной данной, фиксированной и не подлежащей увеличению. Поэтому предложение земли неэластично.
Ограниченность и неэластичность предложения земли обусловливают особенности ценообразования в сельском хозяйстве.
Это исходное положение признается всеми экономическими школами; в остальном их концептуальные подходы различаются.
Марксистская концепция земельной рентыисходит из того, что источником всех доходов является прибавочный продукт. Поэтому земельная рента, так же как прибыль и процент, является превращенной формой прибавочной стоимости. Маркс выделял два вида земельной ренты – абсолютную и дифференциальную. Последняя исследовалась также А. Смитом и Д. Рикардо.
Дифференциальная рента возникает на лучших и средних участках земли как разница между ценой производства продукции, полученной на средних и лучших по плодородию участках, и общей (более высокой) ценой, определяемой худшими условиями производства. Напрашивается вопрос: почему общественная цена производства определяется худшими, а не средними и даже лучшими условиями?
Да потому, что земельные площади ограничены и урожай только со средних и лучших земель не сможет удовлетворить общественные потребности. И если спрос превышает предложение, то рыночная цена поднимается до уровня цены производства продукции худшего участка.
Вывод: дифференциальная рента – это разница между общественной и индивидуальной ценами производства. На худших участках она не возникает.
Абсолютная рента, по Марксу, – это рента, имеющаяся на всех без исключения участках земли. Она появляется как разница между стоимостью сельскохозяйственной продукции и ее ценой производства: первая выше последней. Маркс полагал, что снижению стоимости мешает частная собственность на землю. Отсюда вывод: необходима национализация земли.
Если собственник земли сдает землю в аренду, то арендатор платит ему арендную плату, которая включает в себя земельную ренту плюс плату за пользование имеющимися на земле постройками. Сам же арендатор получает среднюю прибыль на капитал, который он вложил в хозяйство.
Такова вкратце марксистская концепция земельной ренты.
Неоклассическое направлениепользуется другим подходом: его представления исходят из концепции предельных издержек.
Рассмотрим случай, когда собственник земли сам ведет хозяйство, т. е. является фермером.
Воспользуемся примером П. Самуэльсона.
Из рис. 12.6 видно, что фермер (он же – собственник земли) будет нанимать рабочих до точки L1, т. е. пока предельный продукт последнего нанимаемого рабочего не сравняется с размером заработной платы. Заработная плата всех работников определяется площадью QW1EL.Остальная площадь W1DE и есть величина земельной ренты. П. Самуэльсон делает вывод, что размер земельной ренты определяется «остаточным методом», когда из общей величины созданного продукта вычитают совокупную величину заработной платы. По праву частной собственности рента достается собственнику земли (он же фермер).
Теперь определим величину ренты при условии, что земля не принадлежит фермеру, он лишь ее арендует.
Неоклассики исходят из того принципа, что цена любого фактора, будь то заработная плата, процент или рента, устанавливается на том уровне, при котором спрос и предложение выравниваются.
Рассмотрим рис. 12.7.
Известно, что предложение земли неэластично. Поэтому кривая предложения земли SS представляет собой вертикальную линию. DD – кривая спроса на землю, точка Е – тот уровень земельной ренты, который уравновешивает спрос и предложение земельных участков.
Если уровень арендной платы (ренты) повысится (выше точки Е), то предложение земли превысит спрос на нее, земельные собственники будут испытывать трудности со сдачей земли в аренду и потому понизят арендную плату, выплачиваемую арендаторами.
Если же уровень арендных ставок понизится (ниже точки Е), то спрос на землю превысит ее предложение. В этих условиях собственники земли будут повышать арендную плату (ренту).
Значит, только в точке Е будет наблюдаться равенство спроса и предложения земли.
Неоклассиков в отличие от Маркса интересует не то, кем создается рента, а то, от чего зависит уровень, на котором она устанавливается.
