18.1. Денежная масса и ее измерение: общее и различия в монетаристском и кейнсианском подходах
Денежная масса – это совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, выполняющих функции средства обращения, платежа и накопления.
На денежном рынке, как на всяком другом, существует спрос на деньги и их предложение.
Под предложением понимается денежная масса в обращении, т. е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.
Для характеристики денежного предложения применяются денежные агрегаты, которые представляют собой различные группы ликвидных активов: М1, М2, М3, L и др.
Агрегат М1 (деньги для сделок) включает в себя: монеты, бумажные деньги, деньги на текущих счетах.
Агрегат М2 включает в себя: монеты, бумажные деньги, текущие счета, т. е. агрегат М1 плюс деньги на сберегательных и срочных вкладах.
Агрегат М3 включает в себя агрегат М2 плюс вклады в специализированных учреждениях и особые виды накоплений.
Существуют еще агрегаты L – группа ценных бумаг, Х – иностранная валюта и др.
Предложение денег исчисляется с помощью денежного мультипликатора.
Денежный мультипликатор (monetary multiplier) – это часть избыточного резерва, которую система коммерческих банков может использовать для увеличения массы денег в обращении и суммы бессрочных вкладов путем предоставления новых займов (или скупки ценных бумаг). Он равен единице, деленной на обязательную норму резерва. Денежный мультипликатор показывает, во сколько раз изменится объем денежной массы в случае изменения денежной базы (денег Центрального банка).
Таким образом, денежная масса – это взаимодействие денежной базы и мультипликатора.
Денежный мультипликатор используется для прогнозирования предложения денег и регулирования денежной массы. Главную роль в этом процессе играет Центральный банк.
Соотношение денежной массы и массы товаров и услуг на рынке определяет покупательную способность денег.
Покупательная способность денег – это количество товаров и услуг, которые можно купить на денежную единицу. При повышении уровня цен покупательная способность денег снижается, и наоборот.
Вторым компонентом денежного рынка является спрос. Существуют различные теоретические подходы при анализе спроса на деньги.
Рассмотрим сначала монетаристский подход.
Монетаризм (англ. money – деньги) – экономическая концепция, рассматривающая деньги, находящиеся в обращении, в качестве главного инструмента макроэкономического анализа.
Монетаризм возник в середине 50-х гг. ХХ в., а сам термин впервые появился в работе К. Бруннера «Роль денег в монетарной политике».
Родоначальником этого направления является Ирвинг Фишер. Широкое распространение монетаризм получил с начала 70-х гг. На Западе лидером современного монетаризма является М. Фридман (США – чикагская школа), в России – Егор Гайдар и др.
Упрощенно говоря, суть монетаризма сводится к двум тезисам:
Деньги играют основную роль в экономике.
Центральный банк может воздействовать на денежное предложение, т. е. на количество обращающихся денег.
Монетаризм основывается на количественной теории денег, корни которой уходят в XVII в. Затем эта теория развивалась в работах Ри-кардо, Кантильона, Маршалла и др.
В рамках количественной теории денег спрос на деньги определяли в соответствии с уравнением (моделью) И. Фишера:
M х V = P х Q,
где M – количество денег в обращении; V – скорость обращения денег; Q – количество проданных товаров; P – средняя цена товаров и услуг. Преобразуя уравнение, получали:
где MD – величина спроса на деньги.
Если предположить, что все сделки учитываются в ВНП, то P х Q равно номинальному ВНП.
ВНП
Отсюда: MV = ВНП и далее:
Современное толкование количественной теории денег М. Фридманом учитывает спрос на деньги не только общества в целом, но и отдельного лица, который ограничен суммой имеющегося у этого лица «портфеля ресурсов», т. е. денег и других активов:
MD = Pf (Rb, Re, p, h, y, u),
где MD – величина спроса на деньги; P – абсолютный уровень цен; Rb – номинальная норма процента по облигациям; Re – рыночная стоимость дохода по акциям; p – темп изменения уровня в процентах; h – отношение между человеческим богатством (труд) и всеми другими формами богатства; y – общий объем богатства; u – величина, отражающая возможное изменение вкусов и предпочтений.
У современного монетаризма есть соперничающая теория денег в лице кейнсианства и неокейнсианства.
Кейнсианская теория пытается определить спрос на деньги исходя из мотивов экономического субъекта, побуждающих его хранить часть своего богатства в форме ликвидных денежных активов. Д. Кейнс выделяет такие мотивы: трансакционный, спекулятивный, мотив предосторожности.
Важно отметить, что субъект не всегда может определить, какими именно мотивами он руководствуется в своем спросе на деньги.
Трансакционный – это мотив хранения денег, основанный на удобстве их использования в качестве средства платежа.
Предосторожность – это мотив хранения денег с целью иметь в будущем возможность осуществлять незапланированные расходы.
Спекулятивный – это мотив хранения денег, который возникает из неизвестности будущей рыночной стоимости финансовых активов и желания избежать потерь.
Кейнс считал, что спрос на деньги зависит от номинального дохода и нормы ссудного процента: номинальный доход прямо пропорционально влияет на денежный спрос, а норма ссудного процента – обратно пропорционально.
Основные различия между монетаризмом и кейнсианством сводятся к следующему.
В отличие от кейнсианцев, которые ориентируются на регулирующую роль государства, монетаристы стоят ближе к старой классической школе и часто отвергают вмешательство государства в регулирование денежной массы.
Кейнсианцы отводят деньгам второстепенную роль, монетаристы считают, что именно денежное обращение определяет уровень производства, занятости и цен.
Различны их позиции и в толковании обращения денежной массы. Монетаристы полагают, что скорость (V) стабильна. Но если скорость обращения денег (V) стабильна, то из уравнения обмена (M х V = = P х Q и далее M х V = ВНП) действительно следует, что между денежным предложением М и ВНП существует непосредственная и предсказуемая зависимость.
Кейнсианцы же считают, что изменение предложения денег изменяет сначала уровень процентной ставки, затем – инвестиционный спрос и только через мультипликатор вызывает изменение номинального ВНП.
Монетаристы считают, что в долгосрочной политике государство должно обеспечивать обоснованный постоянный прирост денежной массы (ΔМ).
В отличие от монетаристов кейнсианцы полагают, что наращивание денежного предложения чревато многими негативными последствиями. Если предложение денег растет, спрос на них падает, сокращается и цена кредита, т. е. процентная ставка, она перестает реагировать на рост предложения денег. В результате экономика попадает в «ликвидную ловушку» и рвется цепь причинно-следственных связей между количеством денег и номинальным ВНП.
Разобраться в «ликвидной ловушке» помогает равновесная модель IS-LM английского ученого Дж. Хикса, разработанная на базе кейн-сианской теории (рис. 18.1).
Кривая IS (Investment-Saving) соединяет множество точек, представляющих собой комбинации ставки процента r и уровня реального дохода y, при которых рынок товаров находится в равновесии.
Кривая LM (Liguidity-Money) характеризует равновесие в денежном секторе экономики и проходит через точки, представляющие такие комбинации ставки процента и уровня реального дохода, при которых денежный рынок находится в равновесии, т. е. существует равенство спроса на деньги и их предложения. Общее равновесие рынка устанавливается в точке пересечения кривых IS и LM. Кривая IS может пересечь кривую LM в любой ее части, поэтому возникают различные варианты равновесия. Существует особый случай, когда увеличение предложения денег не вызывает изменения национального дохода. Это происходит тогда, когда IS пересекает LM на ее горизонтальном участке (отрезок аЬ). Этот случай называется ликвидной ловушкой. При такой ситуации большинство хозяйственных субъектов, предполагая в будущем рост ставки процента, будет предъявлять спекулятивный спрос на деньги. В результате денежный рынок будет находиться в состоянии равновесия при любом уровне дохода, а норма процента не будет изменяться. Это делает неэффективной монетарную политику правительства.
Поэтому в отличие от монетаристов кейнсианцы основным средством стабилизации экономики считают фискальную политику, а не денежную. Следует отметить, что постепенно и те и другие отказываются от своих крайних позиций, поэтому противоречия между ними сглаживаются и в области теории денег возникает кейнсианско-нео-классический синтез, который в настоящее время в среде экономистов становится доминирующим.
- Галина Афанасьевна Маховикова Галина Гукасьян Вера Амосова Экономическая теория. Завтра экзамен
- Аннотация
- Оглавление
- Раздел I введение в экономическую теорию
- Раздел II микроэкономика
- Раздел III макроэкономика. Закономерности функционирования национальной экономики
- Раздел IV особенности переходной экономики россии
- К читателю
- Раздел I введение в экономическую теорию
- Лекция 1 Тема: основные этапы развития экономической теории
- 1.1 Истоки
- 1.2 Меркантилизм – первая школа политической экономии
- 1.3 Классическая политическая экономия и физиократия
- 1.4 Марксизм
- 1.5 Неоклассическое направление
- 1.6 Кейнсианство
- 1.7 Институционально-социологическое направление
- 1.8 Российская экономическая школа и ее специфика
- Отличительные черты российской экономической школы
- 1.8.2 Экономические проблемы в работах в. И. Ленина, а. В. Чаянова, н. Д. Кондратьева
- 1.8.3 Экономисты советского и постсоветского периодов
- Практикум по теме лекции 1
- Лекция 2 Тема: предмет экономической теории, ее философские и методологические основы
- 2.1 Эволюция идей о предмете экономической науки. Политическая экономия. Экономикс. Экономическая теория
- 2.2 Предмет экономической теории
- 2.3 Методы экономического анализа
- 2.4 Функции экономической теории
- 2.5 Экономическая политика и экономические цели
- 2.5.1 Экономические интересы. Что? Как? Для кого?