Итогом исследования этого вопроса являются два вывода:
Уровень ренты находится в прямой зависимости от неэластичности предложения.
Уровень ренты зависит от спроса на конечный продукт. Например, если цена и спрос на пшеницу снизились, то уменьшится и спрос на землю, где она выращивалась. Значит, упадут ставки арендной платы. Возможна обратная ситуация.
В рыночной экономике земля является объектом купли-продажи и имеет цену. Владелец земли стремится продать ее за такую сумму (цену), которая, если положить ее в банк, будет приносить ежегодный процент, равный ежегодной ренте.
Поэтому цена земли зависит от двух величин:
размеров земельной ренты, которую можно получить, став собственником земли;
ставки ссудного процента.
Эту зависимость можно выразить формулой:
Например, если ежегодная рента равна $2000, ставка ссудного процента – 4 %, то цена земли = $2000/4 х 100 = $50 000.
Вывод. Цена земли растет, если увеличивается размер ренты, и падает, если повышается норма процента.
Позиции разных экономических школ по этому вопросу почти совпадают.
- Галина Афанасьевна Маховикова Галина Гукасьян Вера Амосова Экономическая теория. Завтра экзамен
- Аннотация
- Оглавление
- Раздел I введение в экономическую теорию
- Раздел II микроэкономика
- Раздел III макроэкономика. Закономерности функционирования национальной экономики
- Раздел IV особенности переходной экономики россии
- К читателю
- Раздел I введение в экономическую теорию
- Лекция 1 Тема: основные этапы развития экономической теории
- 1.1 Истоки
- 1.2 Меркантилизм – первая школа политической экономии
- 1.3 Классическая политическая экономия и физиократия
- 1.4 Марксизм
- 1.5 Неоклассическое направление
- 1.6 Кейнсианство
- 1.7 Институционально-социологическое направление
- 1.8 Российская экономическая школа и ее специфика
- Отличительные черты российской экономической школы
- 1.8.2 Экономические проблемы в работах в. И. Ленина, а. В. Чаянова, н. Д. Кондратьева
- 1.8.3 Экономисты советского и постсоветского периодов
- Практикум по теме лекции 1
- Лекция 2 Тема: предмет экономической теории, ее философские и методологические основы
- 2.1 Эволюция идей о предмете экономической науки. Политическая экономия. Экономикс. Экономическая теория
- 2.2 Предмет экономической теории
- 2.3 Методы экономического анализа
- 2.4 Функции экономической теории
- 2.5 Экономическая политика и экономические цели
- 2.5.1 Экономические интересы. Что? Как? Для кого?
- 2.6. Модель человека в экономической теории
- Практикум по теме лекции 2
- Лекция 3 Тема: блага, потребности, ресурсы. Экономический выбор
- 3.1 Естественные и социальные условия жизни. Рост потребностей и ограниченность ресурсов
- 3.2 Экономические ограничения. Граница производственных возможностей
- 3.3 Основы общественного производства
- 3.4 Факторы производства, их взаимоотношение и комбинация
- Практикум по теме лекции 3
- Лекция 4 Тема: экономическая система общества: классификация, виды и модели. Отличительные признаки новой экономики
- 4.1 Понятие и классификация экономических систем
- 1. Формационный подход.
- 2. Цивилизационный подход.