- 2.6. Модель человека в экономической теории
- Практикум по теме лекции 2
- Лекция 3 Тема: блага, потребности, ресурсы. Экономический выбор
- 3.1 Естественные и социальные условия жизни. Рост потребностей и ограниченность ресурсов
- 3.2 Экономические ограничения. Граница производственных возможностей
- 3.3 Основы общественного производства
- 3.4 Факторы производства, их взаимоотношение и комбинация
- Практикум по теме лекции 3
- Лекция 4 Тема: экономическая система общества: классификация, виды и модели. Отличительные признаки новой экономики
- 4.1 Понятие и классификация экономических систем
- 1. Формационный подход.
- 2. Цивилизационный подход.
- 4. Классификация экономических систем на основе способа организации хозяйственной деятельности учитывает следующие признаки:
- 4.2.2. Плановая экономика
- 4.2.3. Рыночная экономика
- 4.2.4. Переходная экономика
- Практикум по теме лекции 4
- Лекция 5 Тема: становление и сущность товарно-рыночного производства. Теории товара, стоимости, денег и цены
- 5.1 Натуральное хозяйство и его признаки. Товарное производство и его типы
- 5.2 Товар и его свойства. Альтернативные теории формирования стоимости и цены товара
- 5.3. Деньги как категория товарного производства: происхождение, сущность и функции
- 5.4 История российских денег
- 5.5 Денежная система: содержание и назначение. Эволюция денежного обращения и денег
- Практикум по теме лекции 5
- Лекция 6 Тема: рыночные отношения: сущность, функции, структура
- 6.1 Рынок: сущность, роль, функции и структура
- 6.2 Хозяйствующие субъекты и их типы
- 6.3. Инфраструктура рынка
- 6.3.1. Торговля и коммерция
- 6.3.2 Биржа, банк, реклама, аудит и прочие службы
- Практикум по теме лекции 6
- Раздел II микроэкономика
- Лекция 7 Тема: механизм функционирования рынка: спрос, предложение, рыночное равновесие
- 7.1. Спрос на товар и его характеристика
- 7.2. Предложение товара и его кривая
- 7.3. Соотношение спроса и предложения. Рыночное равновесие
- Практикум по теме лекции 7
- Лекция 8 Тема: рыночная конкуренция и ее виды
- 8.1. Конкуренция – ключевая категория рынка
- 8.2. Виды конкурентной борьбы. Совершенная и несовершенная конкуренция
- 8.3. Потери от несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство
- Практикум по теме лекции 8
- Лекция 9 Тема: фирма – основной субъект бизнеса. Формирование и движение капитала фирмы
- 9.1. Фирма – первичное звено предпринимательства. Теории фирмы. Трансакционные издержки
- 9.2. Основной и оборотный капитал. Амортизация
- 9.3. Теория управления фирмой – менеджмент
- 9.4. Маркетинг: сущность, функции, принципы
- Практикум по теме лекции 9
- Лекция 10 Тема: издержки производства фирмы. Теория издержек
- 10.1. Концепции издержек производства
- 10.2. Классификация издержек производства2
- 10.3. Издержки фирмы в коротком и длительном периодах
- Практикум по теме лекции 10
- Лекция 11 Тема: экономика домашнего хозяйства. Теория потребительского поведения
- 11.1 Домохозяйство и семья как субъекты микроэкономики
- 11.2. Принципы рационального поведения потребителя
- 11.3. Количественный (кардиналистский) подход к анализу поведения потребителя
- 11.4. Порядковый (ординалистский) подход к анализу поведения потребителя
- Практикум по теме лекции 11
- Лекция 12 Тема: рынок факторов производства ценообразование и доходы от факторов производства
- 12.1. Спрос и предложение на факторы производства
- 12.2. Экономическая природа прибыли
- 12.3. Процент как доход собственника ссудного капитала
- 12.4. Земельная рента как доход с земли
- 12.5. Заработная плата: сущность, уровень, динамика
- Практикум по теме лекции 12
- Раздел III
- 13.2. Общая характеристика макроэкономических показателей
- 13.3. Валовой национальный продукт и методы его исчисления
- 13.4. Структура национальной экономики. Народнохозяйственные пропорции
- 13.5. Кругооборот ресурсов и экономических благ
- 13.6. Национальное счетоводство: балансовый метод, метод системы национальных счетов
- Практикум по теме лекции 13
- Лекция 14 Тема: потребление. Сбережения. Инвестиции. Экономический рост, его типы, темпы и модели
- 14.1. Совокупный спрос и его кривая
- 14.2. Совокупное предложение и его график, равновесие совокупного спроса и совокупного предложения