- 4. Классификация экономических систем на основе способа организации хозяйственной деятельности учитывает следующие признаки:
- 4.2.2. Плановая экономика
- 4.2.3. Рыночная экономика
- 4.2.4. Переходная экономика
- Практикум по теме лекции 4
- Лекция 5 Тема: становление и сущность товарно-рыночного производства. Теории товара, стоимости, денег и цены
- 5.1 Натуральное хозяйство и его признаки. Товарное производство и его типы
- 5.2 Товар и его свойства. Альтернативные теории формирования стоимости и цены товара
- 5.3. Деньги как категория товарного производства: происхождение, сущность и функции
- 5.4 История российских денег
- 5.5 Денежная система: содержание и назначение. Эволюция денежного обращения и денег
- Практикум по теме лекции 5
- Лекция 6 Тема: рыночные отношения: сущность, функции, структура
- 6.1 Рынок: сущность, роль, функции и структура
- 6.2 Хозяйствующие субъекты и их типы
- 6.3. Инфраструктура рынка
- 6.3.1. Торговля и коммерция
- 6.3.2 Биржа, банк, реклама, аудит и прочие службы
- Практикум по теме лекции 6
- Раздел II микроэкономика
- Лекция 7 Тема: механизм функционирования рынка: спрос, предложение, рыночное равновесие
- 7.1. Спрос на товар и его характеристика
- 7.2. Предложение товара и его кривая
- 7.3. Соотношение спроса и предложения. Рыночное равновесие
- Практикум по теме лекции 7
- Лекция 8 Тема: рыночная конкуренция и ее виды
- 8.1. Конкуренция – ключевая категория рынка
- 8.2. Виды конкурентной борьбы. Совершенная и несовершенная конкуренция
- 8.3. Потери от несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство
- Практикум по теме лекции 8
- Лекция 9 Тема: фирма – основной субъект бизнеса. Формирование и движение капитала фирмы
- 9.1. Фирма – первичное звено предпринимательства. Теории фирмы. Трансакционные издержки
- 9.2. Основной и оборотный капитал. Амортизация
- 9.3. Теория управления фирмой – менеджмент
- 9.4. Маркетинг: сущность, функции, принципы
- Практикум по теме лекции 9
- Лекция 10 Тема: издержки производства фирмы. Теория издержек
- 10.1. Концепции издержек производства
- 10.2. Классификация издержек производства2
- 10.3. Издержки фирмы в коротком и длительном периодах
- Практикум по теме лекции 10
- Лекция 11 Тема: экономика домашнего хозяйства. Теория потребительского поведения
- 11.1 Домохозяйство и семья как субъекты микроэкономики
- 11.2. Принципы рационального поведения потребителя
- 11.3. Количественный (кардиналистский) подход к анализу поведения потребителя
- 11.4. Порядковый (ординалистский) подход к анализу поведения потребителя
- Практикум по теме лекции 11
- Лекция 12 Тема: рынок факторов производства ценообразование и доходы от факторов производства
- 12.1. Спрос и предложение на факторы производства
- 12.2. Экономическая природа прибыли
- 12.3. Процент как доход собственника ссудного капитала
- 12.4. Земельная рента как доход с земли
- 12.5. Заработная плата: сущность, уровень, динамика
- Практикум по теме лекции 12
- Раздел III
- 13.2. Общая характеристика макроэкономических показателей
- 13.3. Валовой национальный продукт и методы его исчисления
- 13.4. Структура национальной экономики. Народнохозяйственные пропорции
- 13.5. Кругооборот ресурсов и экономических благ
- 13.6. Национальное счетоводство: балансовый метод, метод системы национальных счетов
- Практикум по теме лекции 13
- Лекция 14 Тема: потребление. Сбережения. Инвестиции. Экономический рост, его типы, темпы и модели
- 14.1. Совокупный спрос и его кривая
- 14.2. Совокупное предложение и его график, равновесие совокупного спроса и совокупного предложения
- 14.3. Потребление и сбережения: взаимосвязь и различия. Предельная склонность к потреблению и сбережению
- 14.4. Инвестиции и их функциональное назначение. Факторы, влияющие на величину инвестиций
- 14.5. Экономический рост, его типы, темпы и модели. Факторы экономического роста
- Практикум по теме лекции 14
- Лекция 15 Тема: макроэкономическое равновесие. Государственное регулирование экономики
- 15.1. Роль и значение экономического равновесия
- 15.2. Теории макроэкономического равновесия
- 15.2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 15.2.2. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия: конец эпохи «laisser faire»
- 15.3. Государственное регулирование экономики
- 15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики
- 15.3.2. Государство в командной экономике
- 15.3.3. Государство в переходной экономике
- 15.3.4. Средства государственного регулирования экономики
- Практикум по теме лекции 15
- Лекция 16 Тема: цикличность развития экономики и макроэкономическая нестабильность: кризисы
- 16.1. Цикличность развития – экономическая закономерность. «Длинные волны Кондратьева»
- 16.2. Экономические теории цикличности общественного воспроизводства
- 16.3. Содержание и общие черты экономического цикла. Фазы цикла
- 16.4. Особенности экономического кризиса в России (конец 80-х – начало 90-х гг. Хх в.)