- 14.3. Потребление и сбережения: взаимосвязь и различия. Предельная склонность к потреблению и сбережению
- 14.4. Инвестиции и их функциональное назначение. Факторы, влияющие на величину инвестиций
- 14.5. Экономический рост, его типы, темпы и модели. Факторы экономического роста
- Практикум по теме лекции 14
- Лекция 15 Тема: макроэкономическое равновесие. Государственное регулирование экономики
- 15.1. Роль и значение экономического равновесия
- 15.2. Теории макроэкономического равновесия
- 15.2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 15.2.2. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия: конец эпохи «laisser faire»
- 15.3. Государственное регулирование экономики
- 15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики
- 15.3.2. Государство в командной экономике
- 15.3.3. Государство в переходной экономике
- 15.3.4. Средства государственного регулирования экономики
- Практикум по теме лекции 15
- Лекция 16 Тема: цикличность развития экономики и макроэкономическая нестабильность: кризисы
- 16.1. Цикличность развития – экономическая закономерность. «Длинные волны Кондратьева»
- 16.2. Экономические теории цикличности общественного воспроизводства
- 16.3. Содержание и общие черты экономического цикла. Фазы цикла
- 16.4. Особенности экономического кризиса в России (конец 80-х – начало 90-х гг. Хх в.)
- Практикум по теме лекции 16
- Лекция 17 Тема: труд и занятость. Экономическая нестабильность на рынке труда: безработица
- 17.1. Труд как ресурс рыночной экономики. Теории труда
- 17.2. Рынок труда: функции и механизм действия. Кривые спроса и предложения труда
- 17.3. Занятость и безработица: причины, основные черты, виды и последствия
- Практикум по теме лекции 17
- Лекция 18 Тема: денежно-кредитная система. Экономическая нестабильность на денежном рынке: инфляция
- 18.1. Денежная масса и ее измерение: общее и различия в монетаристском и кейнсианском подходах
- 18.2. Кредит: сущность, функции, формы
- 18.3. Денежно-кредитная система: структура и функции
- 18.4. Ценные бумаги и их разновидности. Рынок ценных бумаг
- 18.5. Экономическая нестабильность на денежном рынке: инфляция
- Практикум по теме лекции 18
- Лекция 19 Тема: финансовая система и финансовая политика государства
- 19.1. Финансовая система: сущность и функции
- 19.2. Государственный бюджет и государственный долг
- 19.3. Налоговая система и принципы ее функционирования
- Практикум по теме лекции 19
- Лекция 20 Тема: совокупные доходы населения и их перераспределение. Социальная политика государства
- 20.1. Доходы населения и их источники
- 20.2. Уровень жизни населения и показатели его измерения
- 20.3. Неравенство в распределении доходов. Проблема бедности и богатства
- 20.4. Перераспределение доходов. Социальная политика государства
- Практикум по теме лекции 20
- Лекция 21 Тема: международные экономические отношения. Теория глобализации
- 21.1. Формы международных экономических отношений
- 21.2. Международная валютная система
- 21.3. Теория глобализации мировой экономики
- Практикум по теме лекции 21
- Раздел IV особенности переходной экономики россии
- Лекция 22 Тема: собственность как экономическая категория. Приватизация и разгосударствление
- 22.1. Собственность как экономическая категория
- 22.2. Формы собственности
- 22.3. Приватизация и разгосударствление
- 22.4. Модели приватизации и управление собственностью
- Практикум по теме лекции 22
- Лекция 23 Тема: предпринимательская деятельность: сущность, формы и виды. Теория рисков
- 23.1. Предпринимательство: экономическое содержание, признаки, виды
- 23.2. Организационные формы предпринимательства в России
- 23.3. Риск в предпринимательстве
- Практикум по теме лекции 23
- Лекция 24 Тема: методы рыночной трансформации экономики россии
- 24.1. Первоначальное накопление капитала
- 24.2. Признаки переходной экономики. Механизм рыночных преобразований
- 24.3. Обеспечение экономической безопасности
- 24.4. Роль институтов в рыночной трансформации экономики России. Теневая экономика
- Практикум по теме лекции 24
- Ответы на задачи Лекция 3
- Лекция 5
- Лекция 6
- Лекция 7
- Лекция 9
- Лекция 10
- Лекция 11
- Лекция 12
- Лекция 13
- Лекция 15
- Лекция 17
- Лекция 18
- Лекция 19
- Лекция 21