- Практикум по теме лекции 16
- Лекция 17 Тема: труд и занятость. Экономическая нестабильность на рынке труда: безработица
- 17.1. Труд как ресурс рыночной экономики. Теории труда
- 17.2. Рынок труда: функции и механизм действия. Кривые спроса и предложения труда
- 17.3. Занятость и безработица: причины, основные черты, виды и последствия
- Практикум по теме лекции 17
- Лекция 18 Тема: денежно-кредитная система. Экономическая нестабильность на денежном рынке: инфляция
- 18.1. Денежная масса и ее измерение: общее и различия в монетаристском и кейнсианском подходах
- 18.2. Кредит: сущность, функции, формы
- 18.3. Денежно-кредитная система: структура и функции
- 18.4. Ценные бумаги и их разновидности. Рынок ценных бумаг
- 18.5. Экономическая нестабильность на денежном рынке: инфляция
- Практикум по теме лекции 18
- Лекция 19 Тема: финансовая система и финансовая политика государства
- 19.1. Финансовая система: сущность и функции
- 19.2. Государственный бюджет и государственный долг
- 19.3. Налоговая система и принципы ее функционирования
- Практикум по теме лекции 19
- Лекция 20 Тема: совокупные доходы населения и их перераспределение. Социальная политика государства
- 20.1. Доходы населения и их источники
- 20.2. Уровень жизни населения и показатели его измерения
- 20.3. Неравенство в распределении доходов. Проблема бедности и богатства
- 20.4. Перераспределение доходов. Социальная политика государства
- Практикум по теме лекции 20
- Лекция 21 Тема: международные экономические отношения. Теория глобализации
- 21.1. Формы международных экономических отношений
- 21.2. Международная валютная система
- 21.3. Теория глобализации мировой экономики
- Практикум по теме лекции 21
- Раздел IV особенности переходной экономики россии
- Лекция 22 Тема: собственность как экономическая категория. Приватизация и разгосударствление
- 22.1. Собственность как экономическая категория
- 22.2. Формы собственности
- 22.3. Приватизация и разгосударствление
- 22.4. Модели приватизации и управление собственностью
- Практикум по теме лекции 22
- Лекция 23 Тема: предпринимательская деятельность: сущность, формы и виды. Теория рисков
- 23.1. Предпринимательство: экономическое содержание, признаки, виды
- 23.2. Организационные формы предпринимательства в России
- 23.3. Риск в предпринимательстве
- Практикум по теме лекции 23
- Лекция 24 Тема: методы рыночной трансформации экономики россии
- 24.1. Первоначальное накопление капитала
- 24.2. Признаки переходной экономики. Механизм рыночных преобразований
- 24.3. Обеспечение экономической безопасности
- 24.4. Роль институтов в рыночной трансформации экономики России. Теневая экономика
- Практикум по теме лекции 24
- Ответы на задачи Лекция 3
- Лекция 5
- Лекция 6
- Лекция 7
- Лекция 9
- Лекция 10
- Лекция 11
- Лекция 12
- Лекция 13
- Лекция 15
- Лекция 17
- Лекция 18
- Лекция 19
- Лекция 